Любви всепокоряющая власть. Песнь аэда

Нина Плаксина
Венок сонетов
Ч.
1
Непостижимое единство сил
Порой полярных, диких в человеке.
О том поведал драматург Эсхил,
Великий трагик, живший в пятом веке.
Двойною плетью хлещут,  говорил,
Людей неискренних и празднословных.
С поэтом соглашусь беспрекословно,
Но Слово сам Господь мне подарил,
А потому, хоть и мороз по коже,
Не прозвучит изысканная лесть
Тому, кто прячет злобу, зависть, месть.
Речь о любви, что многих чувств дороже.
Любовь (в стихах читаю то и дело) –
В гармонии чарующего тела.

2
В гармонии чарующего тела
Не видно, кто коварен и спесив.
Неотразимо, сказочно красив
Воитель Аполлон. Метает стрелы…
Божественная Артемида рядом,
У ног её священный спутник – лань:
Охотилась в немыслимую рань.
Забавы брата поощряя взглядом,
Взялась за стрелы и сестра – близнец.
Два отпрыска божественного рода.
Напомню, что сам Зевс у них отец.
Но помрачнела, напряглась природа,
Завыла буря, дует,  что есть сил –
Борей  на крыльях ветер проносил.


3
Борей на крыльях ветер проносил,
Он над Сипил-горой  летал привычно.
Когда, взревев, завыли звери зычно,
Борей запричитал, заголосил.
Вершила суд надменная Летона.
Взбешённая успешностью других,
Не знавшая намерений благих,
Она любила лесть, дары, поклоны.
Не кланялась Ниоба – будь скалой!
А мимоходом – в камни и детишек.
Не жаль богатырей, не жаль малышек,
Лишь гнев в душе – кипящею смолой.
Азартно близнецы метали стрелы…

А мысль аэда молнией летела.

4
А мысль аэда молнией летела,
Туда, где отплескал любви родник,
Где из детей развал камней возник,
Где радость отжила, заря отпела.
Не только злобой, но любовью тоже
Вершился суд Летоны и детей,
Любовью, что верховней всех властей,
А для убийц – и совести дороже.
Виток веков, и волею Фемиды,
Олимпии красавец Аполлон
С охотницей-сестрицей Артемидой –
Изящества и стати эталон…

Молитвы, песни бередят покой,
Струятся мелодичною рекой.

5
Струятся  мелодичною  рекой
Те слёзы, что Ниоба источает,
Стремится к морю и детей встречает,
Волной ласкает, бережёт тоской.
Довольна многоводьем Амфитрита.
Величественна. Царский, мудрый взгляд.
Но хмурится сердито нарочито,
Увидя с Посейдоном нереяд.
Она умела нежным сердцем слушать,
Беречь-держать супружескую нить,
Любовь творить – любовью сохранить.
В слова вложить доверчивую душу:
Родив детей, остались ВЫ отцами?

Кифара властно правила сердцами.

6
Кифара властно правила сердцами,
А кифарист вниманьем вдохновлён:
Владыка моря вышел – Посейдон.
Он бог. Ему ль сводить концы с концами!
В любви ему, как богу, нет преграды…
(Осмелюсь я…  и  мысль озвучу всё же.
Эсхил! Удар уже горит на коже).
Богини, нимфы Посейдону рады.
Ревуньи-волны любят погулять,
И Гея не умеет быть покорной,
Но сердцем завладеть – не управлять:
Свободу любит Гея, мир просторный
И знает: Хаос ждёт своих творцов,
Великих воинов и мудрецов.

7
Великих воинов и мудрецов,
И мощь, и титаническую силу
Хотела Гея, а, в конце концов,
Из Хаоса Титанов приносила.
А как использовать и понимать
Такую силу? Тут нужно искусство.
Нет. Жизнь нельзя, нельзя рождать без чувства.
Страдала женщина – решала мать…
Как безупречно светел небосклон!
Как бесконечно нежен Посейдон!
И для любви раскрылось сердце Геи –
В любви гиганта родила Антея.

Аэд тревожит, унося покой,
Творит пианы- песни под рукой.

8
Творит пианы- песни под рукой
Над верною кифарой кифарист.
(Сегодня мы сказали бы «артист»)
Он волосы собрал в пучок тугой.
Красива Гея  –  видит  Амфитрита.
Как ревность жжёт, и пригибает боль!
А Посейдон флиртует так открыто…
Она сыграет принятую роль
Жены, влюблённой в мужа бесконечно,
И доброй, и доверчивой беспечно…
Любовь опять ей дарит перемены.
Владычица уязвлена изменой,
Но промолчит и не побеспокоит…

Аэд тональность чуть перенастроит.

