Фёдор Пилюгин. Комсомольский субботник

Северобайкальск Литературный
В ночную смену идут коммунисты...

  Комсомольский субботник.

Долгожданную весть принёс начальник участка Валерий Павлович Уласик ещё в обед. Бригадир воспринял её сдержанно. Подумаешь – начинаем укладку нового перегона. Сколько таких укладок было на веку! И на Абакан – Тайшете,  и на Хребтовой – Усть-Илимской. На его худощавом лице появилась мина озабоченности: радоваться тому, что начинаем почти во второй половине года?! Ну, ладно, не укладываем дорогу в начале года, зимой. Это, может, и правильно. В холодные месяцы года с верхним строением пути лучше дело не иметь. А вот весной начинать надо. Но из-за того, что сцепов не было всю весну и первые недели лета, придётся готовиться к ударным вахтам  в декабре...  Когда укладки нет, мостовики, тоннельщики, взрывники, механизаторы ревностно подсчитывают, кто и какими знаками внимания выделяет путейцев...  Вот тогда от участников технологического процесса  можно услышать фразы, подобные афоризмам: «Мы копаемся в грязи, чтобы они за своей короной   орденами  и медалями – шагали по накатанному полотну...»; «Магистраль   это мосты (тоннели), соединенные между собой рельсами»; «Укладка – это всего пять процентов от сметной стоимости всей дороги»...   и т. д.   Но дело не в метрах, процентах или рублях. И даже не в символах признательности, которыми отмечает страна отличившихся. Движущийся поезд наиболее эффектно формирует  представление общественности об окончании строительства очередного участка дороги. Так что укладку ждут и земляники, и мостовики, и тоннельщики, и все, кто увязан в этой важной цепочке, которая называется строительством магистрали. Мы  кожей чувствуем их  нетерпение... Когда они поедут по притрассовой дороге за грузами для мостов, тоннелей и увидят путеукладчик, с зависшим над полотном очередным звеном, у них улучшится настроение. Они свое дело сделают за неделю, за сутки до намеченного срока. А там  уж вы, путейцы, будьте добры, постарайтесь, даже если для того, чтобы достичь заветной цели года,  мы на всё вам оставили в распоряжении только 24 часа... Кто бы, что ни говорил о важности именных и коллективных вкладов в общее дело, но участки полотна, отдельные мосты не становятся дорогой, если их не соединить горизонтальной путеводной «лесенкой».  По ней-то, этой «лесенке», ещё на одну ступеньку, большую и важную,  ближе к итоговой целевой задаче десятилетия ... поднимутся все разом... И обязательно на крышу первого поезда взберется кто-то из пассажиров и через видоискатель кинокамеры или фотоаппарата всмотрится в пространство, в котором будущая дорога намечена только пунктиром...

  Ради этой дороги  народ терпит все трудности таёжного быта, вгрызается в вечную мерзлоту, тонет в болотах,  пробивает тоннели в горных хребтах.  Кто, скажите, может раздеться на 50-градусном морозе – жарко    и одеться, когда плюс 50 -  чтобы не обжечься о раскаленный на солнце металл. Словом, когда первый поезд пойдет по перегону, почетные пассажиры, глядя в окна вагонов,  на каждом километре обязательно проявляют солидарность  мостовики, тоннельщики, земляники, взрывники, путейцы:  вот она наша дорога! Мы знаем, всё так и  будет: укладка – это венец в транспортном строительстве...
Но, положа руку на сердце, всё же скажу: первый праздничный поезд – это ... второй первый поезд. А первый – это тот, который сам на себе везёт рельсы, сам же их укладывает и сам открывает по ним железнодорожное движение... А первые пассажиры его – вот эта бригада путейцев, которые движутся с ним со скоростью 1400 метров за смену...  Работа престижная, требующая силовой выносливости и выдержки… Какие  нужны нервы, чтобы дождаться первые сплотки со звеньями?! Да и на вопрос «Когда?», который раздается тем чаще, чем выше  поднимается солнышко, нужно что-то отвечать людям – своим соседям, коллегам по участку, незнакомым встречным... Не говоря уже о корреспондентах...
Лакомов полдня приглядывался к ребятам и собирался с духом, чтобы вместо привычных: «Собрать инструменты...», - вроде бы невзначай, обронить  другие слова:

 - Завтра начинаем.

