Венок сонетов посвящён авторам альманахов "Поэтическая карта Крыма" и "Славянские колокола", конкретные имена указаны перед сонетами.
1
Поэтический зов – это звон колокольный,
Охвативший все силы душевные.
Забралась в лабиринты волшебные,
Принимаю и «пытки» и «плен» добровольно.
Обожаю листать словарей фолианты,
Чтобы лучшее взять из хорошего.
Остается словесное крошево,
Когда найден нюанс, сметены варианты.
Я в читателе вижу советчика, друга,
Собеседника ли-те-ра-тур-но-го круга
И открытой беседы рождение,
И святилище, и вдохновение.
Но желательно, чтоб избежали «Прокруста»
Разговор по душам, откровенные чувства.
2
Ирине Коляка, г. Щёлкино
Разговор по душам, откровенные чувства –
И мечта разбежалась безбрежная…
А валдайская ширь белоснежная,
Что метелью завьюжена густо, до хруста,
Поэтессе сюжеты диктует. Награда
Ей улыбка небес, изумление -
Отзывается стихотворением
На рассвет, на росток, маскарад листопада,
На прощанье пронзительно ранящей встречи,
Когда горькой печалью присыпаны плечи.
Не найдете в стихах безразличия.
От житейских забот до величия,
И не только душа в разговоре искусном,
А звеняще-хрустальные строки искусства.
3
Грачёву Владимиру, г. Симферополь
А звеняще-хрустальные строки искусства
Отзываются нашим волнением,
Бередят смысловым наполнением
И порой веселят глубиной балагурства.
Как послушны слова, и звучат виртуозно
Размышления, исповедальные!
Ну, а славу поэта скандального
Развенчал можжевеловый куст грациозный,
Тот, что вышит в пространстве серебряной нитью, –
Не стереть, не стряхнуть злопыхательской прытью.
Поэтическое достояние:
Светотени игра, расстояние,
Потаённые звуки природы привольной –
Так сближают людей и роднят их невольно.
4
Савинову Сергею, г. Симферополь
Так сближают людей и роднят их невольно
Поэтические откровения,
Вдохновение щедрого гения
И мятущейся мысли полёт произвольный.
Стихотворная россыпь проходит торосы,
Чтоб любовь воспевать горделивую,
Тонкобровую, неговорливую.
Быть любови с поэтом – не быть безголосой.
Для неё окарину, свирель, фортепьяно,
Акварельные кисти прозрачным пиано
Растворит он в живые созвучия,
В небывалые чувства кипучие.
Не покинет поэт напряжённое стремя:
Поэтический труд цементирует время.
5
Сергею Савинову. Симферополь
Поэтический труд цементирует время:
Сквозь столетия силы, таинственной,
Легкокрылый напев для единственной,
Как впервые, взвихрит вдохновенное племя*.
Не уймется поэт и не примет разлада:
Жизнелюб, он поймет изменения,
Он во времени вне измерения,
«Запрокинутый в небо»* связной из Эллады.
В «вечереющем взгляде» прочтёт ненароком
Всплеск любви, что завещана людям пророком,
Вспомнит зябкую темь непроглядную,
Сквозь которую вёл ненаглядную.
То, что было прожито, и вспомнить несложно,
Для поэзии яркой и строгой – возможно.
*Название произведения С. Н. Савинова
* Поэты
6
Анатолию Мироненко, г. Глухово
Для поэии яркой и строгой возможно
Раствориться в пути бесконечностью,
Над Вселенной подняться, над вечностью
И свободно творить, не шептать осторожно,
А размашисто чванство раскрыть, откровенно,
Взмыть стихами спокойно, без робости
Над «орбитами убоголобости»,
Посмеяться открыто и вслух непременно,
Отбивая подковами ритм магистрали,
По пути нажимая сюжетов педали.
Адреса – деловые вращения…
Но за стартом нужны возвращения.
Хоть у строф поэтических график дорожный,
Соразмерности принцип – закон непреложный.
7
Александре Лаврухиной. Феодосия
Соразмерности принцип – закон непреложный:
Вспоминать ли, крутить кинолентою
То, что болью живёт перманентною,
То, что не возвратить и забыть невозможно,
Безысходностью стало и ноющей раной,
Что по самой душе, не сторонкою,
Пропахало судьбу похоронкою…
Детворою мы были, теперь ветераны.
Поколенье сменив, поколение дали,
Снова радость и жизнь сквозь печаль возрождали,
Собирая пылинки в соцветия,
Чтоб упорно в года и столетия
Проросло трудовое, разумное семя.
Только это поэту – любимое бремя.
