Фёдор Пилюгин. Список Вити Степанченко

Северобайкальск Литературный
Список Вити Степанченко

Окружающие люди постепенно теряют свои плакатные тона, в которые первоначально я сам их и окрасил. Появляются полутона, тени, неожиданные краски. 
Как-то ко мне в вагончик зашел Витя Степанченко. У него открытое лицо, волнистые длинные волосы. Его портрет со спокойной улыбкой однажды даже фотовыставку украсил...
 Появление в моём вагончике человека из бригады что-то вроде встречи на полотне с лосем.  Витя особым пристрастием общаться с новичками бригады не отличается.

-  Дело у меня, -  серьёзно сказал он,  протягивая исписанный листок... -  Ты,  вроде, интересовался, кто сюда не на  вертолете прилетел – пешком притопал.
    Андреев, Мигуль, Новиков... Что это, звеносборка? – спросил я озадачено...
-  Это первопроходцы. Некоторые до сих пор работают в поезде.  Николай Иосифович, да – он бригадир на звеносборке. Тебе о  палатках вертолетах, рассказывали... А это как раз те, кто зимник пробил, первые дома здесь построил, настил для вертолетной площадки и, кстати, палатки  для первого десанта установил... Если можно, конечно, список где-нибудь в своей стенгазете помести...
-  Так ты, Витя, здесь с первым десантом? А что же твоей фамилии нет на стенде первопроходцев?
-  Там те, кто от Половинки, то есть – с начала... А мы всего лишь несколько последних километров пробивали... Ты напиши просто: вот эти парни пришли в Звездный 11 февраля. Так будет правильно. Я тебе идею подбрасываю, а подробности ты сам придумаешь.
-  А когда вы начали пробивать дорогу?
-  Это надо вспоминать... 4 февраля выехали из Игирмы. В тот же день приехали в Усть-Кут. Шестого числа выехали по зимнику...
-  А когда добрались?
-  Как  когда? Одиннадцатого числа.
-  Долго ехали...
- Ехали?  До «ехали» ещё далеко было...  Довезли нас только до 25 километра, до вагончиков первопроходцев. Там был прораб  Куликов. Василий Петрович,  кажется.
-  Невысокий пожилой человек? Это же Валентин...
-  Да, точно: Валентин Петрович...
-  Маленький, сухонький, лицо в морщинах...
-  Да, да – он самый... Мы ещё подумали: куда  может проводить этот старик? Как бы не забрести с ним куда-нибудь в тайгу непроходимую. Ладно, вся бригада Андреева – все 15 человек – пошли за ним. Идем час, идём другой. Валентин Петрович все время впереди. Быстро, идет, как олень. Уже километров семь прошли, десять. «Скоро, Петрович?!»... «Скоро». Ладно, топаем дальше... Мы уже запарились, а он всё  впереди,  как колобок, катится. Левое плечо чуть вперед и как-то боком продвигается. Так, вроде бы, и ходить-то неловко, а он всё время впереди летит  – мы-то и поравняться с ним не можем. Где же его: «Тут рядом»? Он опять:  «Уже рядом». Ладно: «тут» на  «уже» сменилось, значит, действительно цель поближе стала – больше двух часов идём. И дорога, вроде,  пошла под уклон. Смотрим – замёрзшая река. На берегу – зимовье.
-  Вот и пришли, -   объявил Куликов...
- Спасибо, Петрович, что проводил, -   сказал бригадир Николай Андреев.
-  Одно плохо -  быстро дошли, -  усмехнулся Леша Мигаль...
-  Да, тут недалеко, - совершенно серьёзно согласился Петрович, отряхивая заиндевелую шапку. Мы расхохотались. Маленький, сухонький, что ему почти два десятка километров до ближайшего зимовья? Небольшая прогулка, приносящая  удовольствие... В зимовье и заночевали. Утром Петрович потопал назад, а мы стали прокладывать зимник. Не тот, который прямо ведет к реке    его группа Исакина пробила. Другой – по распадку, который серпантином... Визирка там уже была намечена. Ее прокладывал, кажется, Виталька Корхов. Так что  самый удобный выход к будущему посёлку мы пробили...
- Вот здесь фамилии тех, кто работает в поезде, а под чертой – кто уехал. Ну, я пошел, а то в столовку опоздаю...
-  Можно твою фамилию поставить под заметкой?
-  Нет, не надо... А то скажут: Степанченко  выбивается в писатели...
С этими словами мой неожиданный гость вышел. И я подумал: неужели  мою работу – фотовыставки, стенгазеты, публикации в «Ленском коммунисте» – начинают замечать и в бригаде? Но если это так, как расценить появление Вити Степанченко в моём вагончике – это укор или доверие? Как провожали отряд съезда из Москвы, как встречали его на пути следования, знают все. Газеты трубили о комсомольском десанте. Первые полосы посвящали тем, кто тайгу только на картинках и в кино или по телевизору видел. Но  они ещё ничего не сделали, чтобы их так возвеличивать! Ни-че-го! Говорите, пишущие, снимайте их для всех газет Союза, снимающие, но не вводите людей в заблуждение... Первый десант состоялся  11 февраля 1974 года! Именно в тот день на 64 километр будущей трассы... вышли бригада Андреева и механизаторы Николая Исакина. В Звездный спустилась вся техника первопроходцев     четыре бульдозера. Они притащили четыре вагончика – жилые и кухню. На санях приволокли будку-мастерскую. Всё было почти так, как напишет позже Г. Романов, один из бойцов комсомольского отряда, воздавая должное первопроходцам: «смерзалась солярка, рвались траки. Но парни держались, словно в атаке...»
Они по-прежнему в рядах атакующих. В бригаде А. Хакимова  работает Сергей Тишковец. В бригаде монтажников ИССО В. Савельева – Анатолий Рябцев.
Механизаторами в МК-142 стали Николай Боронец и Василий Ступницкий, а Василий Алтынов стал бульдозеристом в родном СМП-266... Эти фамилии я взял из списка Вити Степанченко...

