Мы просто поговорим

Рустэм Галеев
Р. Галеев

                Либретто мюзикла в 2-х актах
                по мотивам пьесы А.Володина
                «Ящерица»

Первое действие

Музыкально-пластическая сцена.
Род Зубров и Род Скорпионов стоят напротив друг друга.
Зубры приземисты и мощны. Скорпионы тоньше, бледнее, шкурки на них изящней.
Из толпы Зубров выходит Красноречивый, верещит (угрожающая рулада) и поспешно скрывается за сородичами. Юноша-Скорпион в ответ неслышно, изысканно, символически как бы плюет в сторону Зубров и тоже возвращается к своим. Осмыслив взаимные оскорбления, племена бросаются друг на друга. Яростное побоище. Зубры терпят поражение.
Меняется характер музыки. Теперь мы видим только распластанное в болоте племя Зубров. Слышны стоны раненых.

Человек Боя Я вот что вам скажу:
Все Скорпионы – трусы!

(Зубры вразнобой поддакивают)

Такие трусы эти Скорпионы,
Что побоялись даже нас догнать! 

(Вновь общее одобрение)

Глава Однако, это мы от них бежали…
Красноречивый Я лично побежал лишь потому
Что испытал отвратнейшие чувства, 
Увидев их противные тела, .
  И, если бы остался, - облевал бы
Всё поле брани!
Зубры                Как изящна речь!
Красноречивый Я им кричал: «Спасайте свои шкуры,
Пока мы с вас их не содрали!
Ушастый Но они
Наверное, не слышали тебя.
И победили нас..!
Красноречивый Нелепая случайность!
 Человек боя Всё дело в том, что их худые стрелы
  Летают дальше мощных наших копий.
Глава Вот именно…
Зубры Что ты сказал, Глава?
Глава Я говорю, что в том-то всё и дело,
Что стрелы дальше копий достают.
Мужчины Ужасен день, и ночь бессонна!
Куда идти, что делать нам?
Назад нельзя – там Скорпионы,
Вперёд нельзя – болото там!   
 Женщины От мертвецов какой нам прок? –
На женщин всех – один Ходок!
(одна) Вот я – вдова…
(другая)                И я – вдова…
Все Что делать нам, скажи, Глава?!
Мужчины Ужасен день, и ночь бессонна!
Женщины От мертвецов какой нам прок?
Мужчины Куда идём, что делать нам? 
Женщины На женщин всех один Ходок!
Мужчины Назад нельзя – там Скорпионы!
Женщины Вот я – вдова, и я – вдова!
Мужчины Вперёд нельзя – болото там! 
Все Что делать нам, скажи, Глава ?!!

Глава    (говорит) Надо послать человека, чтобы он проник в их становище, прожил с ними какое-то время и разузнал, почему их стрелы летят дальше, чем наши копья.

(Пауза – «кто пойдёт?». Возможно, нарастающая барабанная дробь, обрыв. Все смотрят на очередного – так каждый раз.)
Дробь.               
Долгоносик   (говорит) Я не могу, я вывихнул ногу.
Дробь.
Красноречивый Я с удовольствием, но у меня такое телосложение, что  меня легко обнаружить.
Дробь.
Щербаты Я бы пошел, но боюсь, что как только увижу первого Скорпиона, я не совладаю с собой, размозжу ему череп и не смогу ничего разузнать.
Дробь.
Ходок Я бы мог предложить свои услуги. Но (оглядываясь на   женщин) как скажет народ…
Женщины  (наперебой) Ходока нельзя посылать! У многих теперь нет мужей! Ходок должен быть с нами! Здесь его место, здесь, (указывая на разные части тела) здесь, здесь, здесь…
Дробь.
Ушастый Я бы мог пойти, но мне не хотелось бы… Я не могу это объяснить… Но если необходимо, я, конечно, пойду.

(Человек Боя смеётся, общий хохот, выкрики: «Ему не хотелось бы!», «Он не может объяснить!»)

Черепашка Что вы смеетесь? Он же сказал – если надо, он пойдет. Он же сказал! Он же сказал!
(Глава поднимает руку. Тишина)
Глава Я предлагаю послать женщину
(Общее недоумение, реплики «Как женщину?!», «Почему женщину?!»)
Ходок Женщину нельзя! Они её сразу же прикончат! Она же не сможет защищаться!

(Женщины аплодируют. Глава поднимает руку. Тишина.)

Глава Я предлагаю послать красивую женщину. Может быть, кто-то из Скорпионов захочет похитить её.

(Женщины беспрерывно кашляют)

Красноречивый Да вы взгляните на наших женщин! Тощие, голодные, в добавок все кашляют! Кому охота похищать кашляющую женщину!
(Женщины перестают кашлять и начинают кричать)
Женщины Где это мы тощие? Ты посмотри хорошенько! Это что? А это что? Они теперь ничего не видят! Разве мы виноваты, что они так измотались?!
Глава (поднял руку - тишина) Женщины! Если вы готовы пожертвовать собой ради всего вашего рода…
Красноречивый ! Тем более, что память об этом мы сохраним навсегда…
Глава …то встаньте в ряд, так, чтобы мы могли вас хорошенько разглядеть.
(Музыка лирична и немного грустна. Женщины растеряны, медленно выстраиваются в ряд. На музыке идёт и последующий текст.)
Становятся те, которые потеряли своих мужей или ещё не вышли замуж.

(Некоторые женщины возвращаются на место.)

Черепашка А я ещё не взрослая …
(ей никто не отвечает)!
А я ещё не развитая
(молчание)
Я у них всё равно ничего не пойму! А если пойму, не сумею рассказать!
Ушастый Это верно, она глупая.
(молчание)
И недостаточно красивая.
Черепашка А ты – достаточно?!!
Ушастый Кроме того, я как раз собираюсь на ней жениться, так что она всё равно не подходит.
Глава Пусть отойдёт.

 (Черепашка, успокоившись, отходит. Мужчины рассматривают женщин. Музыка нарастает и по динамике и по содержанию – это о красоте каждой из них. Но в музыке этой и незаконченность, поиски гармонии – и она родится в тот миг, когда мы услышим о Ящерице.)


Глава Ходок, твоё мнение?
Ходок Вопрос, должен сказать, необычайно трудный… Дело в том, что…
Глава Короче.
Ходок У каждой имеются  свои неповторимые особенности…
Все Короче!!!
Ходок Но, если смотреть глазом постороннего наблюдателя, скажем, Скорпиона…
Глава Вот именно…
Ходок … то, пожалуй, несколько более бросается в глаза…
(Пауза.)
Ящерица.
         