9
Аэд тональность чуть перенастроит –
Пианы о любви как ход по кругу.
Супруги переполнены друг другом:
Чтобы сберечь любовь, бороться  стоит.
Не станет Амфитрита ревновать
И выставлять себя не в лучшем свете:
ОНА – ЛЮБИМАЯ  ЖЕНА И МАТЬ,
А плод ЕГО любви – святые дети.
Владычица проявит  соучастье:
Титан  Антей Земле необходим,
В союзе с матерью непобедим.
Иметь защитника-гиганта – счастье.

Аэд поёт, он увлечён игрою –
Горячий блеск горит в глазах героев.

10
Горячий блеск горит в глазах героев.
Владык встречает эллинский народ.
Титан Атлант не стал ещё горою
И держит на плечах небесный свод.
Нерея дочь, владычица морей,
Трезубцем торопя в волнах тритона,
Приветствует своих богатырей,
Улыбкой отвечает на поклоны.
К груди прильнула, обнимает мужа.
Как женщине, ей дорог счастья миг.
Смеются чайки, над водою кружат,
Тритон к закату мчится напрямик
Вернётся утром, на рассвет успев,
И зазвучит  стремительный напев.

11
И зазвучит стремительный напев,
Что плеску волн, прибою тихо вторя,
Плывёт к закату, на восход успев,
Вольётся негой в сердце на просторе.
Рассвету Амфитрита удивилась,
В лучах и ветре слыша перезвон.
Казалось, что вокруг любовь лучилась,
И понял взгляд любимой Посейдон…
Вокруг весёлый лепет нереид
(Не знают огорчений и обид).
В волнах мелькают радостные лица,
Их прелестью нельзя не восхититься.
Не глядя, видит муж неутомимый
Ресницы, трепет губ неуловимый.

12
Ресницы, трепет губ неуловимый –
И Амфитрита не сдержала стон,
Любовью  не обидеть – вот закон,
Он притягательно-неумолимый.
В мелодии чарующего тела
Лишь Сцилла вкус ценила – не мужчин,
Сжирала и не видела причин
Не пожирать (вот сила  беспредела).
Медуза в небо птицею взвилась,
Глаза горят, а волосы змеятся.
Друзья, возможно, будете смеяться:
Уродства иногда не видит страсть.

А всплески волн, дозволенный предел,
Невольно выдают волненье дев.

13
Невольно выдают волненье дев
Порывы любопытства к сладострастной
Любви Медузы с Посейдоном властным…
Быть женщиной любой из них удел.
Пегас родился – знает Амфитрита,
Идёт привычной жизни колея.
Шалит малыш, ребячится открыто,
Выбрыкивает собственное «я».
К его судьбе любовь двоих причастна,
Её всепокоряющая власть…
А в море  – Посейдон  и радость всласть,
И  Амфитрита в ревности прекрасна:
Прощает Посейдона взгляд любимый.
Бушует страсти миг неповторимый.

14
Бушует страсти миг неповторимый.
Любовь горит в горниле трёх стихий.
Пока аэд творит свои стихи,
По миру скачет конь неукротимый.
Порывист  Посейдона юный сын
Ему ещё неведом ход степенный.
Парит в пространстве, или вдохновенно
Он из созвездий мчится к морю в синь.
Рождённый величайшей из Медуз,
Крылатый баловень, не зная страха,
Легко взлетает с мощного размаха
Пегас, волшебный покровитель муз.
Полёт чарующий и бег красив –
Непостижимое единство сил.

15
      Магистрал
Непостижимое единство сил
В гармонии чарующего тела.
Пегас на крыльях ветер проносил,
А мысль аэда молнией летела.
Струятся мелодичною рекой
Кифары звуки, властвуют сердцами
Великих воинов и мудрецов.
Творит  пианы- песни под рукой
Аэд. Тональность чуть перенастроит –
Горячий блеск горит в глазах героев,
А зазвучит чувствительный напев –
Ресницы, трепет губ неуловимый
Невольно выдают волненье дев:
Бушует страсти миг  неповторимый.