Большое дело начинается с Половинки.
  Впрочем, коль мы заговорили о самом первом десанте, у нас есть возможность узнать, что именно происходило на зимнике, на самом ручейке-истоке большой магистрали, день за днём. Перед самым выходом техники на трассу корреспондент иркутской газеты «Советская молодёжь» Николай Кривомазов вручил Николаю чистый блокнот...
- Вот тебе, Коля, блокнот. После каждого рабочего дня записывай, всё, что происходило...
 
Но прежде, чем вы познакомитесь с первыми строками этого исторического документа, одно маленькое напутствие.  После поездки на Алтайский тракторный завод, который выпускает трелевочные трактора, начальник СМП-266 Рейнгольд Георгиевич Миллер рассказал, что в составе делегации был   механик Николай Иванович Исакин.
-  Я много о ваших тракторах говорить не буду – сказал, начиная разговор о сотрудничестве, Миллер. -   Со мной приехал механик. Он и скажет.
Вышел крупный человек со спокойным взглядом карих глаз. Зал вежливо поаплодировал, приготовился слушать.
-  У нас на трассе работает много техники. Есть японские, американские бульдозеры, немецкие, японские самосвалы. Но когда они застревают, из грязи их вытаскивают ваши Алтайские трактора...
Зал застонал от восторга и разразился овацией. Необходимость выступать с подробными речами отпала...
Когда алтайские машиностроители приехали с ответным визитом в Звёздный, они первым делом спросили:
- Где Исакин? Можно с ним встретиться?
Вот теперь, думаю, пора с  Исакиным встретиться и нам...


13 января (1974 года).
Сегодня приехал в д. «Половинка». Наши  ребята уже начали вгрызаться в тайгу. Наши ребята -   это Лёша Почежерцев. Коля Никонов, Коля Шапелич, Яша Вебер, Славик Иванов, Леша Шинкарёв и я – Коля Исакин.
Здесь уже две девочки в котлопункте – Таня и Галя (Алфёрова и Нефёдова), а так же вальщики (Анатолий Филиппов Александр Янкин с помощником Ярославом Люлькив), электрик Витя Калина, и двое ребят: истопник Саня (Кутепов) и моторист Саня Снежный. Сразу по приезду пошли ремонтировать бульдозер Шапелича (уже успел поломаться). Начали заводить САК и завели ...к темноте. Всё же отрезала два конца вала, и САК сломался. Вечером подморозило. Завтра мороз покрепчает...

