Сапоги мои того - пропускают H2O

Людмила Белявская
- это всё, что я помню из школьной программы по химии. С физикой дела обстоят не лучше. И формулу ДНК из биологии я вряд ли назову. А ведь я закончила школу почти отличницей. Просто сразу после выпускных экзаменов произвела своего рода генеральную уборку у себя в голове, выбросив всё, что считала ненужным (среди "хлама" случайно оказался и английский язык, о чём я впоследствии сильно пожалела...)

Мы переехали в Швецию, забрав нашу дочь Софью из 3-го класса питерской школы с английским уклоном. Потом я часто думала, что, может быть, переезд спас моего ребёнка и меня от верной гибели - из-за моего синдрома отличницы мы запросто могли пасть смертью храбрых в борьбе за золотую медаль.

Приход Софьи в шведскую школу вызвал огромный интерес. Это была первая русская девочка в этой школе. Увидев Софьины тетради, привезённые из России, поражённая учительница побежала показывать их своим коллегам. "Чему ты удивляешься, мама? - объясняла мне потом Софья. - Рядом со мной сидит Расмус, который пишет то вдоль, то поперёк тетради!" На фоне писанины таких Расмусов аккуратный почерк русской девочки казался каллиграфическим искусством! Причём, здешние дети пишут только карандашами - чтобы было легко исправлять ошибки.

Открытием для нас стало главное правило шведской школы - ребёнок должен расти счастливым и здоровым. А как же знания?! В сегодняшнем мире, где информация так доступна, - объясняли нам учителя - не так уж важно напичкать ребёнка знаниями, важней научить добывать их и использовать.

Чтобы не стрессировать детей, здесь не ставят оценок до 8-го класса. Разумеется, проверочные работы в виде тестов регулярно проводятся, но их результаты никогда не объявляются во всеуслышанье. Их знает только учитель, ученик и его родители. Никогда шведский педагог не скажет после контрольной всему классу: "Вот какой молодец Хенрик Свенссон - он отлично справился с заданием. А Улле Ингварссон - редкий тупица, снова написал на двойку!" Никакой критики в адрес ученика не может прозвучать и на родительском собрании. Несколько раз в год родителей с их чадом приглашают на индивидуальный разговор с классным руководителем. Все похвалы и замечания - только там.

Демократичность нравов здешней школы первое время поражает. Ученики обращаются к преподавателям на "ты" и по имени. Исключений нет ни для кого - вплоть до директора.

Болезненный для российских родителей вопрос постоянных поборов не стоит вообще. С родителей денег не берут ни за что и ни на что. Учебники, карандаши, тетради выдают в школе (в состоятельных коммунах дети даже ноутбуки получают). Особая гордость Швеции - бесплатный ланч. Причём, у школьников всегда есть выбор - мясные, рыбные, вегетарианские блюда. На классные поездки ребята зарабатывают сами - продают на блошиных рынках ненужные вещи, сдают бутылки, пекут булочки на продажу. Все вырученные средства идут в общий котёл.

Мне, с моими советскими представлении об образовании, с моим опытом дважды мамы, многое не нравится в шведской школе. На мой взгляд, здесь не воспитывают в детях здоровую амбициозность. Ограждаемые от каких-либо волнений вплоть до 8-го класса, они оказываются абсолютно не готовыми к возможным стрессам. Да и с дисциплинкой надо бы построже. Но когда я узнаю, сколько денег тратит моя сестра на репетиторов для своей вполне умненькой дочки в архангельской школе - не для того, чтоб в отличницы выбиться, а просто чтоб держаться на уровне - я начинаю более снисходительно относиться к недостаткам шведской образовательной системы...

Есть такой анекдот. Марь Иванна говорит своим ученикам: "Те, кто учится на пятёрки, попадёт в рай. Те, кто на двойки - в ад!" "А что, - спрашивает Вовочка, - живым остаться после школы вообще шансов нет?"

Всё же очень хочется дать детям такой шанс...