Словарь: Амфитрита – владычица морей, дочь морского бога Нерея, жена Посейдона. Посейдон – бог морей. Аполлон – один из важнейших божеств Греции, сын Зевса и Летоны, брат-близнец Артемиды. Артемида – дочь Зевса и Летоны, одна из важнейших божеств Греции. Антей – сын Посейдона и Геи (Земли). Борей – бог северного ветра. Гея – Земля, олицетворение  Земли. Она первая выделилась из начального Хаоса и должна была заселить его. Зевс – царь и отец богов и людей, верховное божество Олимпийской религии.  Медуза Горгона – мать Пегаса, смертная из трёх Медуз. Пегас – волшебный конь, сын Медузы Горгоны и Посейдона. Обладал свойством вдохновлять поэтов. Нимфы (нереиды, наяды, океаниды и т.д.) –  многочисленные божества, олицетворяющие силы природы. Ниоба – супруга царя Фив Амфиона. Гордая своими детьми (этого не могла ей простить Летона). Гомер пишет о шести сыновьях и шести дочерях Ниобы. По другим источникам: десять и десять, девять и девять, семь и семь. Взлетела слезоточащей скалой на Сипил-гору. Сцилла (Скилла) – чудовище, очень опасное для мореплавателей.
25 января 2012г.  22:00


Рецензия на Венок сонетов «Любви всепокоряющая власть. Песнь аэда» (Нина Плаксина)

Здравствуйте, Нина!
Поздравляю Вас с завершением поистине титанического труда!
Надо сказать, база, основа, на которой зиждется сама фабула произведения и благодаря которой стройно развивается событийная его часть, изучена до тонкостей, в том числе и характеры героев, что
позволило Вам справиться с описанием событий, с оценкой их каждым из действующих лиц, сообразуясь с их, по современному говоря, морально-этически-психологическими и "профессиональными" качествами (особенностями).
Если венок сонетов начинать рассматривать с его заключительной части, с магистрала, то и "тогда уже" (при другом подходе - "только потом") Пегас
"на крыльях ветер приносил". Конечно же, ветер,
приносящий вдохновение не только поэтам.
Да разве без Пегаса обошлось бы такое весьма тонкое дело, как обращение автора венка к будущему незнакомому рецензенту с прозрачным намёком "говорить правду и только правду" о достоинствах его произведения.
Да я только увидел слова великого трагика Эсхила: "Двойною плетью хлещут людей неискренних и празднословных", как тут же решил:"Ни грамма лжи! Я с ложью не дружу!"
С другой стороны, вроде бы и мне выпала честь при необходимости исполнить функции двойной плети только теперь уже по отношению к автору.
Поскольку каждый сонет и венок сонетов в целом я прочитал уже по нескольку раз, уверен: я в роли плети-двухвостки выступать не буду. Просто не понадобится.
Ну посудите сами: разве можно хотя бы замахнуться плетью на автора, сказавшего, например, такие слова:
"Любовь (в стихах читаю то и дело) –
В гармонии чарующего тела."
Очаровательное определение и любви, и гармонии, и тела, как отдельно каждого из названных понятий, так и сразу всех вместе взятых!
И заметьте: всё это одним словом и единожды произнесённым. Кто не согласен со мной - (ой, хотел сказать бросте в меня камень!) - хлестните меня плетью! Ан нет! Вам это не представляется возможным. Я-то прав! А автор - и тем более - заслуживает только похвалы!
А вот это как Вам?
"Где радость отжила, заря отпела."
"Не только злобой, но любовью тоже
Вершился суд...
Любовью, что верховней всех властей,
А для убийц – и совести дороже."
Ах, если бы такие суды стащить с Олимпа, да в наше время!
Вмиг каждый бы судья был зацелован подсудимым!
Скажете, идеал?
А у нас, у богов - только так!
А человек слеплен по образцу и подобию Бога.
И всё в нём и у него должно быть божественным.
А звучит-то как!
Любовь... верховней всех властей... и совести дороже!!!
Да какая здесь плеть?!
Расцеловал бы, да и только!

Или вот такое:
"Она умела нежным сердцем слушать,
Беречь-держать супружескую нить,
Любовь творить – любовью сохранить".
Я такие сонеты согласен читать до утра!
Только бы на работу не опоздать!

А теперь внимание! Смотрите, какой я честный рецензент!
Держу я плеть. Для автора презент.

"Владыка моря вышел – Посейдон.
Он бог. Ему ль СВОДИТЬ КОНЦЫ с КОНЦАМИ!!!
Вот тут-то я сейчас и врежу автору плетью!
Нет! Не вышло! Опять промахнулся!

"В любви ему, как богу, нет преграды…
(Осмелюсь я… и мысль озвучу всё же.
Эсхил! Удар уже горит на коже)".
Ну и хитёр же автор! Подставился под плеть Эсхила.
Я опоздал. Дважды за одно и то же не судят и не судимы будут.

А не песня ли, не гимн ли женщине, матери, любви?!

"Жизнь нельзя, нельзя рождать без чувства.
Страдала женщина – решала мать…
Как безупречно светел небосклон!
Как бесконечно нежен Посейдон!
И для любви раскрылось сердце Геи –
В любви гиганта родила Антея."

