Метаморфоза в творчестве Александра Розенбаума

Олег Костюков
                "С гражданином начальником
                Мы почифирим за чайником.
                Он зону правильно "держал",
                Из "пайки" зэковской не крал,
                в тугу печаль вникал."
                Александр Розенбаум, 2005 г,
                альбом "Я вижу свет"


Скажу честно - я очень уважал этого человека, артиста Александра Яковлевича Розенбаума. Как личность, как музыканта, автора прекрасных песен в прошлом. Почему в прошедшем времени? Попробую объяснить свою точку зрения, а я имею на нее полное право и думаю, что какая-то часть из круга его поклонников примет мои мысли, а может быть, это будет и очень малая часть людей, которые согласятся со мной. И тем более, что я, как старый его поклонник, слушатель, не могу не пройти мимо того "явления", так сказать, как "старый Розенбаум" и "новый Розенбаум". Ну, если со "старым Розенбаумом" все довольно-таки понятно и изучено досконально - это незабвенный "блатной" цикл с "Гоп-стопом", "Заходите к нам на огонек", "Маней" и.т.д, а также его "казачьи" песни, т.е, это конечно, стилизации под казачьи песни, равно как и "Гоп-стоп", разумеется, является стилизацией под "блатные" песни. Далее, "старый" Розенбаум это: песни "Афганского цикла", песни, посвященные Ленинграду, то бишь Санкт-Петербургу... И, в общем-то, песни, которыми Александр Розенбаум дебютировал на официальной советской музыкальной сцене, телевидении конца 80-х годов 20 века. То, что было на виниловых пластинках "Мои дворы", "Эпитафия", "Анафема". Позднее, кажется, в 1995 году, эти пластинки вошли в трилогию, изданную на компакт-дисках с названием "Былое и диски". По-моему, это высшая планка, если брать поэтическую, да, в общем-то, и музыкальную сторону, взятая Александром  Розенбаумом. Это песни для думающих людей, для интеллигенции, для тех, кому не безразлична история и настоящая жизнь России, ее народа. Но почему-то эти песни Александр Яковлевич исполняет на своих концертах значительно реже “Гоп-стопа”, “Утиной охоты”, “Вальс-бостона”. Хотя, повторюсь еще раз, эти песни мне лично тоже нравятся не меньше, это, можно сказать, классика жанра. Но если бы существовал такой судья, такой авторитетный музыкальный критик, который на одну чашу весов искусства положил бы все сделанное Александром Яковлевичем скажем, до 1997 года, а на другую – все, записанное после, думается мне, что перевесила бы первая чаша. Та, которая, “до”. Почему так и кто дал мне такое право судить? А я и не сужу - как говорится, автору виднее.  Да только не видно что-то гражданской позиции Александра Яковлевича в последних его альбомах. Ему что, все "по барабану", что ли? У нас что, все классно в стране?  Как говорится, пишу о чем угодно, только не об этом. А может быть, ему кто-то или что-то мешает их сочинять и исполнять со сцены или записывать на студии? Но ведь у Розенбаума и его "джаз-бэнда"(по другому и не назовешь), сейчас возможности гораздо шире - как в техническом, так и в материальном плане, если сравнить с 80-90 годами. В чем же причина застоя? Прослушав последние альбомы Розенбаума "Рубашка нараспашку", "Мечта блатного поэта", "Попутчики", "Я вижу свет", чувствуется, что многоуважаемый автор практически не касается гражданских тем. У него нет "кричащих"песен, от которых мурашки бегали бы по коже, как раньше, 20 лет назад. Есть толика ностальгических воспоминаний, снова немного "приблатненных" куплетов, что-то околофлотское. Сразу вспомнились "38 узлов" и "Флагманский марш". Которые на мой взгляд, по своей художественной ценности на порядок выше всех трех последних альбомов Александра Яковлевича вместе взятых. Да… "Что-то здесь не так…". Аранжировка, джазовость, блюзовость, я бы сказал, "мажорность" звучания музыки Розенбаума "позднего" напрочь затмила смысл, тексты его песен. Да и особых находок в его песнях я не увидел. Так, "тоска кабацкая". Нет и тени от того "былого величия". Ни строчки я не вынес для себя из последних 3-4 альбомов, ничего не хочется выучить и подобрать на гитаре, спев для узкого круга друзей где-нибудь на кухоньке или в лесу у костра, как бывало раньше. Если сейчас где-то изредка и поют песни Розенбаума, то сами отгадайте, какие? Да-да, все те же самые "Утиную охоту", "Глухарей", "38 узлов", "Размышление на прогулке", "Гоп-стоп", куда же без него. А ведь в нем многие слушатели видели раньше прежде всего барда, продолжателя Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Галича, других поэтов. Вроде бы во всех интервью Розенбаум постоянно подчеркивает то, что он близок к народу, у него на концертах всегда есть слушатели самого разного ранга и достатка. Это верно, но мне кажется, что простого слушателя, небогатого человека, интеллигента, все меньше и меньше в зале. И не в связи с дороговизной входных билетов. Александр Яковлевич, поймите, России, русскому человеку нужно СЛОВО в первую очередь! Нужно то самое главное, правильное, не слащавое СЛОВО, выкорчевывающее бы тупость и произвол чиновников, президентов, депутатов, коррупцию, нуворишей, окончательно поставивших страну на колени и их холуев, наводящих порядок на местах, высмеивающее пошлятину, мещанство, хамство и убожество… Возможно и завуалировать, применить "эзопов язык", если уж так не с руки сейчас в нашем непростом государстве с рафинированной свободой слова называть вещи своими именами. Но поэт, если он действительно считает себя поэтом, не может замалчивать. Тем более, такая величина, как Александр Розенбаум.  Которого многие считали и считают до сих пор "рупором" эпохи. Теперь же, по-видимому, бизнесмен подавил поэта и корабль "Александр Розенбаум" отклонился от заданного Господом Богом курса. А может, это только мне так кажется? Не знаю даже. Помните, была у Розенбаума когда-то в конце 80-х песня  "О чем поют ныне дети Арбата…" Так и хочется сейчас спросить: "А о чем Вы сейчас поете, Александр Яковлевич?"

Ваш слушатель и давний почитатель.