Немного хайки в каждом ясене

Сан-Торас
"Ю-Хо-ши" http://www.stihi.ru/2012/01/02/4274


Пергамент, тушь,сухая акварель,
свинцовый карандаш. Рисунки Санто.

***
"И вижу ее, и теряю ее и скорблю,
И скорбь моя подобна солнцу
В холодной воде".
Г.Аполинер

Санто - Палладу.
Другмой ваш стиш:

«Застенчивый лунный, румяный с морозу,
скользит колобочком вдоль ветки овал.
Смеюсь и целую в подмышку берёзу,
как раньше когда-то тебя целовал».

И, правда, напоминает, как ветки торчат рукаме вверх, подмышкаме на встречу!
 Казалось, мне, что Есенин всешто неможно с березаме и кленаме проделал:

"Ух, уж береза, ну а груди
Таких грудей у женщин не найдешь"...
Анна Снегина.

Но у Вас с березмаме - свои отношения.

И, как  Вы ухитрились  "этиме березаме с морозаме"
так вывернуцца из-под мышки, что всетки порадовать!

Умеете ли Вы писать ЯСики?
Нравятся ли Вам сии матрёшки?
Сан-Торас 26.12.2011 10:42

Палад:

Есенин - моя первая любовь в поэзии, не помню, говорил ли. Вторая - Маяковский….
Но об этом мы с Вами уже раньше секретничали))
За ЯСики надо Гуглю привлечь - можт и умею их писать, только еще не зна обэтом.
Берёзы люблю, как тонкое явление природы - её своеобразный изыск. Хоть и нет у них желудей.. если эти "шишечки" не брать во внимание - березовые почки.
Вырос в берёзовой роще, можно сказать.
Палад 26.12.2011 16:22

Санто:

Чувстую, что березка - сакура души Вашей!
ЯС - японский сонет.
Мне показалось Вам это былобе занятно.
Поскольку, Вы многослойно мыслите.
Но поезия наша – линейная, по структуре, более плоская, как японские личики,
а их, поэтика наоборот, выпуклая, как наши физиономии.
Японский сонет - сокращенно ЯС,  - ясик,  имеет конструкцию реально отличимую от нашей, и задачи совсем другие - многослойные.

Японские яс – с фокусом.
В чем его объем и фокус?

СОНЕТНЫЙ верлибр – 14 строк. В нём упрятан  (яс) – 10 строк
 (Верлибр француское слово -  стих без рифмы)
 яс закручен как вертута с начинкой.  Весь пирожок  состоит из 14 строчек внутри которых спрятан ЯС,  а он состоит из трех хайек .

хайку или хокку  —  жанр традиционной японской поэзии.
Хайку - стих без рифмы, кот состоит из трех строк.

Первая строка отвечает на вопрос: Где?
Вторая — на вопрос: Что?
Третья — на вопрос: Когда?

Хайку пишется  ямбом, включает элемент природы и время года.
Глаголы используются в настоящем времени, "мысль должна уметь нарисоваться".
Солнце взошло – рисунок. Любовь – не нарисуешь. 
хайка  имеет четкий ритм:

Первая – строка - 5 слогов
Вторая – строка - 7
Третья – снова - 5

Ударяем на второй слог, без рифмы, (скользящая о,кей)
Первая строка - теза, вторая – антитеза, третья - катарсис.

 Сам верлибный сонет - 
 состоит из 14 строк в каждой строке ровно 11 слогов,
а внутри живет закрученный яс, он как бы обрастает сонетом,
одет в его шубку.

Не буду морочиться:
 стропниками
верлибрами
 и катринами.

Говорим по руску:
столбик
 белый стих
 куплет.

Три строчки без рифмы – это уже хайка, но чтобы получился верлибный сонет «Матрешка»:
  к хайке прибавляются еще слова. Должно быть - 11 слогов в каждой строке.
Вы читаете сонетину, как самостоятельное произведение, а внутри него живет яс, а в ясе хайку все это тож читаецца,  как самостоятельное произведение.

И так:

Нужно написать сначала хайку:
 два столбика - по 3 строчки
и третий столбик  - 4 строчки.
Потом добавить к каждой строке слова, чтобы было 11 слогов, в каждой строке сонета:

Вот начало моего яса -  строго:11 слогов в каждой строке:

волна цунами/  гонит люд с востока
семья из Нагасаки/ на север едет
холодный ветер / бьётся в ханы* юрты

История о том, что волна цунами загнала бедную, японскую семью на крайний север.
Вот хайка внутри куплета:
   
волна цунами/  - 5 слогов   
семья из Нагасаки/ - 7 слогов   
холодный ветер / - 5 слогов

Эта хайка спрятана в яс, видите?

