Заметки о Бельгии. Подружки

Александра Болтовская
Моя первая бельгийская зима...На редкость холодная, суровая. Это была самая трудная зима в моей жизни! Во-первых, мне все время было холодно, и каждое утро начиналось с растапливания чугунной печки в гостинной. Во-вторых, я была беременная, и как раз на первые зимние месяцы пришлись все прелести токсикоза - утренняя тошнота, перепады настроения и страхи. Теперь запах печного дыма почти всегда вызывает во мне ту физическую тошноту.
Я не могла еще бегло разговаривать по-нидерландски, я не понимала почти ни слова, когда по телевизору передавали новости, я не могла еще читать бельгийских газет, книг и журналов, и это было как изоляция от окружающего мира. Но в тот первый год я встретила Катюху - она сама подошла ко мне в вестибюле школы для иностранцев, куда я пошла изучать нидерландский язык. Помню самый первый школьный день - я вертела в руках свой загранпаспорт и  глазела по сторонам. Вдруг ко мне подрулила девица довольно задорного вида - крашенная блондинка с каштановой сердцевинкой и зелеными глазами - она бесстрашно уставилась на меня и по-русски заявила:"Привет!"  - Мы знакомы? Что-то не припоминаю - сказала я. - Твой паспорт!- отвечала та, указывая глазами на мою молоткастую книжицу. Вот так просто мы и подружились. Мы сидели на уроках вместе, мы часами говорили по телефону, мы ездили друг к другу- сначала она, в основном, потому что у меня были домашние обязанности - затопить печь, покормить животных, а в полчетвертого я должна была забрать из школы сына.
У Катюхи с мужем был тогда совсем другой образ жизни. Они снимали в центре Синт-Тройдена удобную просторную квартиру с газовым отоплением, они ездили на дискотеки, они могли поехать в другой город в пиццерию завтракать.
А мы тогда перекрывали крышу, варили картошку для кроликов, лущили кукурузу для кур, у меня был ребенок и еще один на подходе... Мы с Катюхой были  тогда в разных секторах. Но нас объединяло одно - мы были обе  в чужой стране, среди чужой культуры, и обе пока без языка, и потому были нужны друг другу.
Помню, у нас часто были разногласия и споры,  Катюха, как большинство людей небольшого роста, была напористая и доминантная, а я, как все люди высокого роста - ранимая и сверхчувствительная. Иногда мы ссорились вдрызг и потом долго не разговаривали. Но потом все каким-то образом опять оттаивало... Мы уже стали частью жизни друг друга, а от этого  никуда не денешься.
Постепенно Катюха перешла в тот же "сектор", что и я, и теперь она тоже помогает мужу крыть крышу, теперь она сама стала мамой. "Вот теперь я понимаю тебя, Саша!"
 Теперь у нас обеих подросли дочки, и они тоже дружат, играют в свои девчоночьи игры, понятные только им двоим. И когда я смотрю на них - одну длинную и другую, маленькую,  - я вижу нас с Катюхой.
А вчера она привезла мне в подарок кустик калины - он вырос у нее на огороде из саженца, который она привезла аж из Киева!  Я посадила этот куст в саду, пусть растет. Пусть и наша дружба делается крепче и сильнее. Спасибо тебе, Катюха!