Фёдор Пилюгин. Пикет 519

Северобайкальск Литературный
Пикет 519

 О самой большой трубе перегона на знаменитом 519 пикете на планерках и штабах заговорили с тревогой летом: крупный объект уже выбился из графика. Не будет трубы – труба всем повышенным и обычным обязательствам строителей магистрали! Что такое не построенная вовремя ИССО? Это значит земляники не отсыпят полотно, путейцы не успеют с последними километрами до Звёздного, и первый, самый первый на всей магистрали, поезд не придет на станцию Таюра вовремя...

 И каждое утро труба, которую мы должны построить, будила бригаду. Завтракали – чай, разогретый на буржуйке, пили в палатке. Обед нам привозили прямо на объект. Ужинали в поселковой столовке. Труба, которая определила наши судьбы ещё в Усть-Куте, была самым большим искусственным водопропускным сооружением на перегоне. Она торопила не только нас. Если трубу не сделать, значит, насыпь, кстати, в этом месте выводящая магистраль к Таюре, будет, как рот с выпавшим передним зубом... Какие уж там улыбки, даже объясняться, почему не смогли, не успеть сдать объект вовремя, будет стыдно... Мерзлота, рельеф сложный, объемы большие? Эка невидаль – на БАМе все 3145 километров – вечная мерзлота, сложные рельеф, большие объемы! Если мы начнем на таких кочках спотыкаться и срывать графики, то что же будем о Байкальском, Северо-Муйском, Кодарском хребтах говорить?!!

 Труба должна была появиться в незаметном на первый взгляд распадке. Весной, осенью, в период дождей, вода здесь бурлит шумным потоком. Сейчас она сбегала вниз по неприметному желобку посредине распадка безобидным ручейком. Этот поток мы перехватывали и отводили в сторону от котлована, где заливалось бетонное основание трубы. Мы и опалубку устанавливали, и вели с другими бригадами непрерывное бетонирование. Шофера, каменщики, экскаваторщики, чертежницы и журналист перекидывали лопатами песок цемент, щебень, укладывали бетон... Первое время нас контролировала высокая худая женщина – мастер с прорабского участка. Но, убедившись, что мы готовим бетон в соответствии со всеми нормами непрерывного бетонирования, она, как темнело, уходила в свой голубой вагончик и появлялась, когда на просеке снова становилось светло...

 Ночные смены нам выпадали часто. Принимались за работу при свете прожекторов. Тарахтел движок электростанции, вращалась бетономешалка, по кучам песка и щебня метались наши тени. Утром они бледнели и, падали на гору щебня и, обессилившие, растворялись в ней…

 Так было и в третью ночную смену…

 …В ста метрах от фундамента, за высокими лиственницами, уже клубится густой туман. Всё серо, сыро, промозгло. Очень хочется спать. Но идёт непрерывное бетонирование, и чтобы не поддаваться соблазну, мы работаем без перекуров. И вдруг всё переменилось... Туман, ещё минуту назад неприветливый, колючий, холодный, вдруг улыбнулся, тепло заискрился, засиял золотисто-серебряным отливом. Из аморфной неосязаемой массы он вдруг стал ощутимо-твердым. Кинь камень   камень отскочит, а туман зазвенит! И в центр этого возникшего над руслом реки блюда, как пасхальное яичко, выкатило солнце и тотчас принялось золотить наши лица, волосы, руки. Почти одновременно с лучами солнца со стороны Звёздного на дороге появляется вахтовка. Это едет наша смена – бетонщики из бригады Леонида Запорожца. У меня внутри всё поёт, искрится, ликует. Мы снова не подвели – выстояли, выдержали! Это ещё одна наша победа! Маленькая, для других незаметная, но очень важная жизни каждого из нас, процессе становления бригады...

 Как-то в полдень на объекте появился вечно куда-то спешащий прораб Тимошенко и сиплым прокуренным голосом объявлял:

   Баржа с цементом пришла на 25 километр... От вашей бригады нужны грузчики   восемь человек...

 Предложение Василия Васильевича не было встречено с восторгом. Мы уже отстояли полсмены у бетономешалки, только пообедали. А тут ещё на целую смену надо заряжаться…

   - А цемент как – насыпью или в мешках? – хмуро уточнил Кирпичников.

   - В мешках... Так кого выделяешь, бригадир? – сверлил меня нетерпеливыми глазами прораб. Вахтовка, которая должна была отвезти на реку Лену грузчиков, уже стояла на площадке у деревянного клуба...

 -  Герасимов, Минько, Кирпичников, Годжаев, Бугаец, Сиротин, Бузов.