14 января.
Сегодня ремонтировали бульдозер вдвоём с Шапеличем. Главный механик Мельников уехал искать новый вал. Ребята штурмуют гору. Дело очень плохо клеится. На поверхность выходят большие валуны. Приходиться обходить. Да ещё большой подъём... Плохо дело обстоит с подвозкой питания. Настроение у ребят не ахти какое. Моторист Сеня нас не очень радует. Пять минут даёт свет, час потом заводит... Ребята поужинали и занимаются, кто во что горазд.

15 января.
Сегодня поехал к ребятам на зимник. Поломались Коля Никонов и Лёша Почежерцев. К тракторам подъехали поздновато. Опять неурядицы с транспортом. Подлечили бульдозер. Двое поехали штурмовать, Никонов остался на профилактику. Остались без обеда. Ощущение не из приятных. Вечером обедали и ужинали заодно. Сеня всё регулирует свою электростанцию. Во всяком случае, ужинали со светом. На улице температура понижается. Что-то будет завтра?

16 января.
Мельников привез для Шапелича вал. Пошли собирать втроём: Калина, Шапелич и я. Мороз крепчает. Сначала нагреваем на костре, потом проворачиваем. Мороз, как будто нарочно свирепствует. Дело с ремонтом не очень подвигается. А ребята всё штурмуют гору. Она помалу, но всё же поддаётся. По ходу завозим дрова в котлопункт и общежитие... Сидим с лампой и при свечах – Сеня никак не может наладить свой аппарат... На улице затуманилось, придется завтра поплясать.

17 января.
Встали утром – туман непроглядный. Мороз под пятьдесят! Решили, чтобы не угробить технику и, в общем-то, себя,  переждать до обеда. Но приехал зам (начальника поезда – Александр Сергеевич Бурасов – авт.), поговорили. Ребята со скрипом, но пошли заводить... А мы продолжили сборку «треклятого» бульдозера. За металл взяться невозможно   ¬ моментально белеют пальцы. А вообще, помалу возимся. Помногу невозможно.  Сеня отпросился в Игирму за инструментом. Видно, парень не выдержал наших недвусмысленных намеков и насмешек... Мороз не спадает...

18 января.
  Мороз 38 градусов.
Заканчиваем ремонт бульдозера Шапелича. С утра поехали все вместе. Поставили кабину на место. Сегодня у них решающий штурм горы. Да какие горы удержат наших ребят! До обеда с Шапеличем бульдозер всё-таки собрали. После обеда будем заводить. В обед приехал шеф (начальник СМП-266 Пётр Петрович Сахно), кое-что привез, в том числе - мясо. А это не последняя «деталь» в нашем деле... Вообще обещает жилые вагончики со всеми удобствами... Свежо предание, но верится с трудом. Скорее до Таюры дотащимся, как цыгане в разбитых кибитках. Но, как говорится, было бы обещание. Сегодня электростанцию пытались завести все вместе. Но Сеня её зарегулировал до невозможности...

19 января.
Сегодня кричим «Ура!»
Перевал взят теперь пойдем по хребту всё ближе и ближе к Таюре...
Не совсем ладится с питанием. Возим на машине с «Половинки». Затянули три вагончика наверх. Мы, механизаторы, в одном вагончике и с нами Стасик Иванов. Поужинали. Уже ночь. Сейчас ребята разделись и вспоминают былые дни. В основном вспоминают о  пройденных трассах и каверзных случаях.

20 января.
С утра мороз минус 35... Считаем, что это нормальная погода. Завели технику и вперёд, к Таюре. Особых сложностей не было. Ребята довольны: прошли порядочное расстояние. Приезжал зам. нач.  поезда, пообещал во вторник организовать банно-прачечный день. Заодно, наверное, сделаем техуход всей технике.