Да неужто необходимо всё перечислять:
и флирт, и муки ревности, и прощение во имя любви!
И окрылённое, шаловливое вдохновение с копытцами..
И всё на высоком, эпическом уровне.

"Ресницы, трепет губ неуловимый – "

Пропал мой сон...

Ах, Нина! Вам за всё спасибо!
Петр Чухлебов   27.01.2012 07:05


Вы правы, Пётр, Это "песня, гимн женщине, матери, любви". Всё это я увидела в Амфитрите. Античную литературу с детства полюбила, в институте на отлично сдала экзамен, в литературном материале, буквально, купалась - вот до сих пор в памяти. Песнь аэда - дань прекрасному во всех смыслах. Но всегда удивляла Амфитрита, ведь она осталась женой Посейдона, хотя сколько детей, двойняшек, в основном, он оставил встреченным богиням! Пыталась вникнуть в суть её размышлений. Спасибо за рецензию, Пётр. Вы так вникли в содержание "песни аэда", что поняли ход мысли автора. Мне очень хотелось, чтобы "песнь" получилась. Чтобы, если уж исполнить её, то исполнить, как песнь журавлиную. Ваша глубокая рецензия убедительна, по-моему, она написана не только разумом, чувствуется в ней участие души: возможно, "песнь" зацепила какие-то струны из Вашей жизни. Спасибо за искренность и тепло. Светлых успехов Вам и событий, которые дарили бы Вам светлую радость.
Нина Плаксина   27.01.2012 13:04   


Любовь сама, и даже песнь о ней,
Не может не коснуться струн сердечных.
Два существа в нестрогости беспечной
Внимают молча с замираньем душ
Той песне и накалу в ней страстей,
Которую поёт подруге соловей.
Все смертные заслушались!
О, Боги! Да и вы туда же уж!!!
Петр Чухлебов   27.01.2012 19:16   

Нина!
"Песнь" у Вас без сомнения получилась!
Спасибо!
Петр Чухлебов   27.01.2012 19:20


Теперь я уже тоже убедилась в этом, состояние - не передам пока словами: радость вибрирует в каждой клеточке. Я же писала, что венок был готов. Сравнивать не с чем: всё получилось наново. Рецензии хорошие, но (в новом разговоре с "другом" поведаю - не всё сразу: "сердце" всё же да и "возраст" пощажу, а завтра остальное "скажу". Думаю мудрый друг поймёт и найдёт объяснение). Ваша рецензия - шедевр, особенно в том месте, где Вы мне всыпать собрались. Читала Ваши стихи, с рецензией приду позже. Всего светлого, хорошего настроения.
Нина Плаксина   27.01.2012 20:04


Друзья! Поместила сюда рецензию Петра Георгиевича Чухлебова.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ЕМУ!
Хотелось бы издать нашу поэтическую переписку с ним, Он и сам как-то высказал при жизни эту мысль.
Подборка у меня уже сделана,часть помещена в Дневнике. Нужен влюблённый в поэзию человек, настоящий МЕЦЕНАТ. Мне это слово больше нравится, чем спонсор. Спонсора тоже не просто найти. Может быть, Интернациональный союз писателей оплатил бы издание...  Пётр Георгиевич  - член названного Союза (посмертно).

________________
Какое же наслаждение - читать этот
венок сонетов, Ниночка! Это настоящая ПОЭЗИЯ!
Манера письма просто классика. Пушкинский ямб
завораживает, оторваться невозможно. Если бы прочла,
не зная имя автора, присвоила бы это творение руке
Мастера. Так красиво переплетаются строки.
И самое главное - такое знание мифологии!
Спасибо за истинное поэтическое искусство, Ниночка!
С уважением и восторгом, сестрёнка

Раиса Зимина 2   12.11.2015 00:10



Нина! Завораживает! Очень люблю сонеты. Люблю философию, заложенную в них. Венки сонетов - сложнейшая форма стихосложения. И вы с нею так прекрасно справляетесь.
Счастья Вам и успехов в творчестве!
С уважением

Владимир Гусев Тульский   09.01.2013 19:13



Рецензия на «Любви всепокоряющая власть. Песнь аэда» (Нина Плаксина)

Да..а.. Мало кто из современных поэтов берётся за такие глобальные темы. Молодёжь растёт бездуховной, свою историю не знают, а если хоть немного и знают, то в извращённом виде. В основном пишут (в том числе и я) на потребу дня (полюбила, разлюбила, мужу гаду изменила...). Давно заметил: как только напишу что-нибудь глубокого психологического или философского характера, то число моих читателей резко уменьшается. Такова действительность. Даже здесь, на стихире, подобный сонет - редкость и жемчужина! Искренне поздравляю с творческой удачей!

Леонид Дьяченко   28.01.2012 13:49