Лакомов старался говорить, как можно спокойней, обычным своим глуховатым ровным голосом. 
  - Ну, слава Богу, дождались! -  воскликнул Степанченко и сел на головку рельса.
 - Спасибо; Иваныч, порадовал. А то уж было подумал – не доживу; - склонился в ироническом поклоне Полянский... – Пока дойду после работы до дома, человек пять остановят: когда...
- А меня уже не спрашивают, - сдержанно отозвался Когунь.
- Ага, а перед тем  он пару раз отослал к …Миллеру за ответом – перестали спрашивать, – ухмыльнулся Андрей Полянский.
Вопросы, на которые не мог ответить рядовой путеец бригады, раздавались на апрельском производственном собрании участка. В целях экономии рабочего времени вопросы и ответы совмещали  по пути на работу. 
- А сам перегон, где нам работать,  когда будет?
- Да, когда начнётся укладка?
-  А как с оплатой?
-  Что заработаете, всё ваше, - твёрдо отчеканил начальник поезда. Но как ни уверенно говорил Миллера, факт, что он проскользил мимо укладки, отметили все: тут начальнику сказать пока нечего...

- Всё в наших руках,   повторяет Миллер. Он высок, строен, по-офицерски подтянут. Говорит коротко, чуть нажимая на «р».
– Карьер, транспорт. Всё от нашей расторопности будет зависеть. Надо организовать работу так, чтобы в летнее время выполнить годовую программу. Очевидно, для этого потребуется перейти на шестидневку.
– Я против шестидневки, -  сказала хрипловатым голосом монтер пути Таисия Бородина. – Все, что вы намечаете на шестидневку, можно и за пять дней сделать.
-  Вот мы сейчас проголосуем за шестидневку, -  встал опытный бригадир Попов. – А фронт работы будет? Или опять будем ждать, когда балласт привезут, когда рельсы, шпалы, противоугоны и прочий материал поступит?
-  А к отпуску дни прибавят?
- Зимой – да. Летом, видимо, нет. Какой смысл переходить на шестидневку, если вы тут же летом эти дни и возьмете. Мы с этим предложением вышли, чтобы выполнить максимальный объем работ в благоприятное летнее время... Но зимой – пожалуйста...
Миллер держится спокойно, уверенно. Сказал, что поезду по силам в теплое время выполнить всю годовую программу.

-  А я так понимаю: дорога наша нужна, как можно быстрее, – поднялся сутуловатый мужчина с глубоким шрамом на лице. Его не могли скрыть даже морщины. Это Андрей Васильевич Струков, участник войны, бригадир путейцев.
– Я, слушая приёмник, поймал китайскую волну. Так вот к нам китайцы обращаются так: «Советские граждане, временно проживающие на нашей территории...»
-  Это они так шутят, – выкрикнул кто-то из угла.
-  Какие тут шуточки, если войной пахнет... А я знаю, что такое война…  А вам…  Не дай вам Бог  это узнать... Готов работать день и ночь, сухари жрать, но дорогу построить...
Шумное собрание приумолкло.
-  А все мы знаем, что дорога помимо всего прочего имеет стратегическое значение, -   продолжал в тишине Струков. - Если китайцы двинутся, Транссиб будет перерезан в первые же часы ... со всеми вытекающими отсюда последствиями... Вот и думайте и об отпусках, отдыхе, охоте и консервировании овощей. Я и «Глобусом»   обойдусь – неплохо болгары научились консервировать. И банки пятилитровые делают удобные, можно бруснику хранить…  Я   за шестидневку...
– Мы-то  что? Мы-то – за. Мы-то  что? Мы-то – за. Мы-то что? Мы-то – за…– неторопливо, но уверенно и твёрдо в тишине покачивающегося вагона простучали на стыках вагонные колеса. Собрание проголосовало за дополнительный летний рабочий день... За максимальное выполнение производственного плана летом. Но для того, что всё получилось по максимуму, мы уже давно должны вести укладку нового перегона БАМа – открывать фронт работ для бригад путейцев...