Второй куплет сонета:

стол из бамбука/ свечи освещают
горячий чай в пиалах / остывает
 в ночах полярных/ всплеск сияний дальних(ст)

( все в настоящем времени) речь о том, что
пострадавшая, семья, очутилась в юрте.
 ( о чем сказано в начале: холодный ветер бьется в ханы юрты).
* ханы – звенья, на которых держится юрта.
 Не теряя присутствия духа.
 Пьют чай,  сохраняя, в чужом краю, своикровные традиции.

Чай, вода и огонь — три стихии, без которых  японское  «искусство жизни»,
 немыслимо, это ритуал «эстетическое выражение дзэна»
Чаепитие,  для японцев означает служение друг другу, любовь и соединение с природой, потому что  чайная церемония есть синтез всех самых древних искусств.
 Называется она - тяною, что  означает «чайный кипяток».

Читаем завернутую в ясень хайку:

стол из бамбука/ 5
горячий чай в пиалах / 7
в ночах полярных/ 5

Люди привезли с собой на север свой чайный бамбуковый столик. ( он легкий)

Третий куплет сонета:

в алтарной нише красные бутоны
и  жертвенность акаций бескорыстна
где горный воздух Фудзиямы синей

Внимание: так, как хайку – это 10 строк
 три столбика:
 два  стобца -  по 3 строчки
и  третий -  4 строки, вместе будет 10 строк.

А  -( сам  сонетный верлибр) -  это 14 строк.
Вот мы и добавляем к 10 строчкам Яса, четыре строки (верлибра - стих без рифмы)
 но 11 слогов в каждой строке обязательно.
 (Щитаем на пальцАх!)

в алтарной нише красные бутоны
и  жертвенность акаций бескорыстна
как горный воздух Фудзиямы синей

Семья наша, из многострадального Нагасаки,  по японский пьет чай.
 В алтарной нише, (маленький переносной алтарь для чаепития,  называется токонома),   ставят цветы.
Лучше,  приоткрытые бутоны, которые за время тра****ы ( она тянется часами)
  успевают распуститься и прожить свою  жизнь при свидетелях.
 ( эти функции  могут быть выполнимы  символично).
 Например, в условиях севера.

Проследите:
 в ясене - есть теза, ( волна цунами – опасность)
есть  антитеза (спасаются на севере крайнем)
А  в последнем куплете сонета должен быть -  катарсис - объяснение, разрешение:
то ради чего, рассказана история.

секреты сердца  знают/ только звезды
в театре  танца/  чайных церемоний
есть сиавАсэ* счастья/ - это встреча
над белым снегом/ вспыхнет ярче солнца(ст)

Вот она хайка из 4 строчек

В последнем куплете сонета:

секреты сердца  знают/ 7 слогов
в театре  танца/  5
есть сиавАсэ* счастья/7
над белым снегом/7

Речь о том, что  за чаепитием, каждый думает о своем (секреты сердца),
Но, чайный церемониал, сродни театральному представлению, (с цветами),
 объединяет всех душевно.
СиавАсэ* по японки счастье, те же иероглифы означают служение.

( хайку рассказывает о том, как люди,  пройдя через испытания, сохраняют,
свои священные традиции).
Их вера, философия, религия, столь глубоки и прекрасны, что помогают пройти
черех выпавшие на их долю тяготы, не утратив достоинства.

В ясе присутствует природа, и динамика, что двигает историю вперед.
 (цунами - стихия и борьба за незыблемость и единство).

Есть мэсэч т.е. информация,  переданная читателю  на «автоответчике» произведения:
Автор предлагает позвонившему в  его сонет  «маршрут»:
  езжай направо и прямо.   
Иными словами: как не  трудно случается в жизни – не отклоняйтесь от пути.
 Служие друг другу, любовь и вера, помогут преодолеть все – «от цунами до юрты».

И так соберем весь верлибный ясень и прочтем исщераз:

Сонет

Волна цунами гонит люд с востока.
Семья из Нагасаки на север едет
За новым домом. Лед вокруг не тает,
Холодный ветер  бьётся в ханы* юрты.

Стол из бамбука - свечи освещают,
Горячий чай в пиалах  остывает,
В ночах полярных - всплеск сияний дальних.

В алтарной нише - красные бутоны,
И  жертвенность акаций бескорыстна,
Как горный воздух Фудзиямы синей.

