Миниатюра

Мим Олег Попов
Миниатюра в пантомиме традиционна. Чтобы не отвлекать на себя «драгоценное» внимание зрителей появилась эта лаконичная театральная форма. В центре внимания зрителей в миниатюре—персонаж: его жизнь, поступки, поведение и события, которые с ним происходят. Каждый персонаж руководствуется своими жизненными принципами—отсюда его цель, желания, сверхзадача, сквозное действие (и контрдействие), раскрывающиеся в сюжете миниатюры.

Логика миниатюры:

Персонаж
Персонаж попадает в конфликтную ситуацию.
Персонаж – возмущается
                Сопротивляется
                Борется
В кульминации все замирает!
                Перелом в какую-то сторону
Естественный финал, вытекающий из перелома.
«Звучит» идея миниатюры.

                Действие.

         Театр можно определить как действие актера на сцене в предлагаемых обстоятельствах. Актер—обычный человек, взятый из повседневной жизни, но его отличает от остальных людей то, что он осмелился выйти на публику чтобы сказать ей нечто важное с его точки зрения о жизни, о себе, об окружающем нас мире-- о том, что его волнует. В театре действие является формой существования сценической жизни. Действие на сцене выражает мысль, действие—способ информирования зрителя о происходящей истории. Пантомиму можно было бы назвать безмолвным действием актера на сцене. Пантомиму трудно рассказать—пантомиму нужно видеть, где все становится понятным из действия мима.



Драматизм.

Действие в миниатюре должно быть драматичным, чтобы зритель тоже мог активно переживать эту историю.
Щекотливые ситуации, в которые попадает персонаж, тоже создают драматизм, характеризуют персонажа, определяют отношение к нему зрителя.
Драматизма прибавляют препятствия всех видов на пути достижения желаемого персонажем.
Сильную реакцию зрителей вызывают «оценки» персонажа (реакции его на  то, что с ним происходит), на внутреннюю борьбу персонажа, выраженную в его поступках, поведении.
Персонаж всегда действует с психической окраской—это тоже придает драматизма и держит внимание зрителя, делает персонажа понятным для зрителя.
Миниатюра лучше всего сочиняется в домашних условиях, и опробывается в узком кругу близких миму людей. Я сказал бы , что понтомимическая миниатюра – скорее камерный театр, интимный , душевный разговор.
Самое ценное в пантомиме, после ее мысли—возможность актерской игры, палитра ситуаций и чувств, оценок и поступков, настроений и переживаний. Это настоящий театр и есть. Темы миниатюр знакомы зрителям по их жизни, мысли и чувства персонажа—это их мысли и чувства.

                Увеличение.

           Укрупнение жизненных процессов на сцене я буду называть Увеличением. Фортепианная музыка Баховской миниатюры (Гольдберг- вариации) помогает лучше понять атмосферу и темпоритм пантомимической миниатюры. Пример увеличения—пантомима «утренний туалет холостяка»:
          Темп выбираем замедленный (у музыки) и в этом неспешном темпе холостяк входит в ванную комнату, смотрит на себя в зеркало… Проводит рукой по щеке—щетина, надо-бы побриться… Действие неторопливое с остановками.



                Поединок.

Сценка- пантомима—это история одного конфликта.
Сценка- пантомима – это поединок между противоположными сторонами.
Сценка- пантомима—это живой процесс борьбы.
Сценка- пантомима—это : экспозиция, развитие, кульминация- перелом, развязка.
Сценка- пантомима—это накал страстей.
Сценка- пантомима—это небольшой «рассказ» мима о событии в жизни персонажа сценки.
Сценка- пантомима—это демонстрация мимом своего актерского мастерства и владения техникой иллюзии, а так же, знание основ драматургии и режиссуры.
Сценка- пантомима—это нарастающее напряжение.
Сценка-пантомима—это цель- сверхзадача, сквозное действие, контрсквозное действие.
Сценка- пантомима—это пародия на жизнь. Все, как в жизни, только смешно, с иронией к персонажам, с использованием комических моментов, преувеличений.


                Пародия на жизнь.

