Проблемы воспитания и обучения учащихся и пути их

Исмаил Демеев
Если мы позволим себе сделать маленькое турне в мир проблем, которые возникли по причинам субъективно- объективного характера, то мы, к великому сожалению, увидим целый букет недостатков, недочетов, упущений, промахов в сфере воспитания и обучения подрастающего поколения… В чем же они заключаются? Где их причинно-следственные стороны? Автор данного трактата, не претендуя на всеобъемлющий охват исследования проблем, пытается в силу своего многолетнего опыта в сфере образования, показать те из них, решение которых способствовало бы коренному улучшению системы обучения и воспитания учащихся.
В подходу к этому важному вопросу не должно быть мелочей, тем более, что учитель здесь должен и обязан быть в буквальном смысле этого слова ткачом формирования личности. При обучении и воспитании учащихся учитель должен сакцентрировать свое внимание не только на обучении и воспитании своих подопечных, но и помочь им увидеть за учебой хорошую, многообещающую перспективу. Кроме того, он должен быть к себе очень требовательным, взыскательным, самокритичным, высокообразованным, творчески развитым, видеть в каждом ученике личность, от формирования которой будет зависеть культура, политика, социальное положение и экономика общества… Но для того, чтобы добиться блестящих успехов последний должен обладать такими высоконравственными качествами как: сострадание, сочувствие, готовность разделить с ребенком радость успеха в учебе, горечь поражений…
Хороший учитель - это замечательный,  эрудированный оратор, артист, поэт, прозаик,  драматург, мыслитель, философ, художник, музыкант, певец, инженер человеческих душ, энциклопедист, кладовая мудрости, т.е. талантливый, любящий свою профессию дирижер в хоре учебно-воспитательного процесса.
Общеизвестно, что дом, построенный на прочном фундаменте долговечен, и стена не дает трещину. Поэтому, если мы намерены, чтобы в будущем наши подопечные построили храм науки, мы их должны научить. Ведь недостаточно посадить деревце. За ним должен быть хороший, повседневный, планомерный, целенаправленный уход.
Только кропотливый, диктуемый временем труд, может дать богатый урожай на ниве просвещения.
Все  вышесказанное ловит меня на той мысли, что в первую очередь необходимо поставить на свои рельсы ЯЗЫКОВУЮ БАЗУ.
Учителя в начальных классах должны добиваться того, чтобы дети умели мыслить, думать, переживать, делать выводы, анализировать не только на одном языке, но и на других языках, которые изучаются в школе.
При таком подходе к даче уроков можно многое сделать. В июне уместно, на мой взгляд, проконстатировать, что на одних голых, носящих эпизодический характер, требованиях невозможно добиться, чтобы с аэродромов желаний поднимались самолеты цели. Здесь мне кажется необходимыми и экскурсии на природу, читательские конференции, создание необходимых условий для "Библиотечной работы", работа группы продленного дня, детские сады, дошкольные учреждения и т. д.
Теперь отдельно рассмотрим каждую проблему и постараемся найти пути их разрешения.
Первое.  Экскурсия на природу.
Что это значит? Это значит, водить в сад детей, когда яблони стоят в цвету - молочно-белые, розовые, красные, тихожужжат пчелы. Что вы видите, дети, скажите о том, что вас волнует, восхищает, удивляет, тревожит? Вижу, как радостно загорелись глазенки, но детям трудно выразить мысль. И здесь мне становится больно за детей: драгоценные дни школьного учения проходят без этого изумительного источника мысли. Слово входило в сознание без яркого образа, поэтому оно из благоухающего цветка превратилось в сухой, втиснутый между страницами книги, лишь по внешнему виду напоминающий о живой жизни…
Так, конечно, не может продолжаться! Забывая о важнейшем источнике знаний - окружающем мире, природе - мы заставляем детей зубрить и тем самым отпугиваем их мысль. То, чему учили учителя с мировым именем предается забвению. Урок за уроком надо водить детей к неиссякаемому источнику знаний - в природу: в сад, в лес, на берег реки, в поле. Вместе с детьми мы должны учиться передавать словом тончайшие оттенки предметов и явлений.
