Как я учил с сыновьями таблицу умножения

Олег Бублик
Или аспект из пособия по воспитанию гениев.

Считаю, что математика ближе всего к поэзии, потому почему бы и не написать об этом.

Старший сын учился в середине 1-го класса, а младшему не было еще 7 лет.
Решил я заранее выучить с ними таблицу умножения, потому, как она некий звуковой барьер на вхождение в математику.
Умножения на 2,3,4,5 освоили легко. А дальше, видимо, стэк переполнился. Я туда (в них), а оно оттуда. Тормоза сработали.
Понял, надо что-то придумать пооригинальнее. А тут по телеку показывают японский мультфильм «Корабль-призрак». В то время такие мультики были в новинку. Мальчишки посмотрели мультфильм с большим впечатлением. А там такие термины выскакивали, как «бортовой компьютер». Я им после мультика и говорю:
- Ребята, давайте в морской бой поиграем. У меня будет японская эскадра с кораблями авианосец «Хоккайдо», атомный ракетный крейсер «Цусима» и т.д. А у Вас объединенный англо-американский флот с соответствующими кораблями («Линкольн», «Техас», «Нью Джерси» и т.д.). Я задаю Вам 3 вопроса из таблицы умножения. Если хотя бы на один даете неверный ответ – бортовой компьютер Вашего корабля вышел из строя. Если все правильно – моего корабля.
Часа полтора поиграли. На следующий день сыновья просят: «Папа, давай еще поиграем в морской бой»!
Поиграли еще с часик, и таблица легла в их памяти, как стеклышко!

Кстати, этот мультфильм можно легко скачать в инете.
Но лучше сначала, возможно, посмотреть с ребенком "В стране невыученных уроков". Там даже 3 примера из таблицы.

Но суть здесь в следующем.
Я взял и прочел в инете по запросу "Как я учил с сыном таблицу умножения".
Мама дорогая! Родители в шоке. Но некоторые делятся своими победами.
Одна женщина хвасталась, как она лихо выучила с сыном таблицу. Начала с 9. На 9 у нее ушло 7 дней!!! На 8 уже 4 дня. А потом все быстрее и быстрее. Получается, что она учила с сыном дней 20!!!  Она считает, что это быстро.
Но если сравнить с тем, что получилось у меня с сыновьями, то скорость у нас вышла просто космическая!!! С неделю бился-бился, а потом за 2,5 часа всё выучили!!!

-------------------
Наверное, сложно рассчитывать, что игра в Морской бой после просмотра "Корабля-призрака" даст тот же эффект.
Но кто знает? Попробуйте.
Допустим, не пройдет.
Все-таки у меня с сыновьями к цифрам уже был подход, тренировки.
Но, как бы ни было, на примере таблицы, надо найти ключик к сыну. Как-то же он у Вас открывается. Вот скважину в нем найти и правильный ключ!
.
Ищем, ищем нестандартные подходы!
Ведь в таблице умножения надо запомнить всего-то 36 цифр. Это начало тренировки технической памяти. Если читали "Щит и Меч", там описано ( а в фильме показано) как специально тренированный разведчик (великий Станислав Любшин) за 3 секунды запоминает наизусть страницу текста. И так страница за страницей.
Феноменально?! Сверхъестественно? Не думаю. Специальные нестандартные тренировки!
Эту большую гору цифр маленькому человеку можно искусственно уменьшить.
Например: бегло выучить умножение на 2, которое легко интуитивно ребенком чувствуется. И выучить дубли 3х3, 4х4, 5х5, 6х6 7х7 8х8 9х9
Далее: умножение на 5 - это тоже легче легкого - это еще 6 цифр долой.
Это Вам даст что? То, что умножение на 2 - 5 и дубли - это 21 из 36 нужных цифр. БОЛЬШЕ половины таблицы, между прочим!!!!!!!!!!!!
Останется всего-то выучить 15 цифр
 
Дальше, как выкрасть еще несколько цифр?
Привязкой к возрасту родителей, дедушек и бабушек. Хорошо,  если номер дома попадает в заветные 15 оставшихся. День рождения чей то. Год рождения, может быть.
Например, маме 32 года.
Спрашиваем 4х8 = Сколько мне лет? Правильно, молодец! 32!
А есть еще и "волшебные" цифры. Те, которые порождены умножением не двух, а четырех цифр из таблицы - это 12, 18, 24.
Уверен, если покопаться, то 5-10 цифр можно привязать. А включите фантазию и Вы все цифры привяжите, как к номеру дома или квартиры или возраста, сделав эти цифры опорными сигналами! (Читаем великого педагога Шаталова из Донецка)