Пародия на жизнь ставит своей целью показать суетность бытия, его комичность если взглянуть на жизнь с высоты птичьего полета. Вот покупатель в супермаркете готов скупить все—были бы деньги, а их как всегда впритык, деньги мы храним не только в карманах, которым мы не доверяем, но и в самых разных местах. Отдав все деньги  мы превращаемся в тягловых лошадей едва неся сумки с продуктами в обоих руках плюс—в зубах.
        Пародия на жизнь—это способ осмысления своего бытия человеком, укрупнение тенденций развития общества и индивидуума, срез обычной повседневности и выделение в нем типичного, характерного для большинства людей. В этом смысле мы имеем дело с пародией на типичное: типичный персонаж, типичный конфликт, типичная ситуация. Все очень близко людям и очень хорошо знакомо, на своей шкуре испытано.  Этакая возможность посмотреть на себя со стороны и посмеяться над собой.
        Я так думаю, что смешное нас окружает, а часто мы сами оказываемся в смешном положении когда у нас что-то не получается и мы понапрасну переживаем или злимся. «Утро холостяка» о том, как смешен холостяк в том, за что он ни берется у себя дома. Вот он потянулся и почесался… продолжает чесаться в других местах—завшивел что ли? Надо идти в ванную, открыл дверь—темнота в комнате, шарит по стене – ищет выключатель, нашел—не работает, выворачивает  лампочку, смотрит на свет – нормальная, вкрутил обратно – загорелась! Подошел к круглому зеркалу, видит пятно на щеке, трет, трет , трет—не оттирается, пригляделся—пятно на зеркале, а не на лице, оттер пятно на зеркале. Открыл кран с водой, слегка побрызгал на лицо, заметил щетину. Намыливает помазком пену и наносит ее на лицо, берет станок и начинает бриться. Станок старый, дерет, а не бреет. Отложил его смыл пену и вручную выдергивает волоски, больно!  Закончил с бритьем, взял зубную щетку, чистит зубы , вспомнил—зубная паста! Взял тюбик, давит – никак, смотрит в отверстие тюбика—паста брызнула в лицо! Намазал на щетку пасту и стал чистить зубы, остановился—выплюнул зуб! Задумался—чистить или не чистить, снова чистит—еще один зуб выпал—достаточно, смотрит на щетку. Раздевается и лезет под душ предварительно раздевшись и попробовав воду. Намыливает голову мылом и тут кончается вода. Наощупь находит полотенце и вытирает голову, смотрит в зеркало и никак не может уложить торчащие во все стороны волосы… Возможно было бы лучше написать либретто этой пантомимы так:
Холостяк потянулся
Чешется
Утренний туалет: 
     Пятно на щеке или на зеркале
     Бритье—станок старый, лучше выдергивать пальцами
      Чистит зубы—испачкался пастой из тюбика, выпали два зуба от чистки зубов.
     Интересно, можно искать комизм во время пробного этюда в характере образа!!! Как бы проигрывая образ—его настроение, импровизировать в образе( в его тонусе, весе). Здесь уже лаборатория начинается
      Каждый эпизод содержит в себе событие. Из эпизодов складывается сюжет.
      В результате игры в образ заседания родилась зарисовка «Заседание»! 
Входит  председатель—знак всем сесть. Сел, достал ручку и блокнот, дает слово одному министру, слушает (меняя позы), взял ручку и пометил что-то в блокноте. Предложил слово другому министру, слушает меняя позы. Посмотрел на часы, министр окончил доклад. Снова пометил что-то в блокноте. Предлагает слово третьему… тот  отказывается говорить, никакие уговоры не помогают, показывает ему на часы, а тот молчит. Сам записал в блокноте, взял слово—предвинул к себе микрофон, «экнул» в него, а потом начал жестикулировать свою речь( рука от себя). Кончил говорить, а рука продолжает движение «от себя» и «к себе».Сам заметил это, попытался остановить руку, получил пощечину, что-то записал в блокноте, посмотрел на часы, кивнул всем и покинул заседание…
      Значит, путь к номеру может лежать в простой игре, импровизации в образе Персонажа—так можно нащупать интересный и живой сюжет, и идею. И еще одно важное место: не стоит специально придумывать экспозицию, завязку и т.д. Важно, чтобы было смешно, а не по правилам. Эти правила пригодятся для анализа сюжета пантомимы, а не его сочинения. А для сочинения пантомимы нужна жизнь персонажа, и жизненные ощущения и впечатления.


                Человек-театр.
 