21 января, понедельник. 
С утра мороз в норме. Особых поломок тоже нет, так что медленно но уверенно движемся вперед. Здесь наверху жить веселей. Утром ...ужинаем. В обед завтракаем, а ужин никогда не нужен. Нытиков нет. Хотя, есть один...  Его наш щенок Мишка органически не переваривает. Как ни выйдет из вагончика, Мишка обязательно его облает... Ребята готовятся к банному дню. Завтра попарим косточки.

22 января, вторник.
С утра завели технику. Ребята делают профилактику своим «трудягам». В три часа должна прибыть машина и повести нас в баню. Машина пришла в четыре. Попарились от души. После бани, как и полагается, выпили по сто пятьдесят. Плотно поужинали и поехали на стоянку. Настроение у всех умиротворённое. Спать все хорошо будем.


23 января, среда.
Сегодня круто не повезло: сломалась бортовая на бульдозере Коли Никонова. Тайга не очень жалует первых проходимцев, так в шутку ребята называют самих себя. Пойдем пока тремя машинами, а этот (бульдозер) нужно ремонтировать... Сейчас поеду на Лену (станцию) доставать запчасти... Срочно надо ремонтировать...

24 января, четверг.
             Весь день был на Лене. Собрал всего помаленьку.  Позвонили в Братск. Должны прислать представителя и запчасти к бортовой. Вестей с трассы не знаю. Приехал ещё один наш бульдозерист, Витя Удалов. Сейчас он, правда, безлошадный. Будет пока слесарить и на подмене на всякий случай. Сдвинем три койки и будем спать впятером.

25 января, пятница.
Приехал из Лены в конце дня. Прибыл слесарь из РПБ. Но трактор почти собрали. Осталось натянуть гусеницы (запчасти пришли раньше).
Трасса медленно, но поддается. Много поломок из-за морозов. Сталь не выдерживает, а люди чувствуют себя нормально.

26 января, суббота.
             Утром проснулся приехавший слесарь и говорит: «Пошли натягивать гусеницу...» Хохот. Никонов завелся и давно уехал на трассу. Наконец, приволокли котлопункт и разместили в половине вагончика. Наконец, будем есть свежую пищу. Проходка за день нормальная (по нашим понятиям).

27 января, воскресенье.
             С утра с Сашкой съездили на Лену начерпали в емкость 300 ведер воды и привезли к стоянке. Работа идет своим чередом. Сейчас стоим на хорошем участке. Лес спокоен, в снегу. Проглянуло солнце. В лесу попадаются рябчики, глухари. Но сейчас не до охоты: сроки проходки поджимают. Сверху торопят – до весны нужно многое завести...
             Стасик Иванов и Яша Вебер (и ещё кто-то)  мучаются желудками. Видно, от ленской воды...

28 января, понедельник.
          Сегодня утром приехал шеф с замом. Утрясли с хозяйственными делами, поговорили о делах насущных. Прошли за день километра три. Все бульдозеры в норме. Обед, завтрак и ужин вовремя. Настроение хорошее. Шеф остался ночевать. Поужинали и точим лясы.

29 января, вторник.
          Сегодня приехали гости: нормировщик и инженер по охране труда. Закрывали наряды, штудировали технику безопасности. Нарядами ребята остались довольными. Поработали неплохо. Шеф весь день бегал по трассе (пешком! Иногда это полезно). К вечеру сломались Коля Шапелич и Леша Почежерцев. Бульдозер Шапелича решили заварить ночью, а Леше надо разбирать полтрактора. Проклятье! Сажусь с шефом на машину и в Усть-Кут за первичным валом. Виталька Корхов ходил вперед смотреть направление и увидел след медведя. Не хватало нам ещё шатуна.

30 января, среда.
            В Усть-Кут помалу прибывают наши ребята и грузы. Все ждут нас... Утром с шефом облазили все гаражи, но первичный вал нашли! Заехал в «Буковый лес»   «Бухенвальд»   так ребята называют барак, в котором живут. Забрали опять на трассу Сеню Снежного (он попал в немилость), будут вместе с Саней (Кутеповым) печь топить – греть воду по очереди. И заодно следить за вагончиками, пока мы отдыхаем... По приезду ребята уже разобрали трактор. Опять беда   горючее на исходе. Сегодня Стасик и Виталька ходили вперед с ружьями и патронами, заряженными пулями. Шатун прошел в обратном направлении.

