Литконкурс московского комсомольца. Десятка

Наталья Малинина

 Открытый Всероссийский литературный конкурс "Московского Комсомольца" подходжит к финалу. Каждому судье предложено представить свою золотую десятку авторов.

ДЕСЯТКА от НАТАЛЬИ МАЛИНИНОЙ

печать
комментарии
текст
материал размещен 16 декабря 2011 в 11:17
Наталья МАЛИНИНА

 
1. Три осени, Никита Брагин, Россия

Лесная тропка в золочёной раме,
и бабочки, летящие во тьму,
послушно откликаются дарами
не для себя, не для меня – тому,
кому идти по чуду первоснега
до талой сини, отразившей небо,
и к ландышам июня… далеко
сквозь будущее, за вином восхода,
что юностью течет по древним водам…
Люби и помни – ясно и легко.

  Высокая культура поэтического слова,  чистота языка, гармония; красота формы, продолжение лучших традиций русской высоко - духовной поэзии. Поэт пишет не газету, а именно «книгу жизни». Это выгодно отличает подборку Никиты Брагина от того, что всё чаще называют  клиповая поэзия, напоминающая снятые на мобильник видео с низким разрешением… Мне очень импонирует, что автор не горит желанием сокрушить свойственную русской литературе духовность - "пафос постижения мира, пафос Достоевского, Пушкина, пафос приоритета духовных поисков над поисками физиологическими" (Яркевич). Сокрушили уже. Пора бы начать молиться.

2.  Предчувствие полета, Александр Коковихин, Россия

В старости
нет вопросов
к своей отчизне.

Скоро взлёт.
Ты - шарик.
Тебя надули.

(Если доктор
даст две недели жизни,
надо просить в июле)...

  Чем понравилась подборка? Пожалуй, симбиозом ощущений:  «выпуклая радость узнаванья» знакового, знакомого и родного и новое, сегодняшнее «приращение» авторских смыслов. Подобная переработка культурного наследия выгодно отличает поэзию А. Коковихина от современных постмодернистов, которых в шутку называю «цитателями».
    Особенность лирической интонации подборки стихотворений А. Коковихина – явная ирония. Ирония - одна из характерных черт «классиков» постмодернизма. Нередко их ирония  граничит с хальством (словечко В. Распутина) и, априори, разрушительна. У Алексея - ирония созидательна. Она не скабрезна, не цинична, не  направлена на попрание и осмеяние все и вся. Даже высказывая актуальную для времени «прихватизации» мысль: «ты – шарик, тебя надули», поэт не издевается над «надутыми». И не только потому, что у фразы есть «другое дно». Лирическое «я» автора растворено «во втором лице». Этакая лирическая эмпатия, вчувствование. Читая заглавное стихотворение, мало, кто не  вспомнит об ускользающем от «девочки-женщины-старухи» окуджавском шарике. Но Александр не эксплуатирует чужого текста, подобно «цитателям». Он даёт новую, обогащённую интерпретацию старого образа.  Импонирует  мне и чёткая нота гражданственности, озвученная в стихах этой подборки. Чего стоит  стих-аллегория о превращении миров, случившимся на протяжении жизни-сна одного человека (история со сторожем «в старом ботаническом саду»). Ну просто басня о  поколении «перестройки»: родилось в одной стране, никуда не уезжало, а …очнулось в другой. Вот и гадаем теперь, которая из стран -  джунгли, а которая – ботанический сад, куда  «пущают» не всех…
   Стихотворение о гадании цыганке – тоже в немалой степени - гражданская лирика, созданная  на всем знакомом материале и даже с использованием элементов Некрасовской гражданской лирики, вплоть до ритмики, «предсказательной фабулы» и даже полуцитат.

…Будет брать тебя каждый прыщик
из конвойных и палачей. .. (А. Коковихин «Цыганка»)

 
…Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть…  (Н.А. Некрасов «Тройка»)

 В этом смысле, аллюзия (вольная или невольная) на Некрасовскую «Тройку» приращивает к стихотворению Александра новый смысл… Перечитайте или романс послушайте  «Что ты жадно глядишь на дорогу…» («Тройка»)  и поймёте, что стоит за этим «нагадаю - не разгребёшь»… Названные особицы – только малая толика того, за что я ценю поэзию А. Коковихина и отобрала автора в свою «золотую десятку».

3. И Это все о ней, Клавдия Смирягина-Дмитриева, Россия

…Стрельчиха караулила зарю, синицею застыв оцепенелой: ей утром обещали выдать тело, подвешенное в пыточной на крюк, обрубленное катом неумелым и брошенное сверх сырых дерюг.
 
