Louis Vuitton как зеркало русской революции

Людмила Белявская
Считается, что все люди делятся на две категории — тех, кто любит Москву и тех, кто любит Петербург. Я как-то балансирую между ними.

Хорошо понимая, что это очень разные города, я люблю оба. Петербург знаю лучше — жила и работала там. В Москве я училась в институте повышения квалификации при Останкино в 90-е, потом бывала лишь проездом и в короткой командировке. Предложение мужа возвращаться из Архангельска в Швецию через Москву приняла с восторгом — во-первых, очень хотелось показать своей 13-летней Софье столицу её Родины, во-вторых, встретиться со своими друзьями — телевизионщиками, уехавшими покорять Москву в разные годы.

Я знала, что законченный урбанист, каким является моя дочь, влюбится в Москву с первого взгляда. Так и произошло. Ей понравилось всё — огромное количество людей, художники и музыканты на Арбате, многочисленные кафе, метро и Красная площадь. И магазины, конечно. Такого количества мировых брендов, собранных вместе, её Стокгольму и не снилось! Вывод из всего увиденного был сделан моим ребёнком принципиально неверный: «Заработаю кучу денег и приеду в Москву тратить!» «В Москве деньги зарабатывают, трятят их в других городах мира!» - поправила я дочь.

В том, что деньги в Москве умудряются делать на всём, Софья убедилась буквально тут же. У неё есть коллекция фоток с ростовыми куклами, сделанные в самых разных местах. Увидев существо, отдалённо похожее на медведя, девочка подскочила, чтоб с ним сфоткаться. «С вас сто рублей!» - заявил «зверь». Это был первый раз, когда за такого рода съёмку с нас спросили деньги. «Вот ещё, - возмутилась Софья. - Мама, бежим!» Бежать я не решилась. Вдруг «медведя» где-нибудь в закутке страхуют лесные братья? Догонят и наваляют! Лучше уж сто рублей отдать...

… Уехавших из Архангельска в Москву телевизионщиков я условно разделяю на три волны «эмиграции». Каждый прошёл свой путь, но никто не пропал, все успешно реализовались и на ТВ, и в жизни.

Буквально на днях прочитала у режиссёра Павла Лунгина размышления об этом городе, очень созвучные моим. Он пишет о Москве 90-х, куда потянулись ничего не понимающие толпы иностранцев. «На самом деле они, как вампиры, идут на энергию, которая здесь столбом из земли прёт». Действительно, Москва — город сумасшедшей энергетики, это ощущаешь всем своим существом. Многие мои земляки, перебравшиеся в столицу, говорили похожие вещи: в Архангельске всё время хотелось... спать, в Москве — действовать.

Моя подруга Елена — шеф-редактор одной из самых рейтинговых программ Первого канала. За десять лет, проведённых в Москве, она превратилась из довольно изнеженного, капризного и несколько наивного существа в крутого профессионала и весьма решительную женщину. Она много и тяжело работает, но и получает за это зарплату, вполне приличную даже по общеевропейским меркам. Как результат — прекрасная квартира, хорошая машина и интересные поездки за границу 2-3 раза в год. При этом Леночка осталась 100-% женщиной. «Хочу сумочку Louis Vuitton, - поделилась она. - В Москве она стоит 100 тысяч. Еду сейчас в путешествие по Европе, заеду в Милан, куплю такую же за 500 евро».

Мне кажется, что в последнее десятилетие в России произошла революция, совершили которую — да простят меня мужчины — именно женщины. Те, кто не ждал «милостей от природы», не расчитывал найти богатого папика, который оплатил бы им все их желания. Как результат - теперь они могут съездить в Милан за сумочкой, как когда-то наши пра-прабабушки ездили «в Париж за шляпкой». Как сказал когда-то вождь мирового пролетариата, "революция, которую мы так долго ждали, свершилась, товарищи!"