31 января, четверг.
          С утра забросили две пустые бочки на тележку, «запрягли» «Кировца» и полетели в Усть-Кут. Опять начали шариться по гаражам – искать тару под дизтопливо. Наскребли ещё три бочки. Теперь хватит пищи нашим трудягам дня на два. По приезду ребята уже заменили вал и поставили коробку передач на место. Молодцы, Леша Почежерцев и Витя Удалов, хорошо поработали.
А трасса помалу, но идет своим ходом. Всё ближе к цели...

1 февраля, пятница.
             С утра втроём дособирали трактор и к обеду собрали. Подъехал шеф, привез прораба Куликова на смену Стасику, а то он совсем дошел.
            Переехали на новое место. Отсюда с горы уже видна долина, в которой течет Таюра. До нее осталось километров 8-9. Завтра пойдем искать место спуска с хребта на Таюру, иначе, в лоб, не спустишься, а машины   тем более. Горючее на исходе. Завтра ждем заправщика. Не дай Бог подведет – остановимся... Сегодня прошли около двух километров. Завтра будем работать в пять машин.

2 февраля, суббота.
              Сегодня все машины завелись и выехали на трассу. Спокойный день. Припекло солнышко. На вагончике появились сосульки. Они уже обрывались под лучами солнца. В обед Виталька Корхов и Саня поехали посмотреть след шатуна. Привезли горячее из Усть-Кута. Котлопункт поставили на лыжи. Перед вечером пришли Виталька с Саней. Сообщили: медведь облазил все следы и вокруг стоянки всё исколесил. Много следов зайцев.  Целые шляхи... Коля Никонов рассказывает, свалили сушину, из неё выскочил соболь. Вася, командировочный, и Лёша Почежерцев побежали, но, увы!
       Трасса подается плохо...
      Что делать с шатуном?

3 февраля, воскресенье.
Корхов и Куликов ушли искать лучший вариант спуска, но вскоре вернулись: свежий след медведя. В работе особых изменений нет. Нет и поломок. Ребята все живы, здоровы.

4 февраля, понедельник.
Уехал в Усть-Кут за всякой всячиной. Машины пока на ходу. Но мелкий ремонт делать надо, чтобы не было большого. Троса на лебедках трещат, как ни тки. В Усть-Куте шеф обрадовал: привезли четыре электростанции и дизельный сварочный агрегат и ещё по мелочи кое-что из запчастей. Нашел в автоколонне хорошую машину – артиллерийский тягач. С Лешей Анашкиным привезли всё это добро на базу в склад. Ночевать остался в «Бухенвальде»

5 февраля, вторник.
В Усть-Кут приехала наша гаражная машина ГАЗ-53. Но доехав  до общежития, сломалась. Сегодня уже на ходу. Теперь есть своя техпомощь. Загрузили два запасных бруса для бульдозеров, съездили, заправились. Приехали в общежитие, загрузили постели и всё необходимое на 5-6 дней для бригады Андреева. Хотим пробить спуск на речку и по речке до зимовья, забросить туда бригаду для подготовительных работ. Спуск опять приходиться бить серпантином. В общежитие приезжают 19 человек – надо торопиться с дорогой (зимником). Ребята переехали к зимовью, устроили баню, стирку. Помылись – хорошо. Остановку решили назвать «Санпропускная».

6 февраля, среда.
Куликов привез андреевцев. Вася Дьячков пошел, расчищая дорогу впереди, а мы с Рулем (фамилия такая) сзади на машине с пожитками. Спуск крутой, но сползли. И по льду, до зимовья.
Хата большая. Кто-то собирался (жить здесь) не год, и не десять. Андреевцы сразу начали устраиваться. Я побежал сверлить лед и устанавливать зимнюю снасть. Подергал-подергал – и одубели ноги. Бегом в зимовье    отогреваться. Куликов побежал к охотнику – он живет рядом – узнать кое-что. Старик доволен, говорит, что станцию в честь меня назвали (фамилия у него Таюрский). Но без стопочки разговор не клеился. Назад с бульдозером поднимались целый час, хотя расстояние всего километра три. Трудновато. Вечером опять банились. Брились, шились, веселились. Добрались до бесплатного...