--------------
Жена сделала потрясающую подсказку: игра в лото. Конечно, во взрослое с цифрами.
Помню, я обожал, приезжая в станицу, семейные вечера с лото. Бабушка так азартно играла в лото, втягивая всех. При этом всегда были веселые прибаутки к цифрам:
11 - барабанные палочки
17 - Штирлиц
22 - утята
90 - дед
Вот и соберите всю семью. Лучше с соседями. И пусть все тайно договорятся, что это игра не просто так, а на усвоение таблицы. Попалась кричащему цифра из таблицы, он с азартом: "Шестью восемь?!". Все в начале: "Сорок восемь".  И хором обращаясь к сыну: "А ты чего молчишь? Засланный казачок? Или хочешь сказать, что не знаешь? Позвони бабушке. Может, она еще помнит? Как старенькая бабушка может помнить, а молодой здоровый внук забыть?"
И с каждой игрой делать веселый упор на сына. Подкладывать ему карточки, в которых больше цифр из таблицы и, называя, например, 7х9, ждать от него персонального ответа. "Как не знаешь? Да, вот же у тебя цифра! Ты что поддаешься?" Пока он сам не наткнется на нужную!
Или допустим 7х6? Дядя Петя, например, специально отвечает 41? "Дядя Петя - ты что это?"
Дядя Петя: " А я думаю, почему сметану каждый раз покупаю, а мне с 50 рублей 8 сдачу дают вместо 9. Оказывается 42, а не 41. А я то, дурень, уже в полицию собрался жаловаться, что воры кругом. А это я таблицу позабыл. Самого бы оштрафовали"!

+++
Еще пару мыслей о таблице. А потом о серьезном :-)
Можно начать с сыном говорить на шутливом языке. Например: "Эй, шестью восемь сорок восемь, принеси, пожалуйста соль"!
Или стать друг против друга и во взрослые ладушки, когда хлоп в ладоши, потом двумя ладонями о ладони партнера, потом хлоп в ладоши и правую ладонь о правую, потом хлоп в ладоши и левую о левую, приговаривая:
5х5 25             
6х6 36
7х7 49
7х8 56 и т.д.

Короче. Мысль какая рефреном.  Уходите от учебы, как от каторги. Вносите в нее творчество, т.е. элементы игры. Взрослые до самой смерти норовят поиграть, вон в компьютерах сплошь игры для тех кого в детстве насиловали уроками и кто потому не успел доиграть и теперь всю жизнь наверстывает.
+++

Давайте теперь попробуем системно.
Что за крики на ребенка в небазарный день? Кончаем анархию!
Вспоминаю, как наставляла меня моя мама (откуда она об этом знала - ума не приложу!? А понял - у нее сестра была хорошей учительницей).
Уроки вечером, по-возможности, не учить. Вечером ребенок устал. И то, что утром в него за 10 минут, вечером потребует часа!
А как же быть тогда маме? Золотинушку доверить самому себе?
Но проблема в том, что когда Вы сидите постоянно рядом происходит то, чего не должно происходить. Ребенок знает, что его выручат в любую минуту. Рядом костыль. И уроки фактически делает не он, а мама за него. Но долго. Причем, он осознает, что он плохой ученик. Что у него ничего не получается и ему надо разжевать и в рот положить.
Но при таком экстенсивном методе учеба и превращается в каторгу. Вызывает отвращение.
Мало того - что еще хуже - Ваша жизнь превращается в каторгу. Вы второй раз учитесь в школе. Оно вам надо?
Не сидеть рядом, а контролировать. Пришли с работы. Вопрос: что с уроками. Ясень пень, выучил. Так, выборочный контроль: берете на выбор что-то одно из домашнего задания и проверяете.
И не ругать. Как объяснял один практик обучения: почему у евреев дети все по институтам? Престиж нации, взяточники? Да нет. Просто еврейские мамы сознательно выращивают из своих детей гениев. Получил двойку? "Как, мой гениальнейший из гениев сын получил двойку?! Этого не может быть! Не верю. Это какая-то досадная ошибка! Конечно же ты не через неделю, а завтра первым поднимешь руку и все исправишь! Потому что мой сын не может получать двойки. Он их не достоин. Это была Случайность!"
Сыну надо втемяшить, что быть успевающим выгоднее в 10 раз, чем двоечником. Успевающий все делает на лету и у него потом море свободного времени - делай что хочешь и наслаждайся свободой на всю катушку! Ты свободен! Для детства это обозначает - ты богат!
И потом, решение задач прививает навык находить выход в безвыходных ситуациях - это же так полезно во взрослой жизни. А круглым отличником быть вредно - из них не вырастают бизнесмены и хорошие менеджеры, п.ч. всю жизнь дрожали за аттестат.
Но, если уж у Вас в компании появился отличник и одновременно лидер (это как самородок крупного алмаза), то процветание Вашей фирме просто обеспечено!
А двоечник что? Его нравственное здоровье подорвано. Ему все время надо думать, как выкрутиться из положения.
Помните, у Шварца в сказке "Два клена" баба-яга жалуется:
"Ох, что он говорит! Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Думаешь, это сахар ничего не делать? Я еще девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат работничек вытвердит, бывало, все уроки да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, все думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то."
Я лично большую часть домашнего задания делал в школе, п.ч. решал все намного быстрее остальных. И когда как-то устроили собрание с родителями, п.ч. наш класс скатился в отстающие, вызвали меня к доске, чтобы рассказал всем СКОЛЬКО часов я трачу на учебу в день? Я ответил к горькому разочарованию учителей - в среднем не больше часа!