Секреты сердца -  знают только звезды.
В театре  танца, чайных церемоний
Есть сиавАсэ* -  чудо нашей  встречи,
Над белым снегом вспыхнет ярче солнца.

Хуайка, в пазылах яса:

волна цунами
семья из Нагасаки
холодный ветер

стол из бамбука
горячий чай в пиалах
в ночах полярных
 

секреты сердца  знают
в театре  танца 
есть сиавАсэ* чудо
над белым снегом
_________________________________
ИГРА:
Игра заключается в том, что на странице психоделика три Д
(Три Ди - объемное кино) - термин используется для  японской поэзии
 «Матрешка ЯСА» – т.е. сонет, начиненный хайкой, пишется в паре.
( матрешка – национальная японская кукла в кимоно,
 а наши себе ее прибрали и в кокошник нарядили)
На странице 3-ди ведущий - Анатолий Страхов,  разыгрывает шахматные партии сонетов, помогает войти в суть.http://www.stihi.ru/2011/12/16/4097
Я играю с Верой Рей.

Сначала мы - каждый по  строчке написали десятитропник.
Потом вычленили из него Хайку
И каждый нахайкал свой независимый ясень.
Ее сонет 14 строк и мой.

Ведущий ставит ясы участников на доску избиений.(главная стр)
 Народ голосует, выбирая 10 лучших  сонетов.
 Пять пар пройдут на второй уровень игры, где японские задания усложняться, поскольку верлибный яс не предел загадки.
Так познавая и овладевая степ, бай степ (шаг, за шагом) мы
идем к вершине водопада!
Из лучших сонетов слагается «Книга песка»
В нее войдут все уровни японской поэзии, написанные избранными авторами.
Есть и мастера шедевриальныхЯсов -  пишут  грамотно, интересно.
Встречаются умельцы и знатоки.
Хотите на недОсуге поглядим вместе?

Мне, думается, что и Вам этот лабиринт былбе интересен, как иной поэтический принцип.
 Как расцветшая сакура подмышкой березки нашей.
Вашей.

Прохладна грусть http://www.stihi.ru/2011/12/30/280

Анатолий:

волна цунами/ гонит люд с востока
семья из Нагасаки/ север крайний
стал новым домом лед вокруг не тает
холодный ветер / бьётся в ханы* юрты
.
стол из бамбука/ свечи освещают
в ночах полярных/ всплеск сияний дальних(ст)
горячий чай в пиалах / остывает (ст)
.
в алтарной нише красные бутоны
и жертвенность букета бескорыстна
как горный воздух Фудзиямы синей
.
секреты сердца знают/ только звезды
в театре танца/ чайных церемоний
есть сиавАсэ* счастья/ - это встреча
над белым снегом/ вспыхнет ярче солнца(ст)
.
в нём яс(авторский)..........и ещё один яс (алеаторика).............и ещё один яс
.
волна цунами......................холодный ветер.............................в театре танца
семья из Нагасаки..............стол из бамбука, свечи..................семья из Нагасаки
холодный ветер..................над белым снегом..........................холодный ветер
.
стол из бамбука..................я - это встреча...............................секреты сердца
в ночах полярных...............горячий чай в пиалах....…...........и жертвенность букета
горячий чай в пиалах.........сияний дальних............................ и север крайний
.
секреты сердца знают........и жертвенность букета.................дух Фудзиямы синей
в театре танца......................в театре танца...............................в алтарной нише
есть сиавАсэ* счастья........как горный воздух фудзи.............горячий чай в пиалах
над белым снегом...............в алтарной нише............................над белым снегом
.
.
предложение к вам с Верой - попробовать через игру написать страницу для Книги Песка (новый пост с правилами, примерами, пояснениями, подсказками открыл).
.
:) Анатолий,

Психоделика Или Три Де Поэзия   02.01.2012 14:50 

Санто:

С Новым годом Анатоль!
У меня уже написано объяснение, в том стиле, который считаю приемлемым, для восприятия.
И отзывы, говорят о том, что эти объяснения привлекли авторов.
Но думаю, вариант моих трактовок не классический, а скорее произвольный, потому что для меня главное не испугать человека, а увлечь. Для книжки, наверное, надо более последовательно и менее личностно.
http://www.stihi.ru/2011/12/30/4973
Вы разложили сонетину оч интересно, получился складенец.
Любые Ваши мысли на эту тему и замечания, в отношении моего текста, мне ценны.
А складень - эт христианская тройная иконка (оберег),( как скрин) в этом стиле и рисовать (иллюстрировать) сонеты еще интересней!

Сан-Торас   02.01.2012 17:53