День отъезда-день приезда - один день!..

Феликс Кац
Кто из нас не бывал в командировках! И каждый знал – день отъезда-
день приезда – один день. Это были два неполных дня и командирово-
чные выплачивались за один день. Это было логично и закономерно. И
это было правилом.
Но, по всему видать, три с половиной тысячи лет назад евреи истины
этой не знали. И один из их водителей - АhарОн не знал. Или знал -
но не смог евреев в этом убедить.
МошЕ, отбывая в 40-дневную командировку на гору Cинай к Всевышнему
обещал народу в сороковой день вернуться. Но прошёл полдень сороко-
вого дня, а МошЕ не пришёл с горы и не предстал перед народом.
И народ занервничал, и особенно беспокойные  (говорили потом, после
разборок, что это были попутчики евреев в походе из МицрАима, "при-
мазавшиеся" к ним представители других народов) возроптали и сказа-
ли: "МошЕ не придёт! МошЕ обманул нас!". И потребовали от АhарОна:
"Вот тебе наши золотые украшения – переплавь их и отлей нам золото-
го тельца. Мы ему в МицрАиме поклонялись – телец нас и здесь спа-
сёт, выведёт из пустыни!». И сдался  АhарОн, и отлил им тельца. И -
горе пришло-примчалось-припёрлось. Ибо вернулся тотчас же Моше от
Бога со скрижалями и, увидев творящееся поклонение тельцу, пришёл в
глубокое расстройство и уронил Скрижали, и разбились Скрижали. Горе-
е-е!
Сильные задним умом мудрецы дают разные объяснения случившемуся. Го-
ворят, что Скрижали "внезапно утяжелились", потеряли свою силу Боже-
ственную быть невесомыми (точнее, не быть в тягость несущим, но даже
облегчать несущему их человеку его движение вперёд). Другие же гово-
рят, что МошЕ от расстройства увиденным вдруг сразу же лишился сил и
уронил Скрижали. Третьи говорят, что МошЕ бросил Скрижали о землю и
они разбились…
А вот четвёртый вариант рассказа.
Моше спустился с Синая. У подножия горы его встретил протеже, верный
ученик МошЕ - ЙеhошУа. Оба они подошли к стану. Слышались крики - то
ли торжества, то ли… победы, Но не стоны поражения. В стане увидели
золотого тельца и пляски вокруг него. Разгневался МошЕ и решил не
вручать народу Скрижали. Недостойны люди получить подарок Всевышнего!
Собрался уйти МошЕ и унести Скрижали. Но тут метнулись к нему Старей-
шины народа и выхватили Скрижали. Но МошЕ был сильней их Всех – силь-
ней Божественной силой. И он пересилил старейшин и вырвал у них Скри-
жали. И увидел, что написанные на них Богом слова исчезают. Слова по-
днимаются вверх, словно улетают к тому, кто вырезал их на Скрижалях.
Поднял над собой МошЕ теперь уже потерявшие силу Божественную и свято-
сть Божественную Скрижали и со всей силы бросил на землю. И разбились
Скрижали...
И потом – последовал приказ МошЕ левитам "разобраться с тельцополкло-
нниками». И левиты  разобрались. И трёх тысяч недосчитались после это-
го евреи, трёх тысяч человек. Взрослых. От двадцати лет до
шестидесяти. До шестидесяти. От двадцати!..

Из книги "Первые имена"