(Музыка «созрела» и выдала на кульминации тему Ящерицы)

Глава   ( на музыке) Ящерица! Ты согласна пожертвовать собой ради нашего рода?
Ящерица Да!
(Далее у Главы  – заклинание, у Ящерицы – клятва. Этот диалог должен расти и по динамике и по тесситуре)
Глава Тебя схватит Скорпион.
Ящерица Да!
Глава И ты будешь кусаться.
Ящерица Да!
Глава Для того, чтобы было…
Ящерица Я поняла.
Глава … правдоподобно.
Ящерица Я поняла!
Глава Ты будешь там жить.
Ящерица Я буду там жить.
Глава Пока не узнаешь-
Ящерица Пока не узнаю-
Глава Почему их стрелы-
Ящерица Почему их стрелы
Глава Летят дальше копий-
Ящерица Летят дальше копий.
 Глава Ты должна увидеть-
 Ящерица Я должна увидеть
 Глава Приспособление-
Ящерица Приспособление
 Глава Которым они-
 Ящерица Которым они
Глава Запускают стрелы-
Ящерица Запускают стрелы.
Глава Запомнить, как оно-
Ящерица Запомнить, как оно
Глава Устроено.
Ящерица Устроено.
Глава Потом от них бежать-
Ящерица Потом от них бежать-
Глава И всё нам рассказать-
Ящерица И все вам рассказать.
Человек Боя Но если ты привыкнешь…
Ящерица Что?
Человек Боя К новому роду…
Ящерица Что ты сказал?!
Человек Боя И станешь обманывать…
Ящерица Что ты сказал?!!
Человек Боя Не их, а нас…
Ящерица Что ты сказал!!!

(обрыв музыки)

Человек Боя
 (говорит) То нам придется тебя убить.
(аккорд)
Глава (говорит) Выдайте ей новую шкуру.

(Выносят новую шкуру, девушки окружают Ящерицу, переодевают её, и она предстаёт нам обновленной, краше прежнего. Все это происходит на музыкальной теме Ящерицы, но в чем-то музыка изменилась - в этой шкуре Ящерица познает Любовь).

Глава (поет) Теперь оглянись вокруг И- запомни.
(Раненные, окровавленные, больные, истощенные болотной лихорадкой сородичи Ящерицы молча смотрели на неё - и музыка, нарастая, вбирала в себя и Любовь к роду, и прощание, и неизбежность смерти…)
Ящерица Запомнила.
Глава Возвращайся скорее,
Мы ждем тебя.
Все Мы ждем тебя.
(возможно, последняя фраза хора повторяется несколько раз.)
                __________________________________

Ящерица собирает земляные орехи, делая вид, что не замечает молодого Скорпиона, который наблюдает за ней. Она старается изо всех сил, нагибаясь, выпрямляясь, поворачиваясь. Внезапно Скорпион бросается на неё, хватает на руки, она бьётся, пытаясь вырваться, вопит, кусается. На её вопли постепенно собираются Скорпионы, удобно устраиваются и наблюдают за их борьбой, как зрители в цирке или на стадионе, аплодируя, подбадривая, подсказывая, делая ставки и т.д.  Ящерице определённо нравится быть центром внимания, тем более она впервые на незнакомой «публике». Наконец, силы обоих иссякают – ничья. Они сидят рядом, тяжело дыша и глядя друг на друга. В музыке, вначале агрессивной и сумбурной (борьба), появляется что-то странное, непонятное никому из присутствующих, но внимательный слушатель угадывает грядущую тему Любви…
Последним из Скорпионов появляется Советчик. Музыка постепенно угасает, остаётся звучать одна нота одного инструмента (флейта? гобой?) Далее этот инструмент сопровождает диалог, в котором Похититель поёт, остальные говорят.

Советчик Кто это?
Похититель Я не знаю…
Мать Похитителя Зачем она тебе, сынок?
Похититель Она мне понравилась…
Поющая Днём Ну, красотой – то она не блещет!..
Похититель Когда она стоит или нагибается она – лучше…            
Часть женщин                Какая темная кожа!
Другая часть женщин А ноги?!
Похититель Счастье не в красоте…
Советчик Чем же она тебе понравилась?
Похититель Понравилось, как она собирает земляные орехи…
Женщины (смеются) Сколько тебе нужно орехов? Мы соберём тебе на всю зиму!
Советчик Теперь её сородичи станут мстить за неё. Ввяжемся в новую войну из-за того, что она красиво собирает орехи!
Похититель Она вообще мне нравится!

(Музыка становится все богаче по инструментовке. Далее все поют)

Женщины Он будто с ума сошел,
В какой-то дурной истоме
Ослеп, оглох…
Советчик                Хорошо!
Она поживет в твоем доме
Надеюсь, что очень скоро
Она тебе надоест,
И ты отведешь её в горы
Подальше от этих мест.

(Советчик уходит)

Все Ты отведешь её в горы
Подальше от наших мест.

(Расходятся)


Поющая Днём (Матери Похитителя) Пусть подумает твой сын
Об уродине своей…
Будет жалко, если с ней
Неприятность приключится,
Может всякое случится –
Я ведь рядышком хожу…
Ты скажи ему – пусть помнит,
Ты скажи ему…
Мать Похитителя                Скажу.
(На музыке Поющая Днём уходит. Мать Похитителя какое-то время ходит вокруг Ящерицы и Похитителя, не обращающих на неё никакого внимания. Мать Похитителя неоднократно пытается что-то сказать, но каждый раз, не находя слов, машинально что-то передвигает, уносит, приносит, расставляет и т.д., в результате чего мы оказываемся в жилище Похитителя. Музыка заканчивается, короткая пауза, и, наконец Мать «прорывает».
Мать Похитителя Ну, и кого ж ты привел в дом?!! Кто она, из какого рода? Неизвестно

(Ящерица старается ей мило улыбаться)

Смотри, какой у неё злобный вид!
Похититель Когда она собирала земляные орехи, у неё был совсем другой вид.
Мать Похитителя Если бы она была хоть красива…
Похититель Счастье, мама, не в красоте.
Мать Похитителя Или умна (взглянув на сына) на худой конец…
Похититель Счастье, мама, не в уме.
Мать Похитителя А как же Поющая Днём?
(пауза)
Она просила сказать тебе, что…
Похититель Я ей объясню, она поймет.
Мать Похитителя Боюсь, что не поймет.
Похититель Тем хуже для неё!
Мать Похитителя И для тебя!
Похититель Ну и пусть!
    
