Единство

Сабинаа
               
 
День солидарности азербайджанцев мира  для нашего народа имеет огромное значение. Историческая  судьба азербайджанцев сложилась так, что они  оказались, разделены государственными границами, что им приходится  жить в разных странах, очень отличающихся друг от друга  жизненным укладом, менталитетом.  Они живут в странах Востока, на   постсоветском пространстве и на Западе. Мы большой и сильный народ, насчитывающий десятки  миллионов  человек, проживающих почти в двух десятках государств.               
 
Появился  на свет этот праздник благодаря выдающемуся государственному деятелю нашего народа Гейдару Алиеву, бывшему тогда председателем Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики. 31 декабря 1989 года огромные толпы людей начали демонтаж укреплений на азербайджанском участке советско-иранской границы. Это было падение Берлинской стены азербайджанского народа. Началось стихийное братание  представителей одного народа, веками разделенного на части. В тот же день в Стамбуле открылся первый Всемирный Конгресс азербайджанцев. На эти события  советское руководство ответило вводом войск, а в Азербайджане на него обратила внимание только оппозиция. В полной мере значение  происходящего сумел оценить Гейдар Алиев. С присущей ему государственной  мудростью он указал магистральное направление  развития нации- общее  единение .Большая часть азербайджанцев сегодня живет за пределами национального государства, и сплочение их вокруг  независимого Азербайджана, забота о его стабильности и процветании является жизненной необходимостью.               
Южный Азербайджан  в ходе исторического развития остался в составе Ирана. На  данный момент никто даже не может точно назвать численность азербайджанцев, проживающих в этой стране- она по разным оценкам колеблется от 18 до 30 миллионов человек. Идеи национального объединения возникли еще в 19 веке, но особую актуальность они получили в начале 20-го,после того как в Северном Азербайджане стали формироваться политические партии, а затем социал-демократическая партия Южного Азербайджана.               
Усилилась эта борьба в 1920 году, когда в Иране в очередной раз поднялась волна национально-освободительного движения ,возглавляемого шейхом  Хиабани, а затем в конце 1945 года, когда в условиях  советско-британской оккупации Ирана в Тебризе вспыхнуло народное восстание с требованием предоставления Южному Азербайджану  автономии. Но после ухода советских войск революционное  движение Пешевари пошло на убыль. Тебриз был захвачен правительственными войсками, а на участников обрушились жестокие репрессии. После этого все государственные реформы, направленные на укрепление централизации в Иране, одним из важных аспектов имели ослабление организационной структуры азербайджанского населения. Власти Ирана стараются максимально ограничить официальные контакты, даже на самом высоком уровне. Во время визитов Гейдара  Алиева в Иран, несмотря на самый высокий международный авторитет нашего президента, азербайджанской стороне ни разу не удалось включить в программу визитов посещение Тебриза и Южного Азербайджана.   И в настоящее время положение наших соотечественников в этой стране крайне тяжелое, что уже привлекло к себе внимание всего мира.               
В других странах, к  счастью ,положение намного лучше. В Западной Европе, в Америке, в бывших советских республиках образовались довольно многочисленные диаспоры.  В отличие от многих народов у азербайджанского нет долгой диаспоральной истории. Более десятка миллионов человек проживают за пределами исторической родины- это огромный пласт азербайджанского народа. А как обстоят дела с консолидацией ? К сожалению, не очень хорошо. В разных странах есть огромное количество общин, культурных обществ и центров, а консолидации, объединения вокруг единственного азербайджанского государства идет гораздо медленнее, чем хотелось бы. Создаются сильные культурные центры в Скандинавии, Германии, в США . В ряде стран открываются азербайджанские телевизионные каналы, развиваются печатные СМИ .В основном они занимаются вопросами культурного родства-языка, музыки, культуры.
Постепенно складываются основы организационной структуры азербайджанской диаспоры. В разных странах формируются конгрессы азербайджанских общин. Просветительская работа очень важна, так как является лучшим иммунитетом от этнической ассимиляции. Не противопоставляя себя гражданскому обществу страны проживания, азербайджанец всегда должен оставаться именно азербайджанцем .Для этой благой цели должны объединяться все силы.
К счастью, у нас есть все предпосылки для успеха. Никто не станет отрицать серьезного раскола мусульманского мира на суннитов и шиитов- мы, к нашему сожалению, много раз были свидетелями кровавых столкновений мусульман между собою. В этом отношении мы с гордостью можем сказать, что наш азербайджанский народ в этом вопросе занимает уникальную позицию - в Азербайджане никогда не проводилась резкая грань между шиитами и суннитами. Это уже стало своеобразной исторической традицией. Конец  19 века и начало 20-го показали, что в стране демократическое движение всегда превалировало над мусульманским. Даже первые национальные партии ставили своей целью устранение различий между шиитами и суннитами, преодоление всего ,что их разделяет. Это значит, что объединительный потенциал азербайджанского народа очень велик, его надо просто правильно использовать.
Многие народы свои зарубежные диаспоры превратили в мощные средства развития этноса, большой , многоканальной помощи метрополии- и в экономическом, и в политическом, и в культурном аспектах.. Мы ничем не хуже. Наши диаспоры могут приносить пользу своей стране ничуть не меньше. Во всех странах азербайджанцы известны как талантливые и трудолюбивые люди. В самых развитых странах они достигают больших успехов, ведут достойный образ жизни, приносят много пользы государствам, в которых живут, пользуются заслуженным авторитетом у людей, которые их окружают. С особой гордостью хочу сказать, что наши соотечественники нигде не создают  организованных криминальных сообществ по этническому признаку. Во всяком случае,  мировые СМИ об этом не пишут.
А как живут азербайджанцы в Грузии? Конечно, проблем у нас немало. Не надо забывать, что мы живем ,хоть и в древнем, но и одновременно в очень молодом государстве, у которого свои проблемы роста. Нельзя не отметить, что в Грузии для азербайджанцев, по сравнению с любой другой страной, существует наиболее благоприятный фон- у  наших народов никогда не было столкновений на межнациональной основе. И сегодня в Грузии действует большое количество азербайджанских организаций, занимающихся полезными делами. Нельзя не назвать Марнеульский  молодежный центр, Культурный центр азербайджанцев, танцевальные ансамбли, ансамбли фольклорной музыки и многие другие. В них работает много замечательных людей, которые все свои таланты, способности, всю свою энергию отдают на благо своего народа.  Им от всей души можно сказать огромное спасибо.
 
Но наверно, нельзя пройти мимо недостатков. Одним их самых важных, на мой взгляд, является некоторая разобщенность организаций. Большинство из них –и крупных, и помельче, в основном вариться в  собственном соку, им явно не хватает большей координации усилий. Централизация – это не всегда плохо, очень часто она делает работу значительно эффективнее. Может быть, уже настало время когда все общественные  неправительственные организации должны объединиться .Сегодня значительная часть энергии тратиться на личные амбиции, межведомственные разборки, мелкие склоки между  различными НПО. От этого в проигрыше все: и азербайджанцы Грузии, и грузинское государство и государство азербайджанское .Наверно было бы лучше, если бы все местные, региональные организации образовали бы единый меджлис азербайджанцев Грузии . Как десятки речек и ручейков сливаются в один могучий поток, так и азербайджанцы, как Грузии, так и разбросанные по всему миру, должны всегда помнить, что являются одним народом, для которого  каждый день является днем СОЛИДАРНОСТИ!
 
               
                Сабина Алиева .