Выигрыш проза

Борис Еррел
  Наконец-то он нашёл выигрыш. Нашёл не сразу, долго и мучительно перебирая многочисленные варианты предпринятой комбинации. Как-то сразу стало легко и весело. Так всегда бывает после успешной трудной работы. Усталость, монотонно накапливающаяся с момента начала турнира по-прежнему чувствовалась и мешала думать. Но совсем не так как в начале партии.
  Опытный боец, он знал как добивать противника. Методично и последовательно, не оставляя малейших шансов на спасение. Именно так он и добъёт его сейчас. Сделав и записав ход, гроссмейстер встал и пошёл вдоль столиков. Необходимо размять мышцы и прийти в себя после сорокоминутного поиска. Красиво получается, чёрт подери, похвалил он самого себя. Сейчас очень важно как сыграет противник. Если он примет жертву, то последует ещё одна и через три хода у него не будет защиты от мата. Если не примет, то завяжется долгая и трудная позиционная добиваловка с лишней пешкой, а потом и качеством у белых с тем же неминуемым выигрышем.
  Многие партии закончились и шахматисты кто занимались анализом, кто ушли в буфет или наверх играть в бильлиард. Некоторые наблюдали продолжавшиеся партии. Семеро стояло около их столика. Вернувшись на своё место, он ощутил и почувствовал взгляды своих коллег, полные восхищения и симпатии. Конечно, - подумал он, - не каждый день встречаются такие комбинации.
  Его противник сидел неподвижно, обхватив голову руками. Весь его облик взывал к жалости и состраданию.Спасти партию было невозможно. Но он сново и сново лихорадочно искал спасение, перебирая Все мыслимые и немыслимые ходы. Под монотонное и безжалостное тикание часов. Наконец он поднял голову и посмотрел на своего портнёра. Он вспомнил себя таким же молодым и полным радужных надежд. Парил и летал. Казалось - всё достижимо. Если не в этот, то в следующий раз...
И так раз за разом, год за годом. Про него уже перестали писать и говорить. Отдельные успехи уже никого не удивляли и не согревали как искры в погасшем, едва тлеющем костре. Он был ещё очень и очень силён, порой страшен, но он уже был... Всё было в прошлом. Вот и сейчас... Надо же было так провалиться в досконально изученном продолжении. Мимолётная ошибка, да не ошибка, - маленькая оплошность, комарик в Бородине, - привела к катастрофе.
  Проиграть быстро, но красиво ? Тянуть долгое и безнадёжное сопротивление... Он кинул взгляд на часы. Весь парадокс был в том что у него оставалась уйма времени. Больше чем у портнера. Абсолютно ненужного времени...
  Он несколько раз глубоко вдохнул. Кольнуло в лёгких. Зря курил в молодости...Расправил грудь. Поднял плечи. Стремительно взял своего короля и поставил на край доски. Остановил часы. Пожал потную ладонь. Подписал бланки. Ему было забавно наблюдать как его молодой коллега старается скрыть свою радость. Ему же было очень горько.
  Но он не пытался этого скрывать.