 Перечислив семь фамилий, я сказал прорабу:

 -  Восьмым буду я...

 И шагнул к вахтовке. Чтобы ребята не думали, что отлыниваю от пыльной работы.

  - Нет, бригадир, ты должен оставаться на главном объекте,   сказал Тимошенко, кинув оценивающий взгляд на крепыша Бузова... – Уверен, они и в всемером справятся.

 Василий Васильевич посветлел лицом. Баржа с цементом – это его главная головная боль. Каждый раз приходилось с боем формировать разгрузочную команду. Бригадиры не хотели выделять людей на разгрузку цемента. И не только потому, что тяжелая и пыльная работа. За неё мало платят. А эти, прикомандированные, они, как пионеры – всегда готовы! Они лучше других понимают, без цемента наша труба не материализуется. Наши ребята ворочали тяжёлые мешки и ругали тех, кто считают, что пыль цементная, как дым Отечества – и сладка, и приятна... Однако, должен сказать, эта вредная и противная пыль, становится всё более весомым важным доказательством, чем приятный дым нашей причастности к делам магистральным. Вот какое важное и большое дело Отечество в лице производителя работ Тимошенко доверило нам! Саша Годжаев, перенося мешки, мурлыкал: «Труба, трубе, трубы, трубою, о трубе... А без этого мешка, моя труба, бу-ба-бу –ба, большой трубе совсем труба»...

 В середине октября на объект пришли монтажники бригады Казакова и за неделю на уложенный нами бетонный фундамент установили железобетонные кольца.

 Кто-то принес в палатку «Ленский коммунист», в котором были напечатаны материалы о положении дел на ударном перегоне. В частности, газета утверждала: «Трубу на 519 пикете сметной стоимостью полмиллиона рублей построила бригада Леонида Казакова».

 О том, что на пикете 519 работали другие бригады -  ни слова...

 Вечером в нашей палатке на берегу Нии стали накаляться околотрубные страсти.

  -  Как – «...Казакова»? А бригада Запорожца где? Где бригада Ропопорта? А те, как их... которые там недавно? И где наша бригада? Они ж трубой тревогу трубили, вызывая нас на подмогу!

 Синие глаза Жоржбуза поголубели от несправедливости...

-   Три бригады больше месяца пластались, отводили грязь от таявшей вечной мерзлоты, укладывали бетон, глотали, разгружая баржу, цементную пыль, а «отличилась» только одна бригада? – сплюнул Леша Минько...

 Дальше все уже почти кричали...

  -  Посмотрели б мы, как без цемента они её построили...

 -   Это же не просто несправедливость... Это обман общественности...

 -   БАМ и обман – понятия несовместимые...

  -  Зови, бригадир, начальство!

   - При чем здесь начальство?   сказал я. – Это же не начальник поезда написал   корреспондент, как там его фамилия?

   - Там нет подписи...

   - Значит, статья редакционная. Наверное, с подачи Глазычева...

  -  Это длинный такой, с бородкой? Он, когда мы бетонировали, нас фотографировал... Еще фамилии спрашивал.

 -   Может, и он...

   -  Он уже о нашей бригаде писал... Вроде, тогда мы хорошо работали на трубе – нас все хвалили…

 -  Когда это было? Две недели назад... И еще кому-то надо было разгружать баржи с цементом. А это   статья итоговая. Результаты сентября...

 – Напечатали, как припечатали…

   - Сам бы он такое не написал, хоть и видел всё... Наверняка, ему начальство приказало: напиши так...

 -  И правильно приказало... А вы что думали, напишут: «Отличилась бригада, приехавшая из Улькана, поскольку строители Звёздного не успевали к сроку»? В Звёздном, молодцы, уже сейчас думают о своих героях. Вот если бы мы согласились остаться, то и о нас бы замолвили словечко,   заметила рассудительная и очень серьезная Валя Авдеева. Это у неё и у Ольги Выборновой дипломы о среднетехническом образовании. Девчата оказались более подготовленными к разным неожиданностям... Вот парни в скитаниях по Усть-Куту быстро растринькали свои деньги. Девчонки стали бригадными ...кормилицами. Раз в сутки организованно вели нас в осетровскую столовую. Мы ели первое, второе, пили чай или компот, а девчонки за нас расплачивались... Конечно, в первый же аванс мы долги вернули, но надо отдать должное смелости Валентины и Ольги. В то время не все были уверенны, что устроятся на работу...

  -  Да что ты?!! А мы, значит, не свои?!! Мы что – чужие?!! – снова взвились возмущенные возгласы...

  -  Может, и не чужие… уже... Но ещё, увы, пока не свои. Это точно...