    В современной поэзии «установка на изобразительное», апелляция к визуальности, клиповый монтаж стали одним из самых актуальных приемов. Однако, «Стрельчиха» Клавдии - это просто  какой-то 3D взгляд на вещи!  Но, что характерно,  во всём ощущается присутствие автора. И вовсе, не в качестве режиссёра, ощущается его вчувствование в каждый типаж стихотворения. Стихи читаются на одном дыхании. Читатель успевает побывать не только в шкуре «стрельчихи», но и остальных героев драмы (Софьи, Петра и др.), пропитаться  атмосферой того стрелецкого бунта. Чего стоит портрет «светила», которое «давало выспаться царю…». То, как удалось автору вместить столь психологически необъятное полотно в «тесном тереме стихотворенья» – вызывает восхищение. «Стрельчиха», на мой взгляд, шедевр подборки. Удручает только запись формата А-4. Не понимаю, какая нужда американизировать русское стихотворение? Мне такая форма записи мешает: наличие рифмы и отсутствие классической формы записи заставляет останавливаться, чтобы уловить созвучия (особенно, ассонанс). На мой взгляд, такой записи соответствует западная рефлексивная поэзия, концептуально отвергающая мерную речь, а, зачастую, и вовсе не нуждающаяся в Читателе.

4. Осени, Нора Никанорова, Россия
 
…Рассветы-Леты-туманы-манны.
Шагнуть привычно в вороний грай…
Она старуха. Её романы –
Не знать романов, не строить планов,
Уйти до света. Одной. Румяной.
Оставить осень. Косу забрать.

   Покорило, прежде всего, стихотворение «Дым». Сюрреалистическое письмо Норы Никаноровой не отдаёт, как зачастую случается «картоном и клеем», натужностью и модничаньем. В нём есть постоянное присутствие реальной тайны: в бытовой обыденности лиргероя мерцательно отражается  вполне  конкретное инобытие в виде усталой старухи-Смерти, приходящей к нему на ночное дежурство, как на работу…  Достигается такая ясность и простота в отношениях с потусторонним, что… героиню «с косой» становится жаль…Такой вот парадокс художественного восприятия вызвал автор. Читала недавно эссе о том, что Блок в образе Прекрасной Дамы создал символ смерти (А. Карпенко); Нора Никанорова спорит с Блоком – её Смерть  - полная противоположность Блоковскому образу…
  Поэтическая речь автора отличается благозвучностью, красотой фонетических построений, тонкой гармонией ритмического рисунка с лирическим замыслом. Поэтический язык разных авторов  на предмет наличия обертонов -  как музыкальный инструмент: у одного свисток, у другого флейта, а у Норы, по-моему, виолончель. 

  5 Куда летят собаки осенью, Татьяна Кадникова, Россия

Утром встала, а листья мои опали...
Ничего, ничего, проживу как-нибудь без листьев.
Хорошо бы невинные в рай попали,
Я готова об этом всю жизнь молиться.
 
   Прелестная подборка, как мне кажется, очень народная. С такой непосредственностью, простотой и даже детскостью выражены основные черты человечности, доброты («Куда летят собаки…»), жажды внимания и понимания («Клёны-клоуны»), высокой женской жертвенности («Монолог рябины»). Это не лубочность, как прозвучало в обсуждениях. Это народность в лучшем смысле. "Добро, простота и правда». Суть русской души по Толстому. А ещё женственность и жертвенность. Я рада, что эту суть ещё не заглушили клипами и прочим
гламуром.

6. № 179 К.У.Э.. Замена*, Темур Варки, Россия
 
Говорят, нам не место в московской тщете-суете.
Ты в подлунной Орде родилась, я - у мира на крыше.
Дочь Великой степи, что мы здесь потеряли и ищем,
В этих джунглях бетонных, неласковых, в жирной черте
Кочевой неоседлости? Где наши седла с тобой?
Позабыты в Кыпчакской степи, где буран табунится,
Где примятый ковыль, и купается в нем кобылица,
И волнуясь, дрожит и щекочет нас влажной губой.

    Богатый жизненный и литературный опыт, а также устоявшиеся взгляды философа-гуманиста, носителя двух различных культур – определяют глубину, своеобразие и колоритность творчества Темура Варки. Универсальной способности  Темура ощущать себя своим в разных культурах помогли не только собственные воспоминания  жизни на  «38 параллели», но и глубокое осмысление действительности. Тревога и печаль о судьбе Родины, запах которой въелся в кожу, перемежается с размышлениями столичного жителя, который под давлением мощных силовых линий и всеобщей «оцифрованности, порой,  видится поэту «фруктом циничным». 
    В  творчестве  Темура звучит  актуальная во все времена тема взаимного непонимания и  разъединения носителей двух культур,  мощная и, зачастую, удачная попытка соединения  сознаний, неявный, но мощный посыл к взаимоосвоению и единению. После прочтения произведений Темура невозможно не оставить часть себя на «38 параллели», не проникнуться красотой никогда не виданных фисташковых рощ и тамариска. Я уже не могу пройти мимо таджикского дворника, чтобы не вспомнить  «Рахматулло»- героя одного из стихов Т. Варки. «Возвратиться – не значит вернуться», - говорит Темур, скорбя об утраченном.  Но, возвращаясь к творчеству Темура , понимаешь насколько глубоко «въелись в кожу» его образы, мысли и чувства.