- Итак,  мы начнём завтра... И всё же нас охватывает сдержанное волнение: мы приступаем к работе, которую с нетерпение ждут все строители БАМа. 
-  Андрюха, подбери «лапы» (монтажные лома путейцев, один конец которых искривлён), ключи, чтоб все блестело.
А сам-то Лакомов уже сияет! Радуется наш бригадир, не в силах скрыть  блеск в глазах!
-  Всё давно готово, Иваныч. 
-  Добро... И «рубку» (или «машку», «целовальник»   кусок рельса с ручками, который выполняет роль тяжеловесного молотка. Четверо монтеров пути и ударяют ею  в торец рельса – ликвидируют зазор между звеньями) подготовьте...
- А чего её готовить:  смахнули пыль, и вперёд... -  подмигнул Педаш. Ему, самому мощному атлету в бригаде поручено возглавить команду «машечников».   Раза два приложимся к торцам рельсов, и она снова,  как тульский самовар, будет сиять ослепительной улыбкой! Неужели дождался, и завтра дорога на восток, прирастёт звеньями, которые я, монтер пути бригады Лакомова,  буду укладывать  своими руками?! 

Ночью проснулся, посмотрел на часы (не проспать бы!): завтра, вернее, уже сегодня, укладка! Над сопками светится бирюзовая полоска... Толи заря вечерня догорает, толи утренняя занимается. Но почему укладку не начинать 2 мая?  И тепло уже, и дата примечательная. Именно в день высадки комсомольского десанта в Звёздном и следовало уложить первое звено года!! Это же старт очередного этапа большой многолетней гонки! Почему-то при укладке последнего серебряного звена  собирается народ, произносятся разные речи. Но финиша не может быть без старта, как и последнего звена без первого! Вот большие  соревнования открывают в торжественной обстановке, на участников соревнований наводят объективы фото-, телекорреспонденты. Им желают честной борьбы и победы… Открытие укладки  – это тоже праздник! Но 2 мая звеньев для укладки не было, потому  бойцы комсомольского отряда в тот праздничный день вышли на субботник. Собрались на вертолётной. В ожидание отрядного руководства, расселись  прямо на горой сложенном брусе. И вот над окружающим пространством, как на волне, гонимой свежим ветром,  вспухает гребень из человеческих фигурок. Через некоторое время он, как вал с картины Айвазовского, обрушится на стоящую рядом сопку, разобьётся  на небольшие потоки и растечётся по безбрежному пространству каждодневных забот, завтрашних проблем и долгосрочных планов...