       Мим—это пример человека- театра. Человек – театр сочетает в себе: зрителя, драматурга, режиссера, актера, художника, звукорежиссера. В моем случае( домашний театр) я соединяю в себе: зрителя, драматурга, режиссера, актера- мима. Из перечисленных зрители видят только актера- мима.
         Вообще, есть три кита: сочинение, режиссура и исполнение.
Мим должен быть не только хорошим актером и техничным мимом, но и должен разбираться в основах драматургии , и быть грамотным режиссером. Что это значит? Это значит, что мим должен быть достаточно пластичен, чтобы принимать пластику Персонажа, и должен владеть техникой создания иллюзии, чтобы включать воображение зрителя. Это значит, что мим должен знать, что такое тема, идея, цель, сюжет, сверхзадача, конфликт, сквозное действие, контрсквозное действие, экспозиция, завязка, развитие, кульминация- перелом, развязка, исходное событие, основное событие, главное событие . Это значит, что мим должен быть наблюдательным в жизни и должен иметь богатую фантазию, оригинальное мышление.
        Еще одна сценка «Скульптор и президент»:
Скульптор в своей мастерской сосредоточенно работает над глыбой мрамора молотком и резцом. Вдруг видит гостя—президент пришел(маленького росточка),руку протянул скульптору. Скульптор поплевал на ладони и вытер их об себя, пожал руку президенту. Президент поплевал на свои ладони и вытер их о себя. «Сваяй меня!»-- президент стал в позу Ленина. Скульптор кивнул и принялся за работу – отсекать лишнее. Позирующий президент держит руку вперед. Появилась муха. Отмахивается от нее, наконец муха села ему на лоб и президент прихлопнул ее. Опять вытянул руку вперед. Вдруг он что-то увидел в направлении руки, подошел к окну, открыл его и увидел девушку— покрасовался своими бицепсами, послал ей воздушный поцелуй показав на часы отошел от окна и снова позирует. Устает держать руку вперед, поддерживает ее другой рукой. Устал, показывает на часы скульптору. Скульптор заканчивает работу – готово! Президент качает головой—хорошо! Вот только выше оригинала. Скульптор отрезает пилой ноги скульптуре. Вот  теперь как раз! Президент встал в позу скульптуры, повернулся рукой к скульптору и  показал кукиш ему, а сам заржал как конь! Так с вытянутой рукой и кукишем ушел.
       По своей простоте и выразительности пантомима должна быть понятна пятикласснику, да и темы надо брать важные для человека с детства. Первый зритель—он самый важный, должен быть свой человек, который тебя любит и принимает с радостью все , что ты делаешь, такой зритель окрыляет -- на него и нужно ориентироваться в своем творчестве, а не на критиков. Потому, что первый зритель видит чистую версию, и в ней видна мысль изначальная, и игра здесь живая и непосредственная, не изуродованная и не отягощенная критикой. Здесь существует интересный момент: мим должен показывать то, что ему интересно, или он должен откликаться на животрепещущие темы общества? Здесь можно проследить логику творчества: для чего артисту выходить на публику ( в данном случае миму или клоуну)? Кроме демонстрации своего мастерства актера и мима или клоуна артист хочет что-то сказать людям- зрителям, что-то важное, а может быть ему просто очень хочется быть и жить на сцене. Надо определиться. Моя цель—представление пантомимы как театра одного актера, и в этом смысл моего творчества. На что сориентирован мой театр пантомимы? На различные стороны жизни. Мой театр субъективен—я показываю то, что мне интересно. Хотя я пытаюсь идти в ногу со временем и делаю пантомимы на злобу дня, но душой я далек от суеты современной жизни. Но мне есть ,к чему стремиться—актуальность тем для моего творчества ведет к актуальности моего театра, моего дела, моего творчества, моего круга и образа мыслей. Можно было бы так нарисовать концепцию моего творчества: Мир, в котором я живу.
       

                «Мир , в котором я живу».

Сценка- пантомима «Осторожно! Окрашено»:

       Стоит стул(лавочка в парке). Появляется маляр с ведром краски. Он красит лавочку и вешает на нее надпись на листе «Окрашено». Уходит.
        Появляется человек неотрывно читающий книгу, доходит до стула, останавливается, не отрываясь от интересной книги садится на стул и продолжает читать, смеется над прочитанным, а потом проливает слезы. Наконец, встал с книгой и пошел читая дальше .
         Вновь появляется маляр с ведром краски, остановился у стула и смотрит на него(стоп-кадр). Взял кисть и снова красит стул. Уходит.
          Появляется пьяный. Шаткой походкой доходит до стула. Не глядя садится на него. Достает из кармана бутылку, открывает ее и пьет. Выпил ее за один раз , бутылку выбросил за спину. Достает сигарету, прикурил от зажигалки, курит, докурил и бросил. Встал и опять сел. Встал на четвереньки и так уполз.
         Вновь появляется маляр с ведром краски, останавливается у стула и смотрит на него(стоп-кадр). Взял кисть из ведра и снова красит стул. Уходит.
         Появляется девушка в мини-юбке, останавливается спиной к стулу, открывает сумочку и достает из нее косметичку, машинально садится на стул и открыв косметичку начинает наводить красоту. Навела красоту и убрала косметичку в сумку, посмотрела на часы, потом вокруг и увидела своего парня, встала, убрала пылинку с плеча и пошла к своему парню.
          Вновь появился маляр с ведром краски. Опять смотрит на стул(стоп-кадр). Взял кисть, красит стул , краска кончилась—из ведра вылил остатки на стул. Вытер пот со лба стоя спиной к стулу—устал от работы. Не глядя сел на стул, машет себе ладонью-веером(упарился), расслабленно откинулся на стуле. И заснул. Финал.