7.  Вдох и выдох, Вероника Сенькина, Россия
 
 С той стороны, где милости божьей нет,
 каждый себе – и плакальщик
 и палач…

   Я когда-то написала, что  стихи Вероники - это стенограмма, кардиограмма переживаемого чувства...  Вероника не ждёт, пока оно превратится в философию. Это «молодая лирика», лирика – дневник, всегда волнительная и волнующая чувством и чувственностью,  отлитыми в гармоничную форму растущего поэтического мастерства.  Несмотря на то, что автор не чужд  некоторой авангардности приёмов, создаётся впечатление, что Вероника не выбирает слов. Они год от года  всё точнее, всё правдивее в передаче лирического смысла. Её художественные приёмы не продают автора, как грубый макияж,  а выгодно подчёркивают его лица «необщее выраженье», чувственное и женственное.
 
8. Заведи себе врага, Светлана Ос, Россия

Гнал от себя, как мог,
Держа что было сил..
Он свет во мне зажёг,
А тьмы не погасил.

 … Уже писала об этой подборке в другом Обзоре. Немного повторюсь: "подборка Светланы выделяется уровнем мастерства, точностью и чёткостью лирического замысла и, что особено радует, наличием тонкого поэтического слуха,позволяющего ей укладывать лирическую мысль в определённую мелодическую раму стиха,создавая внутри неё звукотемы, обслуживающие замысел. Это, в некоторой степени, проявление "высшего пилотажа", и я рада отметить его на примере Светланы Ос.

9. Нелинейное, Татьяна Архангельская, США
 
Сцепленье молекул. Блестящая плоскость.
 А сверху и снизу – зияющий космос.
 И твердь, толщиною с бумажный листок,
 уже провисает под тяжестью строк..."

 Формула отношения Творянина и его миров! (термин Велимира Хлебникова). И  об этой подборке я уже писала, вполне подробно. «Три стихотворения Татьяны – это и есть три  новых иероглифа старой «абсолютной истины». Особенно понравилось первое стихотворение. Это действительно единый иероглиф, который не хочется растаскивать на приёмы и прочие тропы, ибо перед нами развёрнутая метафора в три строфы, обозначившая родство «творянина» и водомерки, скользящих на плоскости, используя «зыбкий» закон поверхностного натяжения жидкости и каждую секунду пребывающих перед лицом двух космосов – над и под. Ни убавить, ни прибавить!» Её образы – незабываемы. Я наизусть выучила Татьянин «иероглиф» обновления жизни:

И старый пень в саду очнулся в новом марте,
чтоб выпростать ладонь зелёного листа.

О третьем стихотворении и его финале – повторяться не стану. О нём писала не только я, но и  другие « обзорящие» судьи.

10. Апокалипсис в картинках, Светлана Ширанкова, Россия
 
 Было б хоть страшно, что ли… всего лишь тускло.
«Завтра» не будет, нет никакого риска.
Рушатся горы, реки меняют русла,
Море штурмует Бостон и Сан-Франциско.
Дженни прикончит пачку медовых мюслей
И полбутылки виски,
После запьет свой ужин остывшим чаем
Из разноцветной чашки с отбитым краем.
Море идёт к Техасу под вопли чаек.
Ангел напротив Дженни звенит ключами
От нежилого рая.

Я уже подробно писала об этой подборке. Взяла её в десятку, как типичный, при этом  лучший на конкурсе  образец поэтики, противоположной первому номеру моей «десятки».
Подборка Светланы напоминает мне телевизор с коммерческими передачами, цель которых «сделайте мне красиво, или страшно, или мультяшно», чтобы побольше пиплов потом купили    ширпотреб из «встроенной» рекламы. Главный композиционный «тренд» – это рваный сюжет, уже набившая оскомину клиповость, дикий монтаж, «апокалипсовость» всего и вся.
Наступило время такой эпатажной информационной поэзии. Пресса (пресс?) жизни.  Вместо идеи - ходячие истины. Типично для эстетики поколения.  Романтизм, довольно дешёвый, когда дождь, когда ночь, когда … «апокалипсис» в любом виде. Всё страшно узнаваемо, но при этом точно знаешь, что там не была. Но была. Эта поэтика питается от современных масс-медиа – газет, радио, телевидения, кино, деньгособирательных и ужастикопугательных блогов; то есть основа её - не «культурно-кодовая» как сказал бы Лотман, а событийно-фактографическая. Но что тут сделаешь, если мы так живём, так видим, так показываем.  Ведь  цель художественного слова может быть и такой:, как безумная камера, показывать меркнущий на глазах от старости и пошлости, от чего только не гибнущий, мир. Назвать эти стихи однозначно «гламурно - попсовыми» мне не позволяет  их живой, красивый русский язык, и эстетная поэтика. А язык – самая твёрдая валюта, вовсе не присущая дешёвой попсовости.
   Последний фактор проигнорировать я не смогла.

 Желаю авторам успехов в творчестве и во всём прочем.

Мне было хорошо с Вашими стихами.