Первая и самая мощная волна сопку уже обласкала. Это было  почти два года назад – в мае 1974-ого...  Тогда склон таёжной красавицы был покрыт стройными вековыми соснами, из которых выстроили дома посёлка и другие строения... 
Уже расселись все бойцы отряда имени 17 съезда  комсомола.  «Президиум»:   Лакомов, Вербицкий, Верхотурцев – руководил собранием, стоя перед амфитеатром.
  Два года назад начал работу 17 съезд ВЛКСМ,   напомнил председатель «президиума»   секретарь комитета ВЛКСМ СМП-266 Григорий Верхотурцев – тот самый паренек, рыжеватый пушок которого начал пробиваться еще в эшелоне, отрастил жесткие каштановые усы и  стал комсомольским секретарем.
– Есть предложение: дни работы   съезда отметить ударным трудом... И начнем с сегодняшнего субботника...
-  Есть пожелание работать по делегациям, -  объявил Юрий Вербицкий, начальник штаба ЦК ВЛКСМ по Западному участку БАМа. Ему понравилось, что все собравшиеся расселись именно в том порядке, в каком прибывали на эту площадку в мае 1974.
Но не все слушали Вербицкого со вниманием. И слова других выступающих тоже ловили вполуха. И пока Верхотурцев отмечал, что представители отряда Наталья Титяева, Валентина Гирько, Иван Машков и другие избраны депутатами разных советов; как здорово за это время  проявили себя на прорабских участках Валентин Просенюк, Владимир Григоровский, Василий Гилев,  бойцы на брусе обнимались, перешептывались, показывали друг другу фотографии, газетные вырезки... В тот момент Тоне Голяновой  вспоминался вертолётный трёп того же  Григория на тему десантирования отряда. И настоящий вертолётный трап, который избавил её от неприятных мыслей о  веревочной лестнице.  Пока члены делегаций в одном поселке работают, но в разных местах – от разъезда Чудничный до станции Ния... А некоторые еще дальше. Вот Игорь Путюнин  уже мостовик. Он возводит мост где-то под Кунермой. Некоторые ребята уехали еще дальше. Это механизаторы, которые перешли на работу в мехколонны. Но позвал Звездный – и  собрались дружно там, где они начинали свою магистраль.
   Лакомов смотрел на ребят и улыбался. Пусть общаются, обмениваются  личными новостями... Потом командир отряда  объявил, кто на каком объекте будет работать.  Ленинградцы и башкиры благоустраивают детский сад. Орловцы и украинцы оборудуют зону отдыха. Отряды «Казахстан» и «Молдавия» наводят порядок на стройплощадке. Делегации  и представители Киргизии, Таджикистана, Северной Осетии, Владимировской, Пензенской, Саратовской и других республик и областей – приводят в надлежащий вид вертолетную площадку... Поскольку от ставропольского отряда в Звёздном остался я один, меня «распределили» сразу на все площадки. В течение субботника я должен побывать на всех объектах и сделать фоторепортаж для …местной прессы.

И едва «амфитеатр» опустел, к деревянному утёсу, бруса, лязгая гусеницами, подъехал трелевочный трактор и с увесистой связкой  пиломатериала покатил вверх по склону  сопки. Размеренно заколебалась красная стрела автокрана. Направо   с увесистой связкой труб, направо – с болтающимися тросами – за новым грузом...
 Стропальщиков двое – Аксенов и Коккиль. А ребята из Северной Осетии и Киргизии грузят железобетонные блоки и плиты. Эти блоки «Магирусы» везут сразу на трассу. Там они будут смонтированы в водопропускные трубы. А у бетонных плит дорога короче – мимо рядком стоящих зеленых вагончиков, через переезд на железной дороге, вверх на террасу, где стоит детский сад... Два года назад здесь была узкая просека, по которой на валку леса уходили лесорубы. Первопроходцы успели на склоне сопки вырубить деревья до того  места, где сейчас стоит орсовская столовая. Дальше подняться  просто не успели. В первую очередь нужно было подготовить к приезду комсомольского отряда  жилые палатки со всей полагающей для жизни начинкой: кроватями, тумбочками, столами, лавками... Срочно варили печки  из железных бочек...
 