(Мать Похитителя в сердцах что-то швыряет - грохот, звон, рождающий ноту, с которой неожиданно начинает петь Ящерица. Далее Ящерица и Похититель поют, Мать Похитителя говорит.)

Ящерица  (очень скромно) Мне у вас нравится.
Мать Похитителя Слышишь – ругается!
Похититель Если б тебя похитили, Ты бы не так ругалась…
Мать Похитителя Я бы ругалась хотя бы на понятном языке! Как ты будешь с ней разговаривать? Должна тебе сказать, что у тебя это наследственное; не секрет, что у твоего отца тоже было увлечение женщиной из другого рода. Правда, временное – она ему быстро опостылела. То же самое будет и у тебя. Боюсь только, что Поющая Днём не простит тебе даже временного увлечения! Не жалеешь себя – побойся хоть за свою уродину.
Похититель Муж и жена – это лук с тетивой…
Лук с тетивой.
Ящерица                Лук?…
Похититель Я и ты – это лук с тетивой
Ящерица Что это?
Похититель                Лук стреляет стрелой.
Ящерица. Лук стреляет?.. Как это? Ой!
Мать Похитителя Дикий язык какой!
Сведи её к Рыжему, может быть он
Поймет, что она говорит.
Похититель Мы пойдем к Рыжему вместе с тобой;
Рыжий пришел со своей женой
К нам из другого рода,
И им понравилось жить у нас,
Рыжего все уважают сейчас!
Он среди нас – как свой теперь.
Так же будет с тобой, поверь!
Может быть, знает язык он твой…
Ящерица  (себе) Лук с тетивой… Лук с тетивой…

(Музыка ведет Ящерицу и Похитителя к жилищу Рыжего. Рыжий и жена его сидят у очага, и, когда они оборачиваются к вошедшим, в музыке взрывается тема рода Зубров. Они сразу узнают друг друга, но, словно окаменев, долго молчат. Когда резко обрывается музыка, Мать Ящерицы, опомнившись, бросается к дочери.)
Мать Ящерицы Дочка!

(Рыжий хватает жену и швыряет её на землю.)

Рыжий       Сиди!
Похититель Эта девушка из другого рода, пока не понять – из какого. Может быть, вы разберете её разговор?
Рыжий Едва ли, едва ли… (жене) Ты молчи! (дочери) И ты молчи! (лениво и безразлично) Здесь не знают, откуда мы родом. Для них я просто заблудился и остался здесь жить. А потом твоя мать заблудилась и тоже осталась здесь. А потом мы поженились. Поняла?
Ящерица Поняла.
Похититель Ну вот, ну вот! Вы знаете её язык!
Рыжий Мы плохо понимаем друг друга… Так, с пятого на десятое… Ты пока выйди отсюда, мешаешь сосредоточиться.
Похититель Да, да, не буду мешать! Но вы разузнайте о ней всё! (уходит)

Музыка (лиричный вариант темы Зубров?). Мать Ящерицы в эйфории любуется дочерью и не слышит её. Ответы Ящерицы – в контраст – жёстко, сухо.

Мать Ящерицы Ты нас искала и вот – нашла!..
Ящерица Похитил меня Скорпион.
Рыжий С ума, видно, спятил он…
Зачем ты сюда пришла?!

(Ящерица молчит)

Все дочери врут или молчат…
Ящерица Я собирала в лесу орехи.
Рыжий      (перебивая) Другим расскажи это для потехи!
Мать Ящерицы Но разве ты сам не рад?
О Зубрах нам расскажи!
Везёт ли им на охоте?
Ящерица Все наши лежат в болоте.
И брат мой – твой сын лежит.

(Мать не слышит её)

Мать Ящерицы Что шепчет трава на родной поляне?
Кто с кем  там теперь спит?
Ящерица Кто умирает.
                Кто ранен.
А кто
          Уже
                Убит.

(С коротким криком Матери Ящерицы обрывается музыка. Возможно, остаётся лишь пульс в ударных – сердце М.Я., только теперь осознавшей услышанное. Далее – диалог)

Мать Ящерицы А Ушастый?
Ящерица Ушастый жив.
Мать Ящерицы А Маленький?
Ящерица Маленького убили.

(«пульс» прекращается)

Стреле все равно кого убивать – взрослого или маленького.
М.Я. на crechendo начинает вой, её обрывает Рыжий.

Рыжий Тише, там всё слышно.
Мать Ящерицы Да – да, надо тихо…
Рыжий Надо молчать. Теперь всю жизнь надо помалкивать… До конца жизни молчать…
(возможен взрыв в музыке, на котором Рыжий кричит)
Эй! Вы там!! И Скорпионы и Зубры!! Я молчу!!! Слышите, я молчу!!!
Вбегает Похититель. Далее в музыке – тема Любви, звучащая сначала ритмично и тревожно, затем постепенно расширяясь, успокаиваясь и к последней фразе картины – умиротворенно, с надеждой (вопросительный мажор?)

Похититель Что за крик?!
Ящерица                Тебя не звали.
Мать Ящерицы  (суетливо) Мы как раз тебя вспоминали! 

(далее – с трудом успокаивая себя и музыку)

(дочери) Скажи ему так: (в замысловатую фиоритуру вкладывает максимально возможную нежность) «И-и-и-и-и-и-и-и-ди!» Это значит (сухо говорит) «Иди»…. Нет! Лучше вот так: (еще слаще) «Иди, мой родной!». Это значит (говорит) « Иди, мой родной».

Музыка подсказывает Ящерице (тема Любви)

Ящерица И-ди, мой род-ной…
(меняя тональность на более высокую, несколько увереннее)
Иди, мой родной.
(ещё выше и окончательно доверившись музыке)
Иди, мой родной!
_____________________________________________________

Пластическая сцена. Женщины-Скорпионки вяжут сеть. Они сидят в ряд, но это – почти балет. Музыка ритмична и грациозна. С молчаливого разрешения Поющей Днём Ящерица присоединяется к ним и не сразу, но приноравливается – у ней начинает получаться. Знак П.Д. – и женщины начинают двигаться всё быстрее и быстрее (achelerando в музыке), Ящерица не поспевает за ними. П.Д. смеётся, нарастает общий смех. Я. Бросается на П.Д., но перед ней растягивают сеть, Я. падает, Скорпионки начинают катать её по земле, всё больше запутывая в сети.

