Обзор docking the mad dog за декабрь 2011 г

Docking The Mad Dog
Уже много лет убеждён, что если стих интересен только пока его комментируют и он "болтается в рейтинге", то чаще всего это пшик…
Как недавно заметила Ирина (Уже Другая), всё острее чувствуется инфляция слов. Сайт раздувается, как резиновый шарик, куда ни ткни – везде что-то стихообразное. Многие автоматически записывают в стихи всю "непрозу", размещённую на стихокладущих сайтах.

Сегодня попробую представить читателям обзор из серии
               
                "Чтение – это чужие страсти взамен своих"

Пугаться не надо, чтение не так ядовито, как многие думают. Просто к этому процессу неплохо бы относиться, как к гастрономии.
            Не ешь некачественные продукты.
               Не ешь то, что тебе невкусно.
                Не ешь в спешке, на ходу…

Итак, если Вы торопитесь, загляните как-нибудь на днях…
Возможно, на меня кто-то и обижается, что мало комментирую или ухожу молча.
Давайте почитаем вместе то, что я нашел в декабре.

                Софья, скажи  (Алексей Сладков)

                Софья, скажи,
                Твой дерзкий нажим
                И платье прозрачное –
                Они что-то значат, да?

                Мне двадцать два,
                Крути циферблат –
                Прекрасная разница.
                Влюблен в руки, в таз, в лица

                Ровный овал.
                Я сам рисовал
                Тебя лишь в фантазиях,
                Ласкал безбоязненно.

                Ты мне нужна.
                Ты очень нежна.
                И я не простой юннат,
                Серьезно настроенный

http://www.stihi.ru/2011/11/27/6178

Странно, но здесь у меня невольно появилась улыбка. Может быть, даже чуток зависти к энергии молодости, т.к. за собой уже замечаю определённую лень и успокоенность. А в данном тексте почувствовал очень много приятных моментов. 22, но язык не зашлакован жаргоном, тестостерон вперемешку с цинизмом не плещется в монитор. Лирический герой в непростых боевых условиях (дерзкая, в практически прозрачном платье) не пытается строить из себя брутального мачо, действие не переходит в страстное аргентинское танго (с розой в зубах), хотя, ничего нельзя обещать заранее.

Простые двухходовые комбинации – "познакомился – покувыркались" для ЛГ уже не кажутся привлекательными, да и Софью он видит явно не в первый раз…
"Серьёзно настроенный" ЛГ, у которого хватает чувства юмора называть себя юннатом – выгодно отличается от дешёвых мальчиков-пикаперов. Да и объект его внимания из текста видится, как достойная цель.

Набросок весьма лаконичный, и мне даже стало интересно, какое дальнейшее развитие этой мизансцены.

По технике исполнения – неординарные рифмы "прозрачное – значат, да?", "разница – в таз, в лица" – очень неплохо!

В финале может создаться впечатление, что рифма "размывается", но это не так:
"не просто'й юннат – настро'енный" – это мастерски!
======================

                Ты шепчешь в шею – я ничья (Павел Покровский)
                http://www.stihi.ru/2011/07/01/3920

                Ты шепчешь в шею «я ничья»,
                что хочешь всё начать сначала,
                что с тем, кто был «не то, что я»,
                ты почему-то не летала…

                Твердишь, что стала чуть мудрей,
                что без меня – одни мученья,
                что хочешь быть одной из фей
                из моего стихотворенья…

                Ты вяжешь тоненькую нить
                и ждёшь удобного момента,
                где губы смогут убедить,
                когда не хватит аргументов.

                Я не люблю надрывных сцен.
                Уйти? Сбежать? Так в чём же дело?!...
                Жаль... от раздвинутых колен
                сходить с ума не надоело… 

                И мы забудемся опять…
                а утром – «локти» от бессилья, 
                что не смогу тебя понять,
                а ты – сменить метлу на крылья…

Не могу сказать, что давно читаю стихи Павла Покровского. Мои знакомые не поделились своей рекомендацией (постеснялись? пожадничали?).  Но одно я могу сказать определённо – отслеживать публикации данного автора я буду обязательно.
Вот этот текст – вызвал уважение. Есть и подход взрослого мужчины, и определённая открытость изложения не самой простой истории взаимоотношений. Да, в хорошем тексте интересен не набор поэтических приёмов, неординарные рифмы. Интересный сюжет способен отодвинуть форму на второй, третий план. По крайней мере с этим текстом для меня всё так и происходит.
   Коварству женщин нет предела! Где-то там, за кадром, у Лирической героини не получилось (сорвалось?) и идёт "заход на второй круг" (или третий? Сколько раз они уже разбегались?). Что поманило её уйти? Что заставило оказаться снова здесь?