  -  Вась Вась вчера битый час нас убеждал остаться...   заметил Жоржбуз.

-   Должны же быть те, кому идти в грязь и цемент, кому не привыкать пыль цементную глотать;  вставил слово Кирпичников... У него длинные бакенбарды, волосы ёжиком и постоянное выражение на лице – будто его сильно обидели...

  - Тише, ребята... – пытаясь успокоить бригаду, крикнул я.   Глупо обижаться на небрежность корреспондента и отказываться от работы там, где мы так неплохо начали.

 Палатка чуть притихла...

  - Вспомните... Месяц назад каждый из нас был рад и местечку в Усть-Кутском горкомхозе... Некоторые почти уехали в Усть-Илим... А теперь мы можем выбирать: Улькан (везет нам на города и поселки, которые на «У» начинаются!) или Звёздный! Давайте подведем некоторые итоги. Прошедший месяц был для нас по существу экзаменом... Каждый из нас еще не забыл, что такое ночевка на кафельном полу в Осетрово. И отлично помнит, сколько было претендентов на вакансию в любой строительной организации. Легче, наверное, в МГУ поступить... Нас зачислили! Командировка в Звёздный   это наше вступительное испытание. И экзамен этот мы выдержали.

  - Василь Васильевич, точно, сказал, что такие бригады на дороге не валяются, и что мы нужны именно в Звёздном,  -  подтвердил Жоржбуз.

   - Вот!

   - Только не Звёздный... Тут теперь всю дорогу будем пахать, баржи с цементом разгружать, а сливки опять будут снимать Казаковы! – угрюмо, со злостью выкрикнул Кирпичников…

   - И куши хорошие срывать!

  -  Всё, всё   возвращаемся в Улькан!

   - Но мы там даже не были! Нельзя возвратиться туда, где не были!

  -  Куда нас оформили на работу? В СМП-571! О чём спорить?

  -  Вот именно   едем в Улькан!

 Загадочный посёлок манил, как неизведанная страна Эльдорадо… Там живёт и работает светлый человек   Володя Онищенко, земляк, который помог нам встретиться с начальником СМП-571 Анатолием Фроловым. Эти люди круто изменили наши судьбы. Там работают и другие трудолюбивые парни из Ставропольского края. Мы их не знаем, но они к нашим судьбам тоже имеют отношение: слово «ставропольцы» стало синонимом надёжности, трудового усердия и дисциплины. Благодаря нашим землякам поверили и в нас... И мы, гордые и довольные тем, что оправдали доверие, но удивлённые размером первого заработка, отправилась в Улькан...

 И едва сделали несколько шагов по дощатым тротуарам новенького посёлка, как получили новый привет от Александра Екимцева. Золотистые домики, которые здесь строили ставропольские ребята, были бережно врезаны в берёзовую рощу. Да, здесь «…берёзы солнечного роста сошлись у самого крыльца». Но перед тем как заурчать бензопилам и застучать топорам, наш замечательный поэт прошёл впереди каждой бригады и негромким голосом, поглаживая деревца рукой, прочитал свою молитву:


 И пусть не меркнет свет ваш древний


 В любом распахнутом окне.


 Светите всей моей деревне.


 Светите всей моей стране.

 Но с земляками встретиться не удалось. Бригада, которая поставила в посёлке первые домики, была в командировке. Не было в Улькане и нашего спасителя – Володи Онищенко. По сравнению со Звёздным здесь царила выжидающая тишина. Основные работы развернутся только весной будущего года. Нашу бригаду тоже готовят на вторые пути в какой-то леспромхоз – общежитие строить…

 Узнав об этой перспективе, экскаваторщик Минько в первый же день нашёл работу – в 144-ой мехколонне требовались экскаваторщики. Жорбуза обнадёжили в автоколонне: через неделю туда поступят новые машины... Дипломами девчонок заинтересовались в конторе СМП... Нет, при таком настрое бригаду не сохранить... Тогда какой смысл оставаться в Улькане, раз уж мне уже выпала другая – звёздная – карта?! И потом, не в Улькан – в Звёздный, на 64 километр, прибыл отряд комсомольского съезда. Туда в конце года прибудет и первый поезд… Увы, долго любоваться ульканской рощей мне не довелось…

 После мучительных раздумий я принял решение вернуться в свой первый бамовский поселок. В Звёздный, в кипение магистральных страстей! На перегон, по которому в конце года пройдёт первый поезд. Я даже наметил точку, на которой буду поджидать его. Первый состав, который пересечёт наше ИССО – водопропускную трубу на 519 пикете    я должен увидеть не на фотографии в газете или журнале – своими глазами! Такие события пропускать нельзя!