Ящерица     (кричит) Эй, вы, Скорпионки! Вы действительно – Скорпионки! У нас последний мужчина не взял бы вас в жёны!
Ей на помощь бросается Похититель. Женщины, дурачась, нападают и на него, но в конце концов ему удаётся  вырваться с Ящерицей на руках. Постепенно исчезают Скорпионки. Уход каждой из них – минус инструмент в оркестре. Последней уходит Поющая Днём, встречая по дороге Мать Похитителя.(в момент их встречи музыка продолжает звучать, но, как бы спотыкается на одной ноте, пока женщины молча смотрят в глаза друг другу). П.Д. уходит. Тем временем Похититель положил Ящерицу на землю (мы снова в жилище Похитителя) Музыка совсем успокоилась, стала осторожно-лиричной. Похититель несколько раз пытается приласкать Ящерицу, не соображая, что она всё ещё «спелёнута» сетью. Она каждый раз перекатывается, наконец, раздраженная его тупостью и своим бессилием, кричит, обрывая музыку.

Ящерица Сеть!
Похититель Сеть…
Ящерица Эй!
Похититель Эй…
Ящерица Развяжи!
Похититель Жи?
Ящерица Быстрей!
Похититель Эй?..

(в течение последующего диалога идёт иллюстрация жестами и постепенное понимание друг друга)

Ящерица Ты!
Похититель Ты…
Ящерица Меня!
Похититель Ня
Ящерица Украл.
Похититель Взял…
Ящерица Унёс.
Похититель Нёс…
Ящерица Значит?..
Похититель Что?
Ящерица Я…
Похититель Ты…
Ящерица Твоя…
Похититель Я…
Ящерица Жена!
Похититель А-а…
Ящерица  ( Матери Похитителя)       Он – муж. Я – жена.
Мать Похитителя      (обреченно) Да… Да…
Ящерица Я – жена, он – муж!
Мать Похитителя Муж, муж…
Ящерица Значит, ему…
Похититель Му?
Мать Похитителя Му, му…
Ящерица Защищать меня.
Похититель Ня?
Мать Похитителя Ня-ня!


(окончательно освободившись от сети, Ящерица начинает прихорашиваться – это напоминает поведение мадам Помпадур перед роскошным зеркалом – соответствующая этому музыка сопровождает последующий диалог Матери Похитителя с сыном.)

Мать Похитителя Рыжий что тебе сказал?
 Похититель Чтобы я её держал,
Никуда не выпускал
И почаще с нею спал…
Мать Похитителя Что же ты решил, сынок?
Похититель Надо двинуть ей разок,
Надо стукнуть, но легонько -
Ей пойдет, конечно,  впрок!
Мать Похитителя Я согласна, надо дать,
Но нельзя же без причины…
Похититель Даже лучше без причины -
Больше будет уважать.

Похититель, смущенно улыбаясь подходит к Ящерице. Она улыбается ему в ответ. Некоторое время стоят (музыка все нежнее). Назревает поцелуй… Вдруг он ударяет её по уху – музыка обрывается.

Мать Похитителя Неприятно смотреть.
Похититель Так надо, мама. Видишь, она не обидилась.

Ящерица не понимает, за что её ударили. Похититель отвешивает ей ещё одну оплеуху. Ящерица после мучительных раздумий, как ей кажется, понимает.

Ящерица А-а! Это за то, что я повздорила с женщинами?

(опускается перед ним на колени)

Похититель Ну что ж, теперь я пойду. У мужчин есть свои дела. А ты жди здесь.

(она идет вслед за ним)
Здесь! Здесь!
Ящерица Жена должна стоять и смотреть мужу вслед, чтобы лучше запомнить.

(он не понял)

Иди, мой родной.
Похититель   (радостно) Иди, мой родной! Иди, мой родной!!

(уходит)

Музыка. Сначала это «Иди, мой родной» (пока Ящерица произносит первую фразу, глядя вслед Похитителю), затем – фразы Матери Похитителя идут на теме Скорпионов, фразы Ящерицы – на теме Зубров. Темы переплетаются, рождаются одна из другой, и, как не странно, оказывается, что они вовсе не антагонистичны.

Ящерица   (льстиво) У тебя хороший сын. Я рада, что меня похитил именно он. Сын твой не злой – справедливый просто. Здесь он, наверное, всех сильней!
Мать Похитителя Люди становятся меньше ростом.
Женщины реже рожают детей.
Ящерица     (поддакивая) Смелые очень у вас мужчины!
Женщины милые даже днём!
Мать Похитителя Выгнали нас из родной долины -
Так вот в горах теперь и живем…
Лучше спасайся, жива покуда,
Здесь пропадешь, уходи от сюда.
Ящерица      (радостно) Буду отныне я жить у вас!

(каденция в музыке)

Мать Похитителя    (вздохнув, говорит) Вот и поговорили…

Вдруг – торжественно-изысканная музыка, музыка поклонов (правда, это лишь новое изложение темы, на которой женщины-Скорпионки издевались над Ящерицей). Входит Советчик, за ним – женщины.

Советчик Я женщинам велел сюда придти
И помирится с нею. (к Поющей Днём) Говори
Ты первая.
Поющая Днем (улыбаясь)                Да, мы пришли мирится.
Хоть лучше б тебе вовсе не родиться!
Советчик Надеюсь, что она не поняла.
Мирись по-настоящему!
Поющая Днём                Была
Не жизнь мне, а одна сплошная рана,
Пока ты не пришла к нам…Обезьяна!
Женщины Пока ты не пришла к нам, обезьяна!

(Ящерица со всей любезностью, на какую способна, обходит женщин как на дипломатическом приёме)

Ящерица Чтоб змеи вас до смерти искусали!
Чтоб вас мужчины спать с собой не брали!
Лягушки худосочные, едва ли
Детей у вас получится рожать!
    (Поющей Днём)    С тобой, подружка, стоит разобраться…
Чтоб ты могла пошире улыбаться,
Придётся мне немножко постараться
И зубки тебе все пересчитать!
Советчик (говорит) Вот и хорошо. Теперь идите.

Женщины уходят. Поющая Днём и Ящерица никак не могут расстаться. Наконец, после совершеннейшего codance П.Д. уходит.

Советчик Войди, Рыжий.

