Выбор

Медведев Алексей
…Он сидел у края полыньи, ощупывал кромку льда, она была шершавая под водой, в какой-то момент опёрся о край полыньи.  Лёд обломился, вместе со льдом ушёл под воду. Страха не было, Он плавал круглый год, за исключением полутора месяцев, когда сплошной лёд покрывал реку. Сегодня, светило солнце дул не сильный ветер, мороз градусов 15, погода хорошая. Он пришёл на реку, разделся и сидел у края. Река встала, осталась небольшая полынья, удерживал от того, чтобы нырнуть в глубину, вопрос,- как вылезать?  Рядом ни кого не было, но обломившийся лёд прервал раздумья, Он в воде, проплыв не много от края до края  попытался вылезти, опираясь о край, выпрыгнул из воды, упал на лёд и съехал в воду. Лёд прогибался под его тяжестью, вода, стекающая с тела, ещё более усиливала скольжение, представил себя со стороны, этакий тюлень, выпрыгивающий из воды и съезжающий обратно в воду. После десятой попытки он почувствовал панику, что делать, как вылезти?
- А может не вылезать, расслабится погрузиться в воду, течение унесёт под лёд и всё. Немного помучится. Потом, найдут его вещи на льду….
- Кому я нужен? Кто вспомнит обо мне?
Представил, как сообщат его матери и отцу. Представил, их уже перешагнувших седьмой десяток, представил своих детей, которых больше не увидит, женщину, которую любил и которая его, не любила….
- Блин, как в детстве,- иногда получив двойку, Он плёлся домой и представлял, как его будут ругать и наказывать, ему представлялось, что если Он умрёт, то папа и мама будут плакать, а не ругать за двойку и горевать о нём….  Он отгонял эти дурные мысли.  Придя домой, получал ремня или стоял в углу, выслушивал нотацию и садился учить уроки….
А сейчас Он плавал в полынье, а вылезти сам не мог, сдаться? Сдаться и так глупо погибнуть…  Пусть она его не любит и у него нет шансов добиться её любви, но у него есть родные и близкие, его дети, друзья, ученики, - это Он их учил не сдаваться и бороться до конца.
Это его били и не убили, только потому, что не сдался и бился, хотя его лицо было кровавой маской, затылок потом зашивали в пяти местах, о его башку, разбили не один стул или кресло. Лупили со всех сторон и кулаками и прочими подручными средствами…  Он вставал и сам наносил удары получал, падал и опять вставал, пока не появилась милиция и хулиганы не разбежались, это в скольких переделках Он побеждал потому что был быстрее, напористей и жёстче… 
А главное, как бы не было плохо, больно, холодно, не сдавался. Всё можно перенести если не зацикливаться на своих болевых и иных ощущениях, не поддаваться искушению прекратить испытание сдавшись на милость обстоятельствам, надо, не жалея себя биться до последнего дыхания, до тех пор пока в состоянии двигаться, не случайно Он любил на тренировках повторять: «движение, - это жизнь».
- А ведь я старший дееспособный мужчина в семье,- подумал Он,- на мне вся семья держится.
Нет, зарабатывали все, кроме младших детей, но, тем не менее, Он старший в роду дееспособный мужик, как будут жить родители? Как будут жить дети? Уйти вот так, не использовать шанс, который даёт ему Бог в виде разума и сил, которые есть, уйти, струсив и сдавшись обстоятельствам?
- Ну не любит Она тебя, а дочь, а сыновья, у них ты не спросил? Сволочь, опять себя «любимого» жалеешь, а мать переживёт, а отец выдержит? Дурак, не рассчитал толщину льда не учёл, что на краю полыньи лёд всегда ломкий и рыхлый…
- Любовь, да не сложилась личная жизнь, но ведь её родимую, любовь то есть её отдавать надо, дарить и не просить в замен чего  не будь!
- Холода не чувствую, только злость на себя и желание огромное желание выбраться и значит победить! Победить, преодолев самим по глупости созданное препятствие.
- Нет, не возьмёшь! Пока живу, не сдамся.
Подплыв к краю полыньи, Он в исступлении наносил удары по льду, ломал его в надежде добраться до более толстого, крепкого льда, чтобы лёд не прогибался под его весом, но вода играла роль смазки, и он снова, и снова скатывался в воду.