7 февраля, четверг.
Ох, работа. Опять в Усть-Кут за бензином и прочей чепухой для бригады Андреева, для нас. Заехали в «Половинку» узнать о состоянии бульдозера...

                Фото Вебера.

На «Половинке» записи Исакина обрываются, хотя в дневнике проставлены даты вплоть до 11 февраля – до того дня, когда группа пробила зимник окончательно... Понимаю: рядом река, охотник, который под стопочку рассказывает такие увлекательные истории. Теперь уже можно хоть каждый день «...бриться, шиться, веселиться»... Какие могут быть записи и бульдозер, оставленный в деревне Половинка! Но благодаря другому участнику первого десанта, Якову Веберу, мы точно знаем в каком состоянии были 11 февраля сами десантники. В этот день приехал начальник СМП-266 Пётр Петрович Сахно, и  Вебер сделал общий снимок. За месяц Яков Михайлович защёлкал четыре пленки. Фотокамеру «Зоркий» он каждый день брал с собой в бульдозер. Каждый командировочный, не говоря уже о самих механизаторах, попадал в поле видоискателя веберовской камеры. Снимал он и  зимник, и лесину, из которой выскочил соболь, и котлопункт, и девчонок.  Потом, когда прибыл комсомольский отряд, проявленные пленки надолго покинули его дом и прошли рамки всех фотоувеличителей посёлка. Как же жителю поселка Звёздный  не послать домой карточку: на том месте, где в мае, как  пишут газеты, высадился первый на БАМе  десант, они были ещё в феврале! Когда в  поисках материалов ко второй годовщине десанта я пришел к механизатору Веберу, то увидел безнадежно затертые пленки, которые не годились даже для стенгазеты...
             Впрочем, Яков Михайлович, порывшись в своей фотолаборатории, отыскал еще одну заснятую в феврале пленку. На ней не было ни единой царапины...
-  Вот, перепроявил... Сколько ни пытался с неё напечатать – ничего не выходит. Попытайся, может, у тебя что получится... А нет – сам выбрось... 
             Вот один из последних снимков Вебера – фотографическая точка к дневнику Исакина. На бульдозере, стоящем на берегу Таюры, весь десант во главе с шефом – Петром Петровичем Сахно. Он стоит в центре – сутулый мужчина в светлом, крытом материей, полушубке. Взгляд исподлобья, усталый. Слева от него -   Никонов, бульдозерист, бригадир Андреев. В этом ряду поварихи – Галя Нефедова и Таня Алферова. В большой меховой шапке  Володя Педаш.  Коля Исакин   второй слева  во втором сверху ряду. Самый верхний ряд – Геннадий Ефимов, геодезист, бульдозерист Шапелич. За спинами более 50 км таежного бездорожья. Впереди – вся Байкало-Амурская магистраль.  Настроение у всех отменное. Ефимов еще и потому так безудержно весел, что это было его второе появление на Таюре...
  Первый раз он появился здесь ещё в прошлом году, 25 декабря 1973 года. Был он не один. С начальником СМП-266 Петром Петровичем Сахно, старшим инженером производственного отдела Виталием Корховым, инженером по ТБ Петром Егоровым. Вертолет высадил их и улетел. И как-то странно и неуютно стало Ефимову, не верилось, что через год здесь уже будет поселок. Всего одно пустое зимовьё у места впадения реки Нии в Таюру. И полянка, на которую с трудом втиснул свою крылатую машину пилот, тоже когда-то была лесистым берегом. Охотники из деревни Таюры срубившие здесь из ближайших к реке деревьев зимовье, подготовили и первую вертолётную площадку. «Где же здесь размещать станцию и поселок?» – невесело подумал Геннадий, поднимаясь по склону сопки. Представил эту местность летом и повеселел. Летом здесь будет курорт. Две речки, протекающие у подножья сопки, сулят хороший летний отдых. Сосны на берегу – целебный воздух. Поднялись выше. Сахно, взглядом опытного транспортного строителя, прикинул: на юго-восточном склоне сопки будет станция, поселок железнодорожников.  А для строителей надо обустраивать склон сопки: сначала  вырубать на склоне ступени, затем ставить на них дома и строить дорогу...