Входит Рыжий. Последующее – на одинокой, «голой» (один инструмент), вне ритма, но напряжённой по мелодике теме Зубров.
Поговори с ней, Рыжий, расскажи
О нашем роде, как мы тут живём…
Рыжий       Мы плохо понимаем с ней друг друга - Отдельные слова лишь…
Советчик                Говори Помедленнее. Может быть, поймёт…
Рыжий (стараясь говорить медленно и безразлично) Советчик рода просит рассказать
Тебе о них. Но ты пока молчи.
Ответишь очень медленно, как будто
С трудом вникаешь в то, что говорю.
И не произноси названье рода,
Откуда мы с тобою. Поняла?
Ящерица Я поняла. Скажи мне, почему
Их имя – «Скорпионы»?
Рыжий                Чтоб не лезли
На них войной другие племена.
Ящерица Другие племена? А мне казалось
Что это наши там лежат в болоте
И, умирая, помнят о тебе!
Рыжий Что помнить обо мне…
Ящерица                Что в страшный год,
В голодный год ты тайно, в одиночку
Съел выхухоля… А потом – бежал.
Рыжий Узнали всё-таки…
Ящерица                Конечно же узнали.
И все меня – ты слышишь ли – меня!
За это и поныне попрекают!
Рыжий Все дети виноваты за отцов…
Ящерица Да! если бы ты умер! Но ты жив.
И всем доволен. Ты среди врагов,
Как вижу я, устроился прекрасно.
Рыжий Когда был бой, сказался я больным
И не убил ни одного из наших.
Ящерица Ты не убил – другие постарались…

(пауза)

Скажи мне, почему они всё время
На нас охотятся?
Рыжий                Мне тоже так казалось… Теперь мне кажется, что это – мы на них…
Ящерица  (вспылив) Я поняла – тебе здесь хорошо!
Тогда иди – ты зря сюда пришёл!
Рыжий  (Советчику) Особенно понравились ей люди.
Советчик Скажи: и нам понравилась она.
Рыжий   (дочери) Он говорит…
Ящерица                Сама ему отвечу!
(улыбаясь) Ох, как же ты достал меня, старик!
Советчик (улыбаясь) Спасибо, мне вдвойне было приятно.
Ящерица  (Матери Похитителя) И ты меня достала! Чтоб тебя
Болото засосало!
Мать Похитителя   (улыбаясь)                Чтоб тебя               
           Болото засосало!
Советчик  (Рыжему)                Ты иди.

Рыжий уходит. Пауза. Советчик будто задремал.

(неожиданно) Входи, чего стоишь?
(входит Мать Ящерицы)    
                Поговори с ней.
Ты тоже понимаешь ведь её?..
Мать Ящерицы Одни слова понятны, а другие…
Советчик Не обращай вниманья на меня.
Мать Ящерицы Скажи мне, дочка, как у нас…
Ящерица                Не надо!
Ведь это он велел меня спросить?
Мать Ящерицы Он неплохой старик, хотя и Скорпион…
(после паузы) А как наш дом?
Ящерица                Мы все давно без дома.
Зато вы здесь устроились тепло.
Мать Ящерицы   (Советчику) Ей нравится у вас. (Ящерице) Они не злые.
Они не стали спрашивать, откуда
Мы к ним пришли, а стали нас учить.
И научили многому…
Ящерица                Я вижу.
Теперь меня послушай. Вы живите,
А я уйду. Ему не говори.
А то скажу, кто вы, откуда родом.
Молчите вы – и я буду молчать.    

М.Я. ждёт от неё ещё чего-то, но Я. молчит.

Мать Ящерицы  (Советчику) Она благодарит всех Скорпионов
За доброе участие.
Советчик                Иди.

Мать Ящерицы уходит. Музыка умолкает. Пауза.

Они из рода Зубров…  И она,
И эти двое.
Мать Похитителя                Быть того не может!
Советчик Они сказали слово «Скорпионы» -
Так Зубры называют наше племя.
Мать Похитителя Но если это так…
Советчик                Пусть поживёт
Пока у вас, а дальше – жизнь покажет.
Пускай твой сын войдёт, и пусть они
Поговорят.
Мать Похитителя                Они ж не понимают
Друг друга!
Советчик                Захотят – поймут.

С. и М.П. уходят. Музыка. Ящерица наконец позволяет себе расслабиться, как актриса после тяжёлого спектакля. Только теперь мы видим, чего ей это стоило. Входит Похититель. Далее – пластическая сцена. Он всячески старается развеселить её и понравиться: показывает различные фокусы (которые по сути – первые изобретения, в истории человечества),учит её им, потешно танцует и кривляется, приручает диких зверей и т.д. Затем они плывут по бурной реке в «лодке», каких не знали Зубры (выдолбленный ствол). Похититель гребёт одним веслом, Ящерица – за его спиной, держась за его плечи, перегибается в разные стороны. За ними молча наблюдают Советчик и Поющая Днём. Ящерице сначала страшно, потом – страшно и весело и, наконец – только весело… Возможно, в музыке это всё – новые вариации темы Любви (в развитии – до кульминации).


Антракт
 

Второе действие

Музыка. Похититель и Ящерица всё плывут по реке. Только если в конце первого акта они плыли на нас, то теперь они постепенно удаляются. Советчик и Поющая Днём (на авансцене, спиной к нам) провожают их взглядами.

Советчик Я знаю, тебе трудно. Но пойми -
Любовь права.
Поющая Днём                Любовь её погубит!
Советчик Она не виновата, что он любит -
Случается такое меж людьми…
Мужчины наши быстро устают,
Детей всё реже женщины рожают.
Пусть наших женщин тоже похищают,
А женщины чужие здесь живут!
Поющая Днём Себя я не позволю похищать!
Советчик Вот и напрасно, дочь, вот и напрасно;
Ты потому здорова и прекрасна,
Что из другого рода твоя мать!
Поющая  Днём Я знаю это, знаю, но сама
Я Скорпионка – ею и останусь.
Скажи мне правду – только до конца! -
Она из рода Зубров?
Советчик                Я не знаю…
Но я хочу, чтоб завтра – слышишь – завтра…
Поющая  Днём Я поняла. Так значит, это правда…
Советчик Сядь и послушай старого отца.

(Музыка на  FF обрывается и после паузы, начиная с PP развивается до кульминации в конце картины. Это вновь – чудное переплетение лейтмотивов Зубров и Скорпионов, по сути – рождение из них одной общей темы. На музыке Советчик и Поющая Днём говорят).

Советчик Я скажу тебе то, чего не говорил никому… Если тебе покажется это смешным – забудь. Просто забудь, как будто я ничего не говорил.
Поющая Днём    
(с иронией) Хорошо, отец. Если что – забуду.