                Лаборатория смешного действия.

       С чего начинается творчество клоуна- мима? С рождения образа, который своей игрой или существованием на сцене создает клоун- мим. Клоун- мим может создать целую серию образов и все они будут смешные. Лаборатория клоуна- мима начинается с ощущения себя в образе персонажа пантомимы, с простой актерской игры—существования в образе, образ сам подсказывает миму действия, поведение, интересы, отношения. Эта игра мима рождает свои идеи, свои сюжеты, свой рисунок персонажа и роли мима. Так рождается пантомима от игры воображения клоуна- мима, от его ощущения жизни образа. Образ – это ощущение клоуном- мимом личности персонажа, это рождение новых отношений к себе и к окружающему миру, рождение поведения персонажа, притягивание к себе определенных ситуаций, в которых проявляется характер персонажа( это уже сюжет). Проще говоря, из «дурачества» в своей комнате клоуна-мима рождается пантомима, ее атмосфера. Кстати, музыка для атмосферы—первое дело. Музыка удерживает пантомиму на зрителе.

       Сценка- пантомима «Взгляд»:

       Выходит человек неторопливой походкой, не знает чем заняться. Остановился и стал смотреть куда-то вдаль, замер в этой позе.
       Появляется мужичок с бычком в зубах. Увидал смотрящего вдаль, заинтересовался—куда это он смотрит? Обошел его со всех сторон, никак не поймет—куда тот смотрит. Спросил его, а тот просто пожал плечами—не знаю. Мужичок бросил сигарету и стал смеяться над ответом, а потом посерезнел и сказал ,мол, меня не проведешь, у меня голова на плечах есть, и стал смотреть в ту же сторону, что и человек.
       Появляется женщина с детской коляской, обращает свое внимание на людей смотрящих вдаль и тоже стала смотреть туда же.
       Человек продолжает смотреть в прежнем направлении, но тут его сзади тыкает бабушка—подвиньтесь, а то из-за вас ничего не видно. Человек подвинулся. Тут его оттеснила назад толпа зевак и ему стало интересно куда все смотрят, он пытается увидеть из-за голов толпы. Наконец, посмотрел на часы и ушел.

                Бах и пантомима.

        Интересная тема—Бах и пантомима. Говоря о Бахе я имею в виду его полифоничность, полифоничность его музыки, а так же фундаментальность его музыкальных тем, затрагивающих глубинные вопросы жизни. И вместе с тем, современность этих тем и потому – современность его музыки.

         Вот и следующая сценка «Рисование Аполлона в музее»:

        Аполлон стоит в центре зала и сверкает своей красотой.
        Появляется художник с планшетом, обходит с разных сторон скульптуру, устанавливает планшет, затачивает карандаш, примеривает по карандашу изображение на планшете, начинает рисовать. Периодически обходит скульптуру, чтобы увидеть нюансы светотени. Наконец остановился, сравнивает то, что на листе с оригиналом. Задумался.
         Вдруг Аполлон повернул голову к планшету, сошел со своего места, взял карандаш и сам подправил рисунок несколькими штрихами. После этого вновь встал на свое место. (Музыка возможно будет Баховская).

          Итак, Бах и пантомима, что их может связывать? Возможно, что  музыка Баха возвышает своей гармонией простые человеческие чувства, возводит их на пьедистал.  Значит искать следует в области простых человеческих чувств. Знаток простых человеческих чувств, конечно же, писатель- романист.
 