Уже много раз сказано "Не возвращайтесь к прежним любимым". Из этого чаще всего ничего хорошего не получается.
(В комментариях мне подсказывают, что точная цитата:
"Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
былых возлюбленных на свете нет". Андрей Вознесенский

Читатель простит мне несколько мужской взгляд на ситуацию?  Подсознательно при чтении сопереживаю Лирическому герою. И меня безусловно порадовало, что тонкая игра женщины  уже прочувствована, понята… И откровенное признание: " Жаль... от раздвинутых колен сходить с ума не надоело"… не читается, как пошлая "клубничка" для оживления действия. Возможно, в душе ещё не все выжжено, что-то еще осталось от этой разрушительной связи, обжигающей страсти. О, сколько мужчин прекрасно понимают, что "красивая дрянь – всё равно дрянь", но поддаются наваждению. Да, здесь тоже мозг отключился, желание и язык тела взяли верх над воспоминаниями. И в самом финале – настораживающая, оборванная фраза о бессилии понять.  В данном случае это не риторика "О, кто может понять женщину!"
Ситуация конкретная, индивидуальная, а вовсе не отвлечённые философские размышления.

Помнится, М.М.Жванецкий сказал: "Женщину понять невозможно. Её можно только сменить". Но такой опыт, (а в этой фразе чувствуется опыт, поверьте мне), появляется не вдруг, после неоднократных ожогов.

Не боюсь, что кто-то заподозрит меня в нескромности. Да и скромности во мне искать нечего. Приведу еще два текста, которые мне кажутся сейчас к месту, если уж разговор пошел об отношениях мужчины и женщины.

            "Легкий привкус стервозности" (Бесамемуча)
                http://www.stihi.ru/2009/03/25/20

Привет. Не ждал? Я так и знала: остывший чайник, пыль и скука.
Я просто мимо пролетала и вот зашла, прости – без стука.
Мне страшно захотелось чаю – с малиной, медом или мятой.
И поболтать. О чем? Не знаю, был не вопрос – "о чем" ... когда-то.

А на плафоне паутинка, другие шторы, непривычно.
Ты, говорят, живешь с блондинкой? Без комментариев? Отлично!
Еще рисуешь? Не забросил? Пейзажи, графика ... С натуры?!!
Влезает в рамку? Нет вопросов. Да-да, согласна: бабы – дуры.

Давай о чем-нибудь... а кстати, за книжной полкой на портрете
В моем малиновом халате никак она? Мечта поэта!
Какие формы!!! Поздравляю. Куда уж мне. Невероятно.
Безумство роз в цветущем мае! Без комментариев? Да ладно.

Ну что же, славно посидели, про чай я, кажется, забыла.
А хочешь, вместе полетели, как раньше... впрочем, пошутила.
Ты извини, была бестактной. Я не к тому, чтоб всё с начала
И вовсе не прошусь обратно, а просто... по тебе скучала.

Вы заметили, какая провокационная вещь? Картинка очень зримая, насыщенная мелкими деталями и… динамичная. Так и вижу эту женщину, которая внешне лениво, нечаянно перемещается по комнате и обращает внимание на какие-то мелочи… О, тут я не смог удержаться от экспромта. Что меня спровоцировал? Малиновый халатик, который любой мужчина принципиально выкинул бы? Ну, не помню уже ))

          Лёгкий привкус гречишного мёда... (docking the mad dog)

Привет! Не ждал и не прибрался. Где пыль? Она мне не мешает...
Намедни, помню, собирался, да плюнул. Хочешь, выпьем чаю?
Вот банка "Мэтр де Тэ" – французы! Внутри же – листовой китайский.
Я помню, пробуждалась Муза... Садись к столу и не стесняйся,
вот мёд.
 
Ты, кажется, гречишный тогда любила? Нет. Случайно.
Опять подстриглась под мальчишку? Тебе идет. Вскипает чайник...
Блондинка? Цвет волос имеет... значение? Ах, это к слову...
Давай о парусах на реях, о кошках и про босса-нову,
о книгах.

Как там твой Коэльо? Иль снова ты вернулась к Баху?
Без комментариев? Поверю. [ползут минуты черепахой]
Поговорим о женских формах? "Эротоман"? "Эпикуреец"?
Да, я смотрю, бывает, порно, а кто не смотрит?
Чай погреем?

Ну, что же, посидели славно. Тебе пора? Не провожаю...
Спускаешься походкой плавной по лестнице. Я мёд с ножа ем
и вслед смотрю. Походкой плавной... Без комментариев? Счастливо!
Пахнуло ладаном и амброй. Остыл мой чай. Нагрелось пиво...

