День Свободы не приходит без борьбы за нее

Сабинаа
Вчера Соединенные Штаты Америки традиционным возложением венка к Колоколу Свободы отметили один из самых важных, на мой взгляд, государственных  праздников - Национальный день свободы.1 февраля 1865 года президент Авраам Линкольн  подписал резолюцию Конгресса о внесении 13 поправки в Конституцию США, отменяющей в стране рабство. Чтобы  избавиться  от этого позорного явления, Соединенные Штаты ввязались в самую кровопролитную войну в своей истории- войну  между Севером и Югом. Величие  американского народа заключалось в том, что для его большинства угнетение людей, рабство было абсолютно неприемлемым. А ведь  так приятно чувствовать себя господином, повелителем, вершителем человеческих судеб даже если ты при этом являешься  совершенным ничтожеством. Белый цвет кожи уже от рождения давал неоспоримые преимущества. Только настоящий человек  способен добровольно отказаться от этого, ценя свои и уважая права других людей.                Победа Севера была исторически неизбежна, негры освобождены от рабства, но это была только середина пути. До истинной свободы впереди была дорога длиной в полтора столетия. История США дает всему миру прекрасный урок борьбы меньшинства за свои гражданские права и свободы.               
Сегодня трудно поверить, что еще полвека назад в южных штатах расовая дискриминация ,сегрегация были массовым явлением, жизненной нормой. Чернокожие американцы не имели права учиться с белыми в одних учебных заведениях, ездить в одном транспорте, находиться в одном ресторане, сидеть в парке на одной скамейке. Но так было! Были надписи на скамейках-«Только для белых»,на дверях ресторанов-«Собакам и неграм вход запрещен!».Как видите в этом запрете собаки упомянуты раньше людей. Южные штаты открыто игнорировали федеральные законы, гарантирующие всеобщее равенство. По ночам полыхали кровавым огнем кресты  ку-клукс-клана , погибали те, кто осмеливался поднять голос протеста, в дома активистов летели зажигательные бомбы.               
Вторая мировая война нуждалась в огромных человеческих ресурсах. Никто не спорит с тем, что «Новый курс» Рузвельта остановил Великую  депрессию, но окончательно ее победила война, поставившая под ружье миллионы людей, а другие миллионы к фабричным станкам. Это был один из тех редчайших моментов, когда в Штатах не было безработицы. Но война кончилась, и чернокожие граждане Америки обнаружили, что в армии подавляющее большинство  афро-американцев  так и осталось рядовыми солдатами, а в промышленности увольнения в первую очередь коснулись именно его. Многие за годы войны получили высокую квалификацию, а  теперь им предстояло вылететь за ворота, освобождая место для белых собратьев, или  в лучшем случае удовлетвориться низкооплачиваемой работой, не требующей высокой квалификации. Безработица среди афро-американцев росла в разы быстрее, тем более, что она подпитывалась сотнями тысяч демобилизованных из армии.               
Какие перспективы в такой ситуации могли быть у чернокожего меньшинства? Какие методы борьбы за свои права оно могло избрать? Что с наибольшей эффективностью могло противостоять расовой дискриминации, насилию, унижениям? Отвечать на насилие насилием, на убийство – убийством? В США были сторонники радикально-революционного направления. Интеллигентам  70-х годов памятны имена «Черных пантер» и знаменитой на весь Советский Союз Анжелы Девис с ее не менее знаменитой прической. Они хотели изменить мир в лучшую сторону оружием и в кратчайшие сроки. Но  дело в том, что насилие революционное ничем не лучше насилия реакционного -мир от него становился только хуже, а расисты получали дополнительные аргументы в оправдание своих человеконенавистнических теорий.               

Народ Соединенных Штатов избрал другой путь, афро-американское  меньшинство пошло за другими лидерами. Это был путь непротивления злу насилием, указанный еще Львом Толстым и Мохатмой Ганди. Чернокожий священник, преподобный Мартин Лютер Кинг произнес свой великий тезис гуманизма: «У меня есть мечта!».Этот человек, как и его великий предшественник-отец Реформации Мартин Лютер, достойно занял место среди величайших общественных деятелей, изменивших и историю своей страны, и историю всего человечества в целом. Теперь борьба приобрела совершенно другой характер, В Монтгомери, где афро-американцам было запрещено пользоваться совместно с белыми общественным транспортом, они просто перестали садиться в автобусы и стали ходить пешком. Только за один день транспортные фирмы понесли убытки на 15 тысяч долларов- сумма для шестидесятых годов очень значительная. Власти штата бросили за решетку руководителей движения, расисты пытались угрозами и насилием запугать людей, но все было тщетно. Когда журналисты спросили у одной пожилой негритянки, не трудно ли ей так далеко ходить пешком ,она с гордостью ответила: «Ноги устают, а  душа отдыхает». Хозяевам пришлось отступить и снять свой дискриминационный запрет. Чернокожие  студенты входили в рестораны для белых и молча, сидели, не отвечая на оскорбления, ругань,  не ввязываясь в драки. Они  старались ничем не нарушать законы, хотя расисты сжигали негритянские дома и даже церкви, убивали активистов. Им покровительствовали мракобесы-губернаторы, такие как Уоллес из Алабамы и многие другие.               
Люди старшего поколения хорошо помнят историю Джеймса Мередита, чернокожего парня, который отслужив в армии, решил  учиться в университете американского городка Оксфорд. Ему официально грозили смертью, толпы вооруженных расистов преграждали путь к студенческой аудитории, в  него стреляли и ранили в ногу, но он, наскоро перевязав рану, продолжал движение вперед. Федеральное правительство оказало ему помощь-75 человек обеспечивали его безопасность, а в аудитории с ним постоянно находился агент ФБР. При всей важности государственной поддержки, думается, что решающим фактором все же несгибаемое мужество, выдержка , терпение людей, решивших навсегда покончить с расовой несправедливостью.                Борьба не бывает без жертв. В  Мемфисе на балконе мотеля убийца застрелил Кинга, но демократию  застрелить уже не мог никто. Южные штаты стали совершенно другими, уровень толерантности  в американском обществе просто зашкаливает. Уже давно появились конгрессмены и сенаторы с темной кожей, министры и госсекретари , и  наконец  первый афро-американец –президент Соединенных Штатов. Будь сегодня жив Кинг, он  с совершенно другим чувством мог бы сказать:» Свободен, свободен, свободен                наконец!»               

P.S. В моей статье несколько раз использовано слово  «негр».Мне хорошо известно, что в США сегодня его старательно избегают, но для нас, воспитанных на «Хижине дяди Тома», на Томе Сойере и Геке Финне, на фильмах Стенли Крамера и других замечательных деятелей американской культуры- «Скованные одной цепью», «Беги, негр, беги!»,это слово никогда не было оскорбительным, оно всегда вызывало глубокое уважение.
 

                С               

                Сабина. М. Алиева