Погрузился под воду, посмотрел вокруг, вокруг темнота и надежда выбраться угасала, начал чувствовать покалывание в икрах ног холод стал проникать внутрь. Он находился в воде очень долго, точно сказать не мог, но не менее получаса, а может и дольше...
В сознании билась мысль, только не дёргаться, чем больше суеты, тем меньше ресурсов, ведь не однажды уже тонул. 
Первый раз, в детстве. Он рос у моря, до войны, вдоль берега проходила железная дорога, а для её охраны построили ДОТы (долговременные огневые точки из бетона), в шестидесятых  море затопило, и железную дорогу, и охранявшие её ДОТы.  Это было некой местной достопримечательностью, надо было проплыть от берега метров двадцать - двадцать пять и открывался подводный мир, притягивающий к себе, как морскую живность, так  и людей, а особенно мальчишек. ДОТы обросли водорослями и ракушками, вот мальчишки, и ныряли, доставая ракушки, и ловя крабов, которых тогда ещё было много. Как - то Он, заплыл внутрь дота, там было темно, заплыть заплыл и растерялся, водоросли качнулись и закрыли вход. Испуг парализовал волю, страх холодной змеёй проник в сердце. Неосознанно  дернулся вверх и ударился о стену, развернулся, а вокруг темнота, стало сразу тяжело без воздуха, внутри всё затрепетало, протянул руку и коснулся стены. Что сработало, инстинкт самосохранения, божий промысел? Он не знал, но стал двигаться, вдоль стены, ощупывая, её руками, и нащупал выход, водоросли качнулись, появился свет на него Он и рванул…   
Потом, уже закончив институт, стал заниматься акватлоном, - борьбой под водой, чтобы дольше находиться под водой, учился, не дёргаться, не суетится, погружаясь под воду и выпуская воздух из легких, ложился на дно оставаясь там, как можно дольше, чередуя, эти занятия с нырянием на скорость и дальность, в ластах и без них. Перед состязаниями по подводной борьбе, надо было пронырнуть на скорость 50 метров. Ныряние на скорость не было его коньком, пронырнуть 50 метров Он мог и без ласт, а вот в борьбе. Суть, которой сводилась к следующему: на стопе ноги крепилась ленточка, которую необходимо было сорвать и показать над водой, кто ухитрялся это сделать первым, тот и побеждал, поединок состоял из трёх раундов по 30-ть секунд каждый. Удары наносить запрещалось, но бороться, делать захваты и прорываться к ногам противника разрешалось, под водой сила притяжения ослаблена вес и сила противников роли не играли, главное скорость, координация и умение задерживать дыхание, не поддаваясь панике кислородного голодания. Он неоднократно побеждал только потому, что в борьбе его визави поддавался панике – нехватке воздуха. Соперник устремлялся вверх глотнуть воздуха, теряя контроль над ногами, а Он спокойно отрывал ленточку и когда его противник начинал вновь погружаться, Он показывал ленточку над водой…
На одной из тренировок Он нырнул без ласт на пятьдесят метров, до стенки 25 и 25 обратно. Возвращаясь назад, отключился, уснул, так бы возможно и утонул. Ему было хорошо. Из транса его вывел крик тренера, Он услышал свою фамилию и очнулся, открыл глаза и всплыл в стороне, отклонившись метров на пятнадцать, в сторону, вдохнув воздух, доплыл до стенки и поднял руку, показывая, что уже не в воде, сил не было, только усталость…
Вспомнив об этом, Он поборол стыд и стал кричать, не переставая выпрыгивать из воды и сваливаться обратно в воду, через какое-то время увидел, что по льду к нему идут люди, подошёл мужчина, Он попросил, - помоги!
- Как, - спросил мужчина,- хочешь, чтобы я в полынью нырнул?
- Кинь мне край куртки, - сказал Он,- не подходи близко лёд тонкий.
Мужчина бросил ему край куртки, Он ухватился за неё  и используя, как канат выбрался на лёд, отполз от края полыньи, встал на ноги, достал полотенце и стал обтираться, к ним подбежал ещё мужик и начал орать. Пока Он переругивался с крикливым мужиком, его спаситель ушёл. Тогда у него оставалось сил только одеть одежду и не завязывая шнурков на ботинках, не застёгивая куртку, периодически отключаясь, теряя сознание, добрести домой.   
Прошло время, Он до сих пор жалеет только об одном, не узнал имя спасителя…

Фото из интернета:http://pankotskiy.ru/view_termin.php?id=379