Советчик Это будет нескоро, но всё- таки…
Я вижу, что придёт время,
Мы пошлём своих людей к Зубрам,
И они пойдут туда…
(П.Д., начиная догадываться, хочет переспросить)
                Да!
БЕЗ ОРУЖИЯ…
Поющая  Днём                Что ты сказал?!
Советчик И Зубры посадят
                наших людей
К своему костру,
                и накормят,
И будут они
                разговаривать
О погоде,
                о рыбной ловле,
А потом они к нам
                придут
Поющая  Днём                Отец!!
Советчик И тоже придут
                без оружия,
И мы им дадим
                поесть,
И просто -
                ПОГОВОРИМ!

(Вдруг – на несколько секунд – звенящая тишина)

Поющая  Днём (глядя ему в глаза) Старый стал мой отец –
Трудно мне будет с ним…

(П.Д. убегает. И снова – взрыв в музыке)

Советчик  (один, как в бреду) Мы просто поговорим!
Просто!
Поговорим!
Просто…
Поговорим…
_____________________________________

Скорпионы танцуют парами, но не держась за руки. Это изящный и меланхолический танец. Глаза их закрыты, движения – словно в замедленном ходе киноплёнки. Сегодня кто-то назвал бы это декадансом, а кто-то – эйфорией наркоманов. Некоторое время Ящерица наблюдает за ними и вдруг, не выдержав, начинает свой танец – дикий, полный жизни и страсти. Музыка Зубров – наложением, почти какофония, но наконец она побеждает, Скорпионы постепенно перестают танцевать и становятся то ли недоумевающими, то ли восторженными зрителями. Завершив бурную пляску, Я., торжествуя, оглядывается. Пауза. Вдруг кто-то из Скорпионов робко захлопал, потом – другой, третий – и вот уже они устраивают Ящерице настоящую овацию, но один властный жест Поющей Днём – и наступает тишина.

Поющая  Днём (говорит) Конечно, не слишком-то приятные телодвижения… Но, может быть, у них в роде все так танцуют? Словом, не будем осуждать. (к Матери Ящерицы)
Скажи ей, что она хорошая. Теперь я буду дружить с ней.
Мать Ящерицы
(Ящерице) Хочет дружить с тобой.
Поющая Днём Как ты хорошо её понимаешь! Наверное, её род и твой живут близко?
Рыжий Близко, близко…
Поющая Днём Совсем близко? Почти в одном и том же месте? Ладно, шучу я. А танец… Что-то в нём такое есть. И это не так уж трудно. (барабанщикам) Ну-ка!

(П.Д. под бой барабанов выделывает нечто близкое танцу Ящерицы, и это получается у неё не хуже).

Так?
Ящерица  (вынуждена признать) Так.

(далее – возможно пение, возможно – диалог)
Поющая Днём                (к М.Я.) Спроси, не хочет ли со мною погулять?
Я покажу ей всё и расскажу.
Мать Ящерицы  (Ящерице) Не хочешь погулять с ней?
Ящерица                Да, хочу.
Мать Ящерицы Ты не спеши. Она тебя придушит.
Ящерица Не знаю, кто кого… Скажи, что утром
Хочу я с ней на горы посмотреть.
Мать Ящерицы С ума сошла!
Ящерица                Скажи ещё, что рада
Я с ней дружить.
Мать Ящерицы
(к Поющей Днём)                Она с тобой дружить
Согласна. Завтра… Утром… Что ж…
Поющая Днём                Не надо!
Не надо больше мне переводить.

(П.Д. уходит. Скорпионы печально покачиваются в танце. Рыжий и М.Я. некоторое время ждут чего-то от Ящерицы, затем уходят. Из глубины сцены сквозь танцующих Скорпионов к Ящерице приближается Похититель. И вот уже они одни. Совсем стемнело – и только звёзды, ставшие банальными для нас, но ими увиденные как будто впервые).
Они говорят на разных языках, но, слушая музыку, в это трудно поверить.         

Похититель Смотри, луна по небу бродит…
Ящерица Ты очень славный и смешной…
Когда бы жил ты в нашем роде,
Тебе могла б я стать женой…
Похититель На наших женщин не похожа,
Ты так красива и сильна!
Который день с тобою прожит,
А ты ещё мне не жена…
Ты так красива и сильна,
Ящерица Ты очень славный и смешной,
Похититель И всё ещё мне не жена,
Ящерица Могла б я стать тебе женой…
Похититель Четвёртый день всего, а знаешь,
Я так уже к тебе привык!
Я рад, что ты не понимаешь
Наш неотёсанный язык…
Я при тебе могу свободно
Всё говорить, что захочу,
О чём угодно, что угодно,
Хочу – молчу, хочу – кричу!
Ящерица Я раньше думала, глаза
Даны, чтоб от беды сберечь -
Теперь я знаю, что слеза
В них может прятаться и жечь…
Похититель Я никогда – ни днём, ни ночью
Не захочу жены другой!
Ящерица Конечно, плохо это очень -
Быть Скорпионовой женой…

(Музыка доигрывает предыдущий квадрат, Ящерица на музыке говорит)

Но ведь меня для того и послали, чтобы я принесла себя в жертву… Тогда я хочу принести себя в жертву тебе.
(поёт) Жаль, что ты так и не постиг
Мой неотёсанный язык.
Ведь может так произойти,
Что я должна буду уйти…
И всё забудется, как будто
Ты и не ведал обо мне,
И даже эта вот минута,
Не посетит тебя во сне…
  Похититель Да-да, я понял – ты замёрзла.
Я буду греть тебя всегда!
Я знаю – рано или поздно
Меня полюбишь ты! Да?
Ящерица    (говорит)                Да.

(Взрыв в музыке – проведение окончательно сформировавшейся темы Любви. На музыке слышны крики: «Эй, кто там?!», «Люди спят!!», смех влюблённых и их весело-хулиганская перекличка: «Да!» - «Да!», «Да!» - «Да!», «Да! – «Да!»…)
____________________

Музыка утра. Это – последнее утро Ящерицы в стане Скорпионов. А впрочем, и последнее её утро вообще…
Ящерица открывает глаза, садится рядом со спящим Похитителем, прикладывается щекой к его щеке, долго на него смотрит…

Ящерица Спи, спи… Я сплю… Все спят…

Светает. Мы видим спящих Скорпионов Оглядев их, Я. встаёт. Тут же – как будто не спали – вскакивают Рыжий и Мать Ящерицы. На мгновение все трое замирают, боясь разбудить остальных, затем родители осторожно приближаются к дочери.
               