            Об этой дороге вся четверка была более чем наслышана. В производственный отдел начали поступать от проектировщиков первые папки с технической документацией. На митинге в честь окончания предыдущей дороги кто-то из выступающих сказал: «Это будет всем Хребтовым Хребтовая, всем стройкам стройка!» Тогда эти слова были встречены с воодушевлением. Но прошел месяц,  и на новую дорогу начали собираться, как и на все остальные новостройки. Какой бы она ни была сверхдлинной, на ней будет первая станция, будет зимник, будет первый строительный плацдарм. По всему выходило: он будет на склоне именно этой сопки.
До прихода вертолета разведгруппа успела прикинуть, где разместятся объекты СМП: отдел главного механика, пилорама, контора, столовая... Вдруг Петр Петрович спохватился: «А какое сегодня число?» «Двадцать пятое...» «Товарищи, так сегодня же у меня день рождения...» Настроение у всех сразу взметнулось вверх. Не каждому руководителю удается начинать новую стройку в день своего рождения. У инженера по ТБ  на всякий случай – вдруг кто-то обморозит ногу или руку    была фляжка спирта. Пришлось израсходовать спирт совсем по другому – более приятному поводу – разлить по стаканчикам и выпить за здоровье Сахно, а затем повторить – уже за новую Байкало-Амурскую... Спустя всего полтора месяца на месте первого таёжного пикника уже около полусотни человек обживали клочок тайги у подножья сопки – первый десант состоялся...

            Фото Вебера я завел под стекло и вывесил в вагончике.  Снимок увидели первопроходцы и немедленно  заказали по фотокопии каждому. Затем за снимком прибыла  делегация из школы. За пленкой к Якову Михайловичу пришлось ходить несколько раз. В конце концов Веберу это надоело, и он сказал...
- Оставь плёнку себе. Так она целее будет... А я всё равно не буду печатать...

            И все же они, игирменские, не кичились выпавшим на их судьбы большого события, но,  сторонясь шумихи, они выходили на первые роли и на просеке, и на строительстве жилья, и тем более   на балластировке, где одного энтузиазма явно недостаточно – тут нужен профессиональный опыт, мастерство и человеческое достоинство…
             Здесь они, опытные транспортные строители,  давали сто очков вперед любому бойцу комсомольского отряда, преподносили  уроки профессионального мастерства. Некоторые из майского пополнения СМП-266 не продержались и  одного лета... В деревне Таюра выловили паренька, который решил уйти по-английски. Для этой цели он приготовил съестные припасы, сколотил плот и рано утром отчалил, будто на рыбалку...  Но на смену уплывшим, прибывали другие добровольцы. Наиболее настырные добирались до Звездного пешком. И когда корреспонденты, пытаясь взять у этих ребят интервью, задавали вопрос о  комсомольском съезде, они предпочитали отмалчиваться.
А вот  один из них – Леня Графов  –   свое магистральное происхождение объяснил так.
- Пленумные мы! – объявил он. Корреспондент радиостанции «Молодежная волна» едва не поперхнулся.
- Какие - какие?– не понял корреспондент. - Племенные? Вы хотите сказать...
- Да что вы, мы еще не женаты…
- Тогда почему племен….
- Ну, вот брат мой Володька. Он  на съезде был, ему повезло, его на БАМ съезд послал. Он   съездовский. А  что между съездами проводится?
- Пленумы… - догадливо подсказал кто-то из слушателей
- Вот!  - торжественно оглядывая недогадливого корреспондента, произнес Ленька. –  Они нас и послали, значит – мы пленумные…