луна закованная в хрусталь. новогодние конкурсы

Конкурс Хайку
начинаем январскую сессию конкурсов хайку на стихи.ру

1. на подготовку - семь дней
то есть - стихи прислать до 17 января включительно

2. стихи присылать через почтовую прогу на странице Конкурс Хайку или на адрес mladenpulek(@)yandex.ru (адрес один и тот же во всех случаях)

3. стихи можно корректировать или заменять до последнего момента (дэд-лайна)

4. дэд-лайн наступает в ночь с 17-го на 18-е января в 0 часов по мск времени

5. для опоздашек-растеряшек есть еще примерно шесть-семь часов пока стихи обрабатываются и формируются ленты

6. девушкам опоздание не засчитывается :)

7. стихи будут выставлены тремя сериями (лентами) - по одной на каждую тему

8. стихи присылать только оригинальные и нигде ранее не опубликованные

9. до завершения конкурса стихи не светить и на авторство не намекать :)
в противном случае будут применены самые строгие санкции - вплоть до убирания стихов из конкурса :)

10. конкурс анонимный -
другими словами стихи будут без подписей
что делается для объективизации восприятия

11. судейство будет также анонимное
подробности будут сообщены при выставлении конкурсных лент

12. правило неуклонное и строгое: все участники - являются членами Большого Жюри
в противном случае их стихи переводятся в разряд внеконкурсных не оцениваются и не обсуждаются

13. судьями также могут быть те кто не принимает участия в конкурсе
но считает возможным потратить свое драгоценное время на разбор и оценку стихов

14. стихотворные отклики редакторские правки и разборы выставленных стихов приветствуются
обоснование собственной точки зрения или позиции приветствуется вдвойне

15. обсуждение стихов происходит в течение 72 часов с момента выставления лент
если этого времени будет мало - возможно добавление еще 24 часов
затем идет оглашение результатов
и поздравление победителей

с наилучшими пожеланиями
Младен

зы все вопросы задавать либо под этим файлом либо почтой


*


темы первой сессии конкурсов

*

1. звезда пленительного счастья (солнцеворот)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и сказал он: да будет вам счастье :)

* как уже понятно из названия -
первая тема посвящена празднику возвращения солнца или солнцеворота (где-то это Рождество)

* если брать астрономическое исчисление то это начало астрономической зимы

* тема довольно свободная
соблюдение правил "три строки" "5-7-5" или "17 слогов" - не обязательно

* обязательны приметы (киго) зимы
а также двухчастная структура стиха

* не более двух стихотворений по этой теме

*

2. рождественская метель (блюз уходящего года)

* конкурс с музыкальным антуражем

* посвящен событиям уходящего года

* главный мотив - легкая грусть по поводу прошедшего 

* конкурс свободный - поскольку речь о прошедшем годе -
то наличие сезонного слова возможно но не обязательно зимнего :)

* обязательно соблюдение правила "трех строк" а также правила "5-7-5" :)

* также обязательно упоминание термина слова или понятия имеющего отношение к музыке
при этом желательно избегать прямого употребления этих понятий

* не более двух стихотворений по этой теме


3. новогодние праздники (турицы - бабьи каши - день похищений)

эти старославянские праздники не слишком хорошо известны в сегодняшнем быту
это значит что будет возможность познакомиться с ними или же вспомнить о них

* не более одного стихотворения на каждую из под_тем (максимум на тему - три стиха)

* одна две или три строки - но
соблюдение "правила 17 слогов" обязательно но "5-7-5" - не обязательно :)

* примечание 1: один слог может быть приравнен к паузе
(то есть слогов может быть 16 при наличии выраженной паузы в стихе)

* примечание 2: к конкурсам также подойдут стихи не обязательно посвященные этим праздникам
но имеющие сходное звучание или смысловое соответствие

*

информация к размышлению

*

турицы - 6 января

Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой.
В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам
и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному.
На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки.
12-й день святок соответствует 12 месяцу года.
Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты.
Собирают снег для отбеливания холстины.
Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины,
когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу
и завалить своего первого тура.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо.
Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость,
храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости.
Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах,
а из особо крупных рогов делали даже луки.
Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон,
договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время.
 Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья,
и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле,
защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей
и болезней.


зы: тур /олень / лось - автоматически могут считаться январским киго :)


*

бабьи каши - 8 января

В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок.
Им приносили подарки и угощения, водку, блины.
Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.
Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.
Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя.
Ни одни родины не обходились без повитухи.
Бабка пособляла роженице.
И была она, как говаривали, с руками.
Зная обычаи старины, бабка знала свое дело.
При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу.
Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами.
Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь
с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.
А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их
славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие.
Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду.
Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».
И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей.
«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!».
И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье,
которое по своему обличью сродни скотинке.
А ребятишки подзадоривали:

«Ты, хозяюшка, подай!
Ты, отрадушка, подай!
Подавай — не ломай!
Отломишь немножко — будет Ермошка.
Отломишь горбушку — будет Андрюшка.
А подашь середину — быть свадьбе!».

И так ребячий короб тяжелел.
И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение.
 Это было радостное время игр, забав.
Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса.
Каша в печи подрумянится — к снегу.
Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза.
А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

зы: обратить внимание на приметы как на возможные сезонные слова


*

день похищений - 12 января

В этот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна.
Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба.
Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя.
От их связи родился весенний бог Ярило.
Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады
Кощей похитил у Даждьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену.
От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.
Даждьбог же отправился на поиски своей супруги.
Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней,
а вьюги заметут все вокруг.
В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь
(либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).


* * *