Мне нужен лук.
Рыжий                Ты не уйдёшь отсюда.
Ящерица Я пожила бы здесь, но я должна идти.
Не стойте лучше на моём пути.
Рыжий Ты не уйдёшь отсюда.
Ящерица                Я без злобы буду
Вас вспоминать. Но я должна идти.
Рыжий Ты не уйдёшь…
Ящерица                Скажи ему, что трудно
Мне с ним расстаться было. И ещё
Пусть постарается меня он пережить,
Что неотёсанный язык его так чудно
Я понимала! – ты ему скажи!
Рыжий       (говорит) Я скажу! Я скажу, чтобы тебя связали! Я сам тебя свяжу.
Ящерица Прости, старик, но сил твоих не хватит
Я ухожу, отец, прощай. Мне нужен лук.
Рыжий Пойми же, не одни враги вокруг -
Ты постарайся, ты попробуй хоть понять               
                их!               
Ящерица Меня свои заждались. Дай мне лук!
Рыжий Послушай…
Ящерица                Мне не надо больше слушать.

(Я. закрывает ладонями уши – обрыв музыки. Пауза.)

Рыжий       (говорит) Дочь! Они неплохие люди. Они не хотят убивать. Они не любят убивать! Ты не поверишь, но вот такая странность… Здесь всё другое. Они ушли в горы, чтобы никому не мешать. Ты не слушай!
Ящерица   (разумеется, она всё слышит) Я не слушаю, только скорей!
Рыжий Им здесь трудно жить, сверху то и дело
сваливаются камни. Когда женщина любит мужчину, она должна всё время смотреть вверх, как бы на них не скатился камень. Дочка, их можно понять. Их можно понять!

(музыка – один инструмент «вспоминает», как Ящерица прощалась с Зубрами. Рыжий стоит на коленях, уронив голову. Ящерица подходит к нему, касается его волос и, перебирая их, говорит на музыке)
Ящерица Так. Я ничего не слышала. Если я вернусь без лука, меня убьют свои.

(Мать Ящерицы становится на колени рядом с мужем, обнимает его, снимает с него лук и протягивает дочери)

Мать Ящерицы Возьми.

(Я. берёт лук, какое-то время смотрит на них, как бы пытаясь запомнить)

Ящерица Прощайте.

Я. делает шаг вперёд, ещё шаг, ещё…
(музыка постепенно становится ритмичней и тревожней) За спиной Ящерицы Рыжий с женой встают и медленно уходят вглубь сцены. Неожиданно Ящерица останавливается (пауза в музыке). Словно о чем-то вспомнив, Ящерица бросается назад, за ними (стремительный пассаж, завершающийся резким аккордом – на пути её вырастает Поющая Днём). Далее возможна вариация музыки танца-соревнования Я. и П.Д. (начиная с ударных?). Только теперь это «танец» не на жизнь, а на смерть.

 Поющая Днём Погуляем?
Ящерица                Погуляем.
Поющая Днём А лук зачем?
Ящерица    (скорее, себе)                Зачем мне лук?..
       (с куражом) Поохотимся,
Постреляем,
Глядишь, и подстрелим
Кого-то вдруг…
Поющая Днём На двоих лук один…
Ящерица                Так что же?
Поющая Днём Значит, лук этот будет мой!
Ящерица Забери его, если сможешь
И убирайся своей тропой!

(Трудно понять, кто на кого бросается первой – они обе лишь искали повода. Борьба женщин-соперниц, борьба враждующих родов – жестокая борьба. Наконец, П.Д. одолевает Ящерицу, отбирает у неё лук со стрелами)

Поющая Днём     (говорит) А теперь беги к своим.

Униженная Ящерица бредёт к болотам, где её ждут Зубры. Рыжий и его жена молча смотрят ей вслед. Вдруг в воздухе что-то взвизгивает. Они успевают повернуться друг к другу, и тогда мы видим, что из их спин торчат стрелы. Два молодых Скорпиона подходят к П.Д. и ждут дальнейших указаний.

Идите за ней, пока она не доберётся до Зубров. Надо узнать, где они притаились. А там – прикончите её.

Скорпионы, кивнув, убегают. Появляется Советчик.

Советчик Она жива?
Поющая Днём                Жива. Сбежала…
И Рыжий с ней хотел бежать.
Я приказала помешать…
Советчик Кто их убил?
Поющая Днём                Я же сказала!
Советчик Ты же хотела с ней гулять…
(после паузы) Рука болит. Всё утро ноет…
Быть может, жить уже не стоит?..
Среди своих смешон борец…
Я мертвый был бы вам полезней…
Поющая Днём Ну что ж, где старость, там болезни;
Совсем ты старенький, отец….

Вбегает Похититель. Музыка задаёт быстрый темп и нервный ритм последующей перепалке.

