Из Дино Кампана. Образы странствия и горного края

Виталий Леоненко
ОБРАЗЫ СТРАНСТВИЯ И ГОРНОГО КРАЯ



После того, как в глухом борении ночи
Вторая душа, сильнейшая, наши разбила узы (1),
Мы пробудились, рыдая; вокруг голубело утро,
И тени героев над нами парили как будто:
Вот и рассвет – но не тени в молчаниях чистых
Вот и рассвет
В помышлениях чистых
Не тени
Вот и рассвет – но не тени…
Рыдая, клялись в верности синеве
………………………………………….
………………………………………….

Мне видится женщина, бледная, сидя, еще молодая,
У древнего дома, на круче далекой, у края,
И перед нею туманные тянутся склоны,
В дальние дали, к высоким обителям горизонтов,
Тонкая, слушает пенье кукушки, седая,
И простое сердце, испытанное годами,
Напевам земли
Покойно внимает: и ноты
Медленно льются, скользя, словно шелковые завесы.
И поток, выбегая из мрачного леса,
Скал огражденья в немые влечет водовороты,
Облекая небесною синевою.
Мерно каплет кукушка две приглушенные ноты,
Одна – средь голубого покоя.

…………………………………
…………………………………

Воздух смеется; из ущелий труба прорезает насквозь
Ревом толщу горы. Копейщиков бодрый отряд
Рвется вперед (копья живые в руках – и горят
Наши сердца) и с кличем взбегает на мост.
В бесчисленных светах, с высоты пробиваясь сквозь лес,
Дерзко по склону бегут – от земли трепетно слышится бег.
И трепеща, разливаются в клёкоте рек
Отзвуки наших подвластных друг другу сердец.
Вот переправились длинною шумной чредой:
В воздухе дикого пенья вакхический вой.
Восходят: гора оглушенно им смотрит вослед (2).
……………………………………….
Далёко разносится юное эхо лесное.
……………………………………….
……………………………………….

Идти, к заводям и водоворотам, по склонам
Ущелья, в глухом сокровенном журчанье;
Следить за крылом, устало парящим вдоль склона
Ущелья: как машет, как вновь замирает – с печалью
Идти по долинам, покуда в просвете небесном,
Из скал выдаваясь суровых, явится
Селенье, чьи серые башни содвинулись тесно,
Родное, чужое – то ль видится, то ли призрачно мнится,
Над мертвыми руслами высохших снов восставая.
О, если бы, словно поток, что струи с порогов свергая,
Спешит отдохнуть в этих гладях лазурных,   
О, если бы к стенам твоим главу преклоняя,
Найдя лишь Ничто в предначертанных странствиях бурных (3),
О, если бы к стенам твоим, в этом покое кристальном,
Душу я мог положить – над зеркальным покоем,
И в нем отразилось воспоминанье
Божественной ясности, утраченной мною…
О ты, бессмертная душа! О ты….

…………………………………………….
…………………………………………….

Нива, слыша, как в пении ветра
Тайно колышутся мирные волны,
Передо мною, прекрасно-безмолвна,
Из чрева родит золотые светы.
Надежда, Надежда! Как на небе звёзды,
Плоды сияют в бесчисленных хорах,
И пеньем звенит очарованный шорох,
Расцвеченный мириадами блёстков…

_________________________________

Вот полночь вокруг, и мое продолжается бденье:
И светы, и светы; и я от всех отдален, и один;
И нива светло покоится в Беспредельном;
Дух мирен; и песни немые плывут из груди
В ночные глубины; и жду, когда легкою тенью
Вернется опять – кто, казалось, навек уходил.






______________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Исследовательница творчества Кампаны Франческа Чераджьоли полагает, что это место навеяно «Фаустом» Гете:
 
... Две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела…

Нам представляется, что способ поэтического высказывания Кампана ищет также в трактате Ницше «Так говорил Заратустра»: «Десять раз должен ты мириться с самим собою: ибо преодоление есть обида, и дурно спит не примирившийся. Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты будешь и ночью искать истины, и твоя душа останется голодной». Внутреннее ночное борение не преодолевшей себя души кончается как бы ее разрывом на две части.

2) Аллегорическая картина рассвета в поросших лесом горах.

3) Намек на афоризм Ницше из трактата «К генеалогии морали»: «Человек предпочтет хотеть Ничто, чем ничего не хотеть».


_______________________________________________________

На фото: путь Дино Кампаны; река Ламоне.