Право, лева руля!

Александр Лаговер
Первый залп тишину разорвал как набат,
И на гребне волны показался фрегат.
Плюнув в воду, как пёс, лёг на нашем пути.
Было ясно одно, просто так не уйти.

Было ясно.  Парило.  В полуденный зной
Ливень острой картечи накрыл с головой.
Даже девке Фортуне* досталось сто грамм.
"Право, лева руля**!" - прорычал капитан.

Право, лева руля! Нас на ТЫ не возьмёшь,
Нас не вздёрнешь на рее, не посадишь на нож.
Мы орали, как черти, изнывая от ран.
Право, лева руля -- это шанс капитан.

Право, лева руля! Это шанс, с нами Бог!
Мы на полном ходу заходили им в борт.
Глядя смерти в глаза, бриг летел на таран.
Даже судно в бою окрыляет талант***.

22.12.2011


* В данном случае, это поясное изображение женской фигуры, Фортуны, Богини-покровительницы, украшающей нос корабля.

** Право, лева руля, знач. дышло вправо, влево, самый же руль или копец пойдет впротив, и туда же покатится нос судна.


*** Теоретически, бриг быстрее фрегата и мог бы уйти, но, в силу неописанных обстоятельств, это было не возможно. Капитан фрегата, скорее всего, знал о повреждениях, и ожидал либо сдачи без боя, либо попытки бегства. В обоих случаях бриг и экипаж были обречены.  Капитан фрегата так же знал, что бриг не пойдёт на абордаж, потому что будет расстрелян в упор, а так же не пойдёт на таран, так как при столкновении с фрегатом разлетится в щепки.

В критической ситуации, на грани жизни и смерти, капитан брига принял самое не стандартное решение, менее всего ожидаемое противником. Он пошёл на таран кормы с целью повреждения руля Фрегата. Если задуманный маневр получится, фрегат потеряет маневренность, а бриг, получив минимальные увечья получит шанс уйти. Если капитану не удастя это сделать, вся команда и бриг погибнут.


P.S. Хочется пожелать семь футов под килем Оталось Ли и Ники Некрозова за существенные поправки и добавления. Мы ещё повоюем. )))


The term "frigate" (Italian: fregata; Spanish/Catalan/Portuguese/Sicilian: fragata; Dutch: fregat; French: fregate) originated in the Mediterranean in the late 15th century, referring to a lighter galleass type ship with oars, sails and a light armament, built for speed and maneuverability.[1]

1.^ a b Henderson, James: Frigates Sloops & Brigs. Pen & Sword Books, London, 2005. ISBN 1-84415-301-0

A brig, often refers to a ship with two masts and one having a square rigged sail. The brigantine did not have a particular hull design, but did generally have a particular mast and sail placement. By the 17th century, the Royal Navy thought of a brig as a two-masted ship that could be sailed or rowed. Both masts would be square rigged.

Historic usage: Brigs were used as small warships carrying about 10 to 18 guns.[5] Due to their speed and manoeuvrability they were popular among pirates (though they were rare among American and Caribbean pirates).[4] While their use stretches back before the 17th century, one of the most famous periods for the brig was during the 19th century when they were involved in famous naval battles such as the Battle of Lake Erie.

Probably, brigs were devised after schooners. The main-mast of a brig is the aft one.
Brigs and schooners, being light and handy craft, are generally used by pirates and smugglers in the prosecution of their lawless pursuits, and many a deed of bloodshed and horror has been done on board such craft by those miscreants.(4)(6)


4.^ a b c d e R.M. Ballantyne. "Man on the Ocean". Archived from the original on 2006-10-11. Retrieved 2007-01-12.

5.^ a b "The Texas Navies". Retrieved 2007-01-12.

6.http://ageofex.marinersmuseum.org/index.php?page=ships