Иногда облака превращались в серые тучки. Они  закрывали солнце, сразу становилось сумрачно, тянуло сырым ветром... Но тень держится недолго. Солнечная волна снова наваливается на брус. Бруса много, целая гора. От него идёт запах весеннего хвойного леса. А может этот лес пахнет  потому, что вспомнил, как он рос  здесь два года назад? Солнечные лучи, как морские волны, разбиваются об этот утес, брызгами разлетаются вокруг, золотя лица ребят, девчат.
На субботник отряда вышли и жители поселка. Да как не выйти с ребятами, скажем, Валентине Кузьминичне Горловой, если на территории детского сада, где она заведующая, мостят бетонную дорожку! А работают здесь Рафаэль Шамсутдинов, Валерий Банников, Ильдар Латыпов, Ульфат Давлетов, Николай Хананов и другие ребята из Башкортостана – скромные, немногословные парни.
  Один в отпуске, остальные четырнадцать   здесь,   увидев человека с камерой, сказал, как отрапортовал,  худенький паренек – Рашид Калимуллин. В Звездный он приехал из сборной республики по биатлону. Здесь на первых же зимних соревнованиях на первенство Западного участка БАМ уже выиграл все лыжные гонки. Выиграл бы, конечно, и биатлон, но этот вид на БАМе не культивируется... Поговаривают, что к укладке бригады укрупнят, и Рашид будет работать у Лакомова.
  Из инструментов – ломики, носилки и лопаты. Из материалов – щебенка и бетонные плиты. Ломиками ребята носят и подвигают плиты на приготовленную подушку. Светло-серая полоска – дорожка между корпусами    быстро удлиняется... Валентина Кузьминична не сводит с ребят благодарных глаз.
-  А еще субботники будут? -  спрашивает она.  Рашид Калимуллин, командир Башкирского отряда, отвечает за всех...
-  Конечно, будут...
- Буду вас просить... Мы скоро землю на территорию завезем. Здесь надо  разбить клумбы, посеять газонную травку... 
- Поможем, какой разговор – детям нужно...
-  Вот увидите, здесь будет самое лучшее место в поселке!
- Место вам определили отменное. И соседство приятное, -  соглашается Калимуллин. – Выше только школа...
-  Да, выше школа только, -  смеётся заведующая. – Это для того сделано, чтобы с ранних лет тянулись к знаниям.

Мы оглядываем двухэтажное здание, которое,  венчает все поселковые постройки, как венчает золочёный купол храм. Над школой оранжевые стволы сосен. Они  взбираются по склону до самой вершины сопки. Школа видна почти со всех точек поселка. С террасы, где разместился детский сад, к школе ведёт широкая деревянная лестница. В пространстве между этажами двухэтажного здания плотники дощечками выложили схему всей магистрали, над окнами второго этажа вывели  слова: «Пусть всегда будет солнце!» Теперь даже в пасмурные дни над Звездным ...светит солнце.
Чуть ниже - недавно завезенные щиты...

  С новой недели плотники начинают строительство еще двух корпусов – мест в детсаде не хватает катастрофически.
Мы с Рашидом, улыбаясь,  переглядываемся... Из пятнадцати человек, которые приехали в Звездный из Башкирии, восемь – уже женатые. У четверых к сентябрю  намечается прибавление в семье. Да, комсомольский отряд работает и на ...этом фронте.
…Комсомольский секретарь мечется от объекта к объекту... На стадионе объявит, сколько железобетона, труб и бруса вывезено... Ребят на вертолетной площадке обрадует облагороженной территорией детского сада и расчищенным пространством на острове... К полудню вертолетная площадка будто раздалась в размерах – вывезен почти весь железобетон!  С этой вестью Григорий опять спешит на стадион…
 
Да, хорошо было бы начать укладку в годовщину высадки комсомольского десанта... И с настроением этих дней   к выполнению целевой задачи года!
Но вот и день летнего солнцестояния – 22 июня – канул в лету,   путеукладчик через выходную стрелку станции Таюра не перешагнул... Площадка под станцию уже  готова... И ещё 4-5 километров земляного полотна за станцией дают рельсам зеленый свет... Но где-то в главке, тресте «Ангарстрой» все ещё согласовываются вопросы поставок рельсов, шпал...
Нет, зимой укладывать всё равно придется...