15.07.2009
http://www.stihi.ru/2009/07/15/1037

Сам чёрт не разберёт поток ассоциаций, но мне видится мансардная комната то ли в Париже, то ли в Петербурге, с не самым красивым видом на крыши соседних домов. Почему так – не знаю…
===========================

Давайте почитаем ещё, раз гендерная тема затронута…

                чайное (Анна Рубинштейн)
                http://www.stihi.ru/2011/10/11/4753

                Борис Пастернак – ЛЮБКА

                "Когда на дачах пьют вечерний чай,
                Туман вздувает паруса комарьи,
                И ночь, гитарой брякнув невзначай,
                Молочной мглой стоит в иван-да-марье".

 -----------------------------------


...в тяжёлых чашках стынет горький чай, подёрнутый молчаньем, словно плёнкой...
сожму виски, смогу не закричать, качая боль, как спящего ребёнка...
уйдёшь? иди... пусть время утечёт под дудку Крысолова в тихий Хамельн –
украденное, глупое, ничьё, обманутое тёплыми руками...
куда уйдёшь? куда глаза глядят – в июньский зной, в нечёткий шаг прибоя,
в назойливость ослепшего дождя, в неровное дыхание ночное...
к кому уйдёшь? к той – серой и родной, неискренней, ненужной, нелюбимой?..
я не держу... мне проще быть одной – попутчики мешают пилигримам.

...я закурю, хлебну остывший чай и захочу, но не смогу заплакать.
и будет на столе гореть свеча из давних снов Бориса Пастернака.


У Анны читаю всегда очень внимательно. Периодически накал эмоций, напряженность стиха так зашкаливают, что трудно написать комментарий. Или он получается бестолковый, косноязычный.

        "в тяжёлых чашках стынет горький чай, подёрнутый молчаньем"

А кто обещал, что будет легко? Иногда молчание бьёт по нервам похлеще слов, потому что идет уже монолог внутри, где врать самому себе не удаётся.

               "Какая ты красивая, когда молчишь"
                инспектор Гранден Алисе Пости'к, к/ф "Ищите женщину"

А время в тексте  –  "украденное, глупое, ничьё, обманутое тёплыми руками"... Но, как это ни странно, сильнее всего на меня оказала воздействие фраза
"уйдёшь? иди"…
Возможно, потому что перечитывал неоднократно, с разным темпом и разными интонационными паузами. И при любом подходе эффект всё равно получался с привкусом горечи сожаления. И даже если посмотреть вырванные из контекста прилагательные из этого текста – все они неизбежно и обречённо укладываются, как карты в гадании – по своим местам, образуя всё тот же расклад ситуации.

Иногда мне кажется, что стихи Анны надо читать циклами. Давайте посмотрим ещё один текст.

                копытное (Анна Рубинштейн)
                http://www.stihi.ru/2011/12/21/3995

Какое изобилие козлов – природа на копытных не скупится! Я изучаю их уже лет тридцать – аb ovo, аb initio, с азов. Козлов прошедших вьются вереницы, и каждый раз толкует про любовь очередное жаркое Копытце...
 Что за напасть – и летом и зимой горячих претендентов стадо блеет, что, мол, лишь мной одной они болеют, что сохнут от любови неземной, что их сжигает страсти жгучий зной (прошу простить, что эту ахинею цитирую... Мне стыдно, я краснею, и пульс дрожит гитарною струной...  Но утаить мне правду не даёт банальное до дрожи вona mente... И я опять, отбросив сантименты, ступаю на опасный тонкий лёд рассказа о копытных претендентах...)
 Итак, вернёмся, слушатель, к козлам – горячим, как гудрон, нетерпеливым... Их душ и тел различные порывы пыталась пресекать я, как могла, но ведь любовь, как всем известно, зла, и я фиалкой трепетной цвела, купаясь в феромонах позитива, творила щи, компоты и сациви, кружилась пчёлкой, жаря антрекот, как пылкая Нана была в постели...
 Но их, козлов, сам чёрт не разберёт, чего им не хватает, в самом деле... И вот опять тяжёлое похмелье, в сто первый раз всё тот же поворот.
 Башка трещит от горя и обид, глаза залиты горькими слезами... И я клянусь котом старушки-мамы, что буду я кремень и монолит, что больше никогда не угодит в меня такой любви корявый камень, что не прощу, и пусть их Бог простит...

 Но боль пройдёт и вновь меня поманит серебряными жаркими рогами очередной копытный индивид...

Вот так, всем сёстрам по серьгам, а козлам – по рогам!
Думается, на этой оптимистичной ноте и надо бы закончить обзор. Конечно, прочитано за месяц намного больше сильных текстов. Их искать достаточно легко. Надо просто читать и не удивляться, что хорошие тексты редко получают шквал комментариев.

Всех читателей и авторов – с Наступающим Новым годом!
док


-----------------------
Обзор docking the mad dog за январь 2012 г.  http://www.stihi.ru/2012/01/31/8511