Наклевывается следующая сценка- пантомима « Писатель»:
         Вынашивание идеи (хождение взад- вперед). Периодически садится за стол, что-то напишет и тут же комкает и бросает скомканный листок . Никак не идет.
          Устал. Вдруг пришла идея, осторожно берет чистый лист и перо, и так же осторожно начинает писать. Процесс пошел и писатель разве что не дымится о скорости письма. Наконец, отбросил перо и лист—готово! Встает и начинает проживать в воображении придуманную историю:
          Одна милая девушка пошла в лес собирать ягоды и цветы, и заблудилась. Стала аукать…
          А в том лесу бродил один разбойник, он услышал ее аукание и поспешил  к ней.
          Они встретились, он предложил ей руку и сердце и она ему отдалась. А после жаркой любви он ушел от нее, а она осталась одна. Она не вынесла позора, достала нож и заколола себя.
        Он вернулся и увидел эту картину. Взял свой пистолет и застрелился. За компанию, но не сразу, а после того как несколько раз проверил, что она действительно мертва.

      Вообще, сценка-пантомима должна состоять из эпизодов, в каждом из которых есть свое событие. И потому сценарий должен быть составлен из последовательности таких эпизодов- событий, и представлены они должны быть внятно и понятно для пятиклассника.
       Но продолжим о связи Баха и пантомимы. Музыка Баха своей полифонией наполняет своими красками- эмоциями каждый миг жизни слушателя. Бах может звучать и простая застывшая поза мима будет излучать свой особенный смысл, придаваемый ей музыкой Баха. В данном случае пантомима—это видеоряд на музыку Баха. Этот видеоряд мима может состоять из ассоциаций мима как слушателя, а это и конкретные действия (бытовые), и абстрактные образы, и просто выражение эмоционального состояния мима во времени, и в пространстве. В миниатюрах Баха (пантомима—миниатюра) есть такая особенность—постоянный темп (начало и кода звучат в своем темпе). Аналогия темпа миниатюры Баха и темпа действия в пантомиме- миниатюре очевидна. Т.е. пантомимическая трактовка Баха начинается с определения эмоционального настроя (темп, тональность), с дальнейшим поиском аналогии в жизни. Сколько я слушаю Баха, то  могу сказать , что он постоянно говорит об одном, но с разных сторон, он создает иллюзию жизни своей музыкой и потому не нуждается ни в каких видеорядах. Обычно для меня Бах—это застывшее движение.


       А вот еще одна сценка (навеянная музыкой Баха)—«Старость не в радость»:
       Солнечный день. Летний парк . Скамейка.
       Появляется старичок с бадиком, садится на лавочку и опершись на бадик застывает глядя перед собой.
        Появляется молодая и раскошная блондинка в мини, грациозно садится рядом со старичком на лавочку и смотрит на часы (кого-то ждет).
         Старичок повернулся к ней и застыл с раскрытым ртом.
         Кокетка достала из сумочки косметичку и стала наводить красоту. Старичок достал пузырек с таблетками отсыпал горсть и проглотил. Кокетка достала сигареты , зажигалку, закурила и дымом дыхнула на старичка, тот закашлялся от дыма. Кокетка стала дышать в другую сторону. Кокетка задорно кивнула старичку и протянула ему руку. А старичок дрожащей неврологически рукой взял ее руку и поцеловал. Кокетка показала ему какая шикарная у нее грудь, похлопала себя по попе Кокетка громко засмеялась и послала ему воздушный поцелуй, приложила его к щеке старичка , и у него начался неврологический тик всем телом, он скорее пить лекарство, немного отойдя от тика он трясущейся рукой предложил ей свое сердце.
       Но тут возник парень, который взял трясущееся сердце старичка, оценил его здоровье как предсмертное, перекрестился и посмотрел на небо, вернул старичку его сердце, взял под руку кокетку и  Чао, Бомбино!
       Старичок проводил их взглядом, снова выпил лекарство, осторожно встал и эпилептически пошел прочь. Один раз оглянулся и продолжил свой путь.

Притча о том, как из одного материала были сделаны : парус, знамя, платье, половая тряпка.


                Сценка.

       Пантомима – миниатюра для меня более понятно звучит как сценка, т.е. взятый из жизни эпизод или плод фантазии мима, а может быть и то и другое. Сценка для меня-- более легкое и понятное действие, чем миниатюра. Миниатюра строга, а сценка непосредственна и свободна, но абсолютно понятна и точна, этакое шутовство со смыслом. Сценка составляется из смешных моментов (эпизодов), да и цель сценки – посмеяться над жизнью нашей да над собой в этой жизни. А что еще нам делать, не принимать же все близко к сердцу (тут никакого здоровья не хватит)? Только смеяться и остается, хоть часто это смех сквозь слезы. Ну и что, пусть громче будет смех! Значит, надо показывать самих себя в нашей несовершенной жизни (проблемный вариант) и высмеивать не только себя, но и несовершенства жизни.