Похититель Где Ящерица?
Поющая Днём                Вот как? Имя
На зависть у любви твоей!
Ну что ж, беги за ней скорей.
(показывая на Рыжего и М.Я.) Или приляжешь рядом с ними?
Похититель   (кричит) Ты нарочно её отпустила! Ты прогнала её!
(ударяет П.Д. и убегает)
(Возможно, последующий монолог П.Д. идёт на нарастающем соло ударных; под конец – это истеричный призыв к войне)
Поющая Днём Ты видел?! Он меня ударил!
Из-за кого?! Из-за кого!!!
Ты понял, мудрый человек,
Куда ведёт нас твоя мудрость
И мягкость сердца твоего?!
Мы позабыли времена,
Когда враги от нас бежали,
А ты сказал, чтоб мы отстали -
И вот теперь пришла она!
Ты хочешь в мире с ними быть,
Но среди нас найдутся люди,
И сил у нас довольно будет,
Чтоб недобитых всех добить!
Советчик  (как в бреду) Мы об охоте, о погоде
Могли бы с ними говорить…
Я б научил вас, как любить…
Поющая Днём Добить! Добить! Добить!! Добить!!!
Скандируя это, П.Д. отступает вглубь сцены, а из-за неё на нас накатываются,как волны, молодые Скорпионы. Благодаря им её призыв становится общим девизом толпы(«Добить!» - на многие голоса)
По этой толпе, как по бурной реке, «плывёт» Ящерица. Она счастлива, она плывёт домой, причём возвращается она, обогащённая знанием чего-то нового и очень важного. Она не слышит их, она слышит что-то своё, и постепенно мы тоже вместо скандирования толпы начинаем слышать музыку, в которой и Любовь, и Дом, и возможность единства этих понятий.(Эта сцена должна быть решена пластически, почти балетно). Постепенно людская «река» откатывается назад, как бы выбрасывая Ящерицу на берег .Некоторое время она одна на авансцене. Тем временем в глубине (в случае малого состава хора) Скорпионы становятся Зубрами, и, обернувшись, Я. видит своих сородичей – лежащих, полуживых. Только Глава сидит и смотрит прямо перед собой. Похоже, он ослеп… Тишина. Я. подходит к Главе.
Ящерица   (тихо говорит) Это я. Я вернулась.
Глава    (после паузы) Да. Мы ждали тебя.
Люди начинают приподниматься (кто может), сползаться в круг.
Говори.
Ящерица Он меня похитил. Донёс до своих. Еле-еле. Слабые они там… Ну, мужчины его поздравляют, завидуют. А женщины злятся: зачем им такое сравнение. Я и они! – бледные, сложение неопределённое… Здесь (показала, засмеялась) почти ничего нет…
(Страшные, измождённые женщины захохотали. Самая больная спросила)
Женщина А как одеваются?
Ящерица Ну что, шкурки как шкурки, только выделка потоньше… Сверху вот так открыто, но им там и закрывать нечего. Снизу покороче…
Ходок Шкурки – это ладно! А сами то хоть привлекательные?      
Женщины   (одновременно) А этому всё мало! Скорпионку ему подавай! На себя посмотри! Кому ты нужен!
Человек Боя Хватит! Глава, разреши задать ей вопрос: собираются ли Скорпионы напасть на нас?
Возникает музыка. Эта музыка – воспоминания Я. о её лучших минутах с Похитителем. Монолог Я., скорее, обращён к самой себе .Это похоже на попытку разобраться в своих чувствах, понять, что же произошло.
Ящерица По правде сказать, как будто, не собираются…
Они вообще какие-то…
Они подолгу спят…
Они танцуют парами,
  Других вокруг не видя…   
В горах луна большая,
И звёзд на небе столько…
Они – враги, я знаю,
Но только… только… только…
Как мы, они рождаются,
Детей родят – кто сколько…   
Потом бывают старыми…
Но только… только… только…
Они танцуют парами…
(Музыка «договаривает» то, что в многоточиях Ящерицы. Когда наступает тишина, некоторое время никто не знает, как реагировать. Пауза.)
Ходок Что касается танцев, это даже любопытно – танцевать парами!
Человек Боя Не отвлекай её, Ходок!
(Ящерице) Расскажи, наконец, почему они так далеко запускают свои стрелы!
Ящерица (спокойно и почему то без особой радости) Я всё узнала. У них есть для этого лук.(усмехнувшись своим мыслям) Лук с тетивой… Я стащила его, чтобы вам показать. Но я… Я его потеряла.
Человек Боя Жаль… Но ты можешь всё-таки объяснить, как эта штука устроена?
Ящерица (как бы очнувшись, оживлённо) Конечно! (показывает) Вот так – муж. А сюда что-то протянуто. Это – жена.
Человек Боя Что именно протянуто?
Ящерица (впадая в прежнее состояние) Этого я не знаю.
Человек Боя Но куда протянуто?
Ящерица (рука её невольно ползёт к сердцу) Куда то сюда…
Человек Боя Выходит, ты ничего не узнала.
Глава Тихо! Она всё узнала. Просто забыла. Иди, Ящерица, отдохни.
                (Я. отходит в сторону)
Я ошибся, что послал женщину.
Ходок Правильнее было бы послать мужчину. Чтобы наоборот – он похитил Скорпионку.
Возмущение женщин – «Вот это новость!», «Ему своих мало!» и т. д. Этот галдёж «микшируется», и на авансцене высвечивается Ящерица. «Чужая среди своих» - сейчас это про неё. Возможно, она вернулась к реке. Полная тишина. Из глубокой задумчивости её выводит постепенно нарастающее журчание реки (фонограмма.).Я. прислушивается к этим звукам, вглядывается в приближающуюся по реке «лодку» и узнаёт двух знакомых Скорпионов (не обязательно, чтобы зритель видел их).На фонограмму реки как то незаметно, но затем всё более отчётливо накладывается другая фонограмма – это полёт стрелы. Долго, очень долго летит стрела, и Я. её видит. Она улыбается и даже делает шаг навстречу…
Ящерица Лук! Муж!

______________________

Зубры на авансцене лицом к нам – сидят, лежат, только крайними справа и слева стоят Глава и Человек Боя. Все реплики – прямо в зал.
Глава Давайте подведём итог.
Человек Боя Она ведь ничего не рассказала!
Глава Она не рассказала ничего,
Порочащего Скорпионов.
Человек Боя                Значит
Она нас предала!
Глава                А может быть
Вражды к нам не питают Скорпионы?
Ведь это мы напали в прошлый раз…
Человек Боя Да потому что они трусы!
Глава   (с усмешкой)                Да, конечно…
Но, может быть, мы можем , наконец,
В дома наши вернуться, на озёра,
И раны залечить, и жить, как прежде?..
Охотиться, рыбачить и детей -
Детей рожать! – надеюсь, не забыли,
Как делается это?..
Все женщины (шёпотом)                Наконец!
           (В течение последующих реплик люди на глазах оживают, как бы
                вырастая)               
Зубры «Домой!», «На наше озеро!»,
                «Вернуться!»,
«Охотиться!», «Рыбачить!»,
                «И рожать!»,
«Детей рожать!», «Любить их!»…
Человек Боя                Дайте слово!
Глава Я всё сказал – не надо больше слов.
Человек Боя Но я задам вопрос!
Глава                На все вопросы
Ответил я. Проверь, чтобы никто
В болоте не остался.
                Мы – уходим.

И они пошли – медленно, трудно, но с уверенностью в том, что идут туда, куда должны идти. Они уходили от нас вглубь сцены, и вдруг перед ними возникли – как из-под земли выросли – Скорпионы. Мгновенно в поднятых руках Зубров и Скорпионов оказалось всё, что могло служить оружием. Люди двух родов застыли, как будто уткнувшись в невидимую стену.
Между ними лежала Ящерица.
Из ничего рождается музыка. Конечно, это музыка Ящерицы, а, значит, и музыка общая для Скорпионов и Зубров, ведь именно Любовь, звучащая в этой музыке, заставляет людей
медленно,
очень медленно
опускать руки с оружием…
Возможно, на фоне музыки возникает фонограмма голосов. Сначала это голос Советчика, затем – знакомые и незнакомые нам голоса Зубров и Скорпионов (шёпот):
«Мы просто поговорим…»
«Мы просто поговорим…»
«МЫ
             ПРОСТО
                ПОГОВОРИМ…»


Конец.