8
Андрею Сахалтуеву, г. Симферополь
Только это поэту – любимое бремя:
Поутру видеть жизни цветение,
Находить смысловые сплетения,
Что пришли из веков в настоящее время
Золотою рудой, не разменной монетой,
Сохраняя эпох притяжение,
Светлых мыслей нести продолжение
И, любя, изучать лабиринты планеты.
Бездорожье познав, суть истории роя,
Сохраняя свой стиль и свободу покроя,
Отойти от вопроса побочного
Или от примитива лубОчного.
Стихотворец – старатель, и вечно, и снова,
Вот слетело с пера огранённое слово.
9
Валерию Гаевскому. Симферополь
Вот слетело с пера огранённое слово –
Затаило дыханье молчание,
Что дороже похвал, величания.
Пусть в далеком пути припылится обнова.
Фейерверком взрываются мыслей глубины.
По утраченным сферам хождение,
Неожиданное пробуждение –
Вековечная «вольность сплетать паутины»…
Выплавляются светлые, мудрые строфы,
Воплощая мечты, уводя катастрофы.
Чередуются стопы, созвучия,
И строка оживает певучая,
Как струя молока, заревого, парного.
Ну, а рифма – подсветка и смысла основа.
10
Владиславу Шишигину, г. Гомель
Ну а рифма – подсветка и смысла основа,
Говорящая, ёмкая, ясная,
Если образ – находка прекрасная
И высокого стиля, и чуть озорного.
Шутит автор, гербарий подносит на блюде.
Улыбается солнце уставшее,
Кипарисы травою назвавшее.
А по парку гуляют любимые люди.
Загостилась и осень в веселёнькой шляпке,
Разрезвилась, стихи надождила в тетрадке,
Не слезливо-унылые – страстные,
И записочки, жёлтые, красные,
Набросала… У ночи – свои помышления:
УглубИла стихи, оживила мышление.
11
Анне Чумаковой, г. Рогачёв
Углубила стихи, оживила мышление,
Альманах осветила сонетами,
Заселила князьями, корнетами
Чумакова Аннет и стоит в размышлении:
Все же князь – ловесас. А маркиз – волокита-
Откровенно флиртует с кузиною,
Но корзину цветов за корзиною
Посылает Анюте бесстыже – открыто.
Только что ей цветы, если мысли, как птицы,
Постигают героику Аустерлица,
Нестерпимую боль и страдания,
И ошибки любви, и свидания,
А в ответ получают своё ускорение…
Стихотворец «летит» и творит в упоении.
12
Михаилу Миронову, г. Рогачёв
Стихотворец «летит» и творит в упоении
И с природою перекликается,
Словно в речи родимой купается –
Он читателю дарит свои откровения,
Доверяет народу влюблённую душу,
Говорит глубоко сокровенное,
Да и сердце поёт вдохновенное…
А такое – читать благодарно и слушать.
Переполнены чувствами, дышат любовью,
Эти строки, ранимые, писаны кровью.
Ожидание… Ясно подстрочие –
Для любви ни к чему многоточие.
Знать, светлы отношения, трепетны, чутки,
Если строфы звучат безупречно и чётко.
13
Если строфы звучат безупречно и четко,
Значит, нет шелухи – пустословия,
И читать будут их при условии,
Что писала стихи не пустышка – чечётка,
Потому ни к чему разводить антимоний,
Ведь беспомощность слога корявого –
Содержание смысла дырявого,
Результаты потуг «каждодневных агоний».
Много «сказанных слов», только «стоящих мало»…
(Ведь не кается, что говорит, что попало)
А волнуют стихи, содержательны,
Значит, верно, в руках, обязательно,
Автор ветер держал с металлической щёткой,
Если выразил мысль, как исполнил чечётку.
14
Если выразил мысль, как исполнил чечётку,
Значит, образы видел понятные,
А волнения были приятные;
Тут не надо гадать на ромашках и чётках.
Наилучшие грёзы, мечтания, страсти
Оживляет поэзия сильная,
Как красавица любвеобильная,
Опьяняя, рождает желаний напасти.
И прозренья, и омуты мыслей поэту –
Исполненье мечты и полёты по свету
В запредельные дали зовущие:
Стихотворцы – почти вездесущие.
Отраженная истина – факт протокольный,
Поэтический зов – это звон колокольный.
15
Магистрал
Поэтический зов – это звон колокольный,
Разговор по душам, откровенные чувства.
А звеняще-хрустальные строки искусства
Так сближают людей и роднят их невольно.
Поэтический труд цементирует время.
Для поэзии яркой и строгой, возможно,
Соразмерности принцип – закон непреложный,
Только это поэту – любимое бремя.
Вот слетело с пера огранённое слово,
Ну, а рифма – подсветка и смысла основа –
УглубИла стихи, оживила мышление,
Стихотворец «летит» и творит в упоении,
Если строфы звучат безупречно и чётко,
Если выразил мысль, как исполнил чечётку.