О градском благочинии

Андрей Пущинский
«О Градском благочинии»

(Одним из первых в свод законов России, в царствование государя царя и Великого князя Алексея Михайловича, был включён «Наказ о Градском благочинии» от 30 апреля 1649 года, явивший «День пожарной охраны России».)

«Тишайший» царь, Петра отец,
В апреле, месяца конец
Наказом Градским увенчал.
О благочинии назвал.
На Белокаменной Москве,
Чтобы не быть потом в тоске,
От воровства и от огня
Седлать не мешкая коня
Велел Ивану и Викуле.
Какие ветры бы не дули,
В объезде Града сутки быть
Для сбережения служить!
В дружину к ним пять человек.
Да с десяти дворов, на век,
С рогатиной и топором
По одному, за каждый дом.
Дабы боялся всякий вор
Поджечь, иль влезть кому во двор.
А в жаркий день весной и летом,
В Наказе сказано при этом,
Чтоб изб и мылен не топить.
Учнут препятствия чинить,
То имена их описать,
Боярам список передать.
И не взирая на чины,
Пожар случится, чьей вины,
Того не мешкая казнить!
Самим огонь тот утушить!
Вот на Руси как было встарь.
Держать пожарный инвентарь
Под роспись в Земский сдав Приказ,
Ещё о том велел Наказ.
Да в каждой быть должно избе
Водосливной медной трубе,
По деревянному ведру.
Да сторож всякому двору.
Иван с подъячим коль учнут
Оплошно ездить иль уснут,
Допустят воровства иль пала,
То ждёт их царская опала!
И стали молодцы те два
Как 01...!!! и как 02…!!!
Покой всех улиц охранять.
И из беды народ спасать.
Зван был по разному их чин,
Но оставался - благочин!
Брандмейстер и городовой
С тех пор прославлены Москвой!

Андрей Пущинский (январь 2012)

ТЕКСТ "НАКАЗА О ГРАДСКОМ БЛАГОЧИНИИ" 1649 года:

Наказ о Градском благочинии
 
  Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову быти в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы по Яузские ворота и по Васильевскому лужку, для береженья от огня и от всякого воровства; а с ним и с подъячим указал Государь быть в объезде, для сбереженья, пяти человеком решеточным прикащиком, да со всяких людей, с десяти дворов по человеку, с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами. И Ивану и подъячему взяти на Земском дворе, по прежнему Государеву указу, решеточных прикащиков пяти человек, и велеть им быть с собою, и ездить в своем объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в беспрестани. А для береженья во всех улицах и по переулках росписать им решеточных прикащиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства и ****ни не было. Да и того в улицах и в переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не жгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни счем огня не подложили. Да Ивану и подъячему Викуле приказать всяких чинов людем накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведренные, в жаркие дни, изб и мылен никто не топил, и в вечеру поздно с огнем не сидели, и самим им смотрети и беречь накрепко, чтоб никакие люди изб и мылен не топили, и в вечеру поздно с огнем не сидели, и учинить у изб и у мылен печати, чтобы однолично изб и мылен никто не топили ни которыми делы. А где есть варить и хлебы печь, велеть всяким людям печи поделать в поварнях и на полых местах, а в избах однолично хлебов печь и есть варить не велеть; а у которых людей поварен нет, и тем людем печи велети сделать на огородах, или в земле на полых местех, не близко хором, и от ветру те печи велеть ущитить накрепко. А некоторые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить, или в вечеру поздно с огнем сидеть: и им тех описав имена, принести к Боярам. А на которых дворех люди будут больны, или родильницы, и учнут те люди бить челом Государю, чтоб им, для болей и родильниц, избы топить, и Ивану и подъячему, досмотря болей и родильниц, велети тем людям, для болей и родильниц, избы топить в неделю один день; а в ту пору, как кто учнет избы топить, велети в избах быть приставом решеточным прикащиком и приказать накрепко, как кто учнет избы топить, тех бы дворов люди с приставы в избах были с водою, и с помелы, и с веники, и берегли б накрепко, чтоб однолично избы топить с великим береженьем. А во дворах, по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помелы, и с веники. А хлебы велети печь и есть варить в печах с великим береженьем, с перваго часа, до четвертаго часу дня; а с четвертаго часу дня однолично б ни у каких людей в поварнях и с печах огня не было. А некоторые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить, или некоторые люди для сторожа людей не дадут: и им на тех людей сказывать, и письмо на них приносить к Боярам. Да им же в своем объезде сказать всяких чинов людем, чтобы пожиточные люди, для береженья от пожарного времени, держали во всех дворех своих водоливныя трубя медныя, и деревянныя ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были бы во всех дворех, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решеточными прикащиками, и со всякими, и с водоливными запасы быть готовым, без всякого переводу. А что в их объездах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имены у тех сторожей будут десятские: и им то все росписать на роспись, и ту роспись принести к Боярам в верх, да такову ж роспись отдать в Земский приказ. А где в их объездах, грешным делом, учинится пожар: и им Ивану и подъячему Викуле с теми со всеми с пожарными запасы быть на пожаре, и промышлять всякими обычаи неоплошно, чтобы дворы, и по торжкам лавки отнять, и огонь утушить. А однолично ему Ивану и подъячему Викуле ездить в своем объезде, в день и в ночь, безпрестани, и от огня, и от всякого воровства беречь накрепко. А только они Иван, и подъячий учнут ездить оплошно, и их небереженьем учинится пожар, или какое воровство: и им от Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руси быть в великой опале. А что в прошлых летах, по челобитью черных сотен всяких людей, по Государеву указу, велено избы топить в неделю дважды, в Воскресенье, да в четверок, в холодные, да в ненастные дни; и учнут избы топить с их ведома, и Ивану и подъячему в ту пору в своем объезде ездить безпрестани, и приказывать всяким людем, и самим смотреть и беречи накрепко, чтоб в те поры в указные дни, всякие люди избы топили с великим береженьем, а в жаркие дни однолично никаким людем изб топить не велети. А в которые дни ветры будут, и им в то время и в указные дни изб топить не велети, чтоб однолично от огня и от всякого воровства береженье было великое. А то им всяких чинов людем сказать именно, только чьим небереженьем от кого учиниться пожар: и тому от Государя быть казнену смертию.
 
30 апреля 1649 г.

Историческая справка из Интернет-энциклопедии:
"Брандмейстер (нем. Brandmeister, от Brand — «пожар» и Meister — букв. «мастер») — обиходное название пожарных. В Германии, Австрии и Швейцарии брандмейстер — звание в пожарных командах. Официально использовалось в России с начала XIX века до 40-х годов 20-го века. Брандмейстером в России первоначально назывался начальник пожарной команды, входившей в состав полицейской части. Современным аналогом брандмейстеру является начальник пожарной части. Подчинялись брандмейстеры главе всех пожарных частей города — брандмайору."
Дата 17 апреля 1918 года на семь десятилетий стала «днем пожарного» в СССР, после подписания В.И.Лениным декрета «Об организации мер борьбы с огнем».  30 апреля 1999 года Б.Н.Ельцин подписал Указ Президента Российской Федерации N 539 «Об установлении Дня пожарной охраны», согласно которому, день подписания царём «Наказа о Градском благочинии» в 1649 г., становится профессиональным праздником российских пожарных именуемым «День пожарной охраны России» и получает официальный статус.


Репродукция из Инета.