Вот в голубом небе, поет жаворонок, до самого горизонта ветер волнует пшеничное поле… В синей дымке далеко-далеко, там где стоят величавые седые горы Кавказа, возвышаются башни наших предков-вайнахов. Они являются немыми свидетелями легендарных подвигов чеченцев и ингушей. Вот среди столетних дубов в лесной чаще журчит прозрачный ручеек, а над ним поет свою песню иволга… Обо всем этом надо сказать точно и красиво.
Второе. Библиотечная работа.
Это чрезвычайно важный вопрос; его необходимо осветить в печати, учесть имеющийся опыт.
Первое, на что надо обратить внимание: для какого возраста предназначаются уроки. Одно дело - библиотечные уроки для учащихся старших классов, другое дело - библиотечные уроки для учащихся начальных классов.
Далее, надо точно определить целевую установку библиотечных уроков. Очень часто библиотечные уроки сводятся к истории книгопечатания, повторяют то, что ребятам должно сообщаться на уроках русского языка и литературы. Часто говорят о библиотеке и умении ею пользоваться. Затем чрезвычайно важный вопрос - это конкретности библиотечных уроков в практическом показе. Наконец, чрезвычайно важно учесть имеющиеся у ребят знания о библиотеке.
Первый урок должен быть посвящен вопросу почему власть заботится о библиотеках. Надо чтобы ребята посмотрели библиотеку детскую, районную и другой школы, библиотеку взрослых. Надо устроить экскурсию в библиотеку. Потом показать снимки больших библиотек. Потом показать - снимки читальных комнат и залов, переполненных читателями. Из этого - выводы, как себя вести в библиотеке, чтобы не мешать  друг другу; как беречь общественную книгу.
Второй урок: "Жилье книг".
Надо, чтобы библиотечная книжка всегда стояла на своем месте. Библиотекарь знает, как расставлены книги, знает, на какой полке книга стоит, где ее достать и куда ее водворить обратно.
Третий урок: "Знакомство с книгой". Заглавие, автор, оглавление. Знакомство с каталогом, обучение как выписывать из каталога книги.
Четвертый урок: "Выбор книжек". Трудные и легкие книжки. "О чем хочется и о чем надо читать". Советы товарищей, учителя, библиотекаря. Рекомендательные списки.
Пятый урок: "Книжка о книжках". Отзывы о книгах. Выбор книг по каталогам. Какие есть книжки в библиотеке. Карточный каталог - по нему можно узнать, какие книжки есть в настоящее время в библиотеке.
Шестой урок: "Справочники". Как работать с толковым словарем. Детские энциклопедии. Газеты. Журналы.
Седьмой, восьмой, девятый уроки должны быть посвящены вопросу "Как читать. Чтение есть и глотание книг". Как разбираться в читаемом материале, у кого и что спрашивать. Как самому составлять отзывы о книгах.
Третье. Читательские конференции.
Большим подспорьем в расширении и углублении умственного багажа являются и читательские конференции. От проведения их школа будет только в выигрыше. Во-первых, учащиеся могут осознанно передать те стороны прочитанных книг, которые запали им в душу. Во-вторых, рассказывая о тех или иных героях произведения, они как бы закрепляют то, что ими прочитано. В-третьих, на таких важных мероприятиях у учащихся заполняется "вакуум безделья". В плену у книг всегда приятно. Все это сближает и укрепляет дисциплину, способствует расцвету культуры речи, нравственности, и "зорко" охраняет родничок тяги к морю знаний.
В деле воспитания и обучения учащихся и учительского коллектива могли бы внести достойную лепту и руководители школы. Урок должен быть в центре внимания и забот опытного директора. Опыт убеждает, что посещение и анализ уроков - важнейшая работа директора; от ее высокого научного уровня зависит интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, зависит культура всего педагогического процесса в школе. От урока идут десятки, незаметных с первого взгляда, ниточек к внеклассной работе, к самовоспитанию школьников, к индивидуальной творческой лаборатории учителя, к обмену опытом, к работе педагогического коллектива с родителями. На уроке можно увидеть сильные и слабые стороны и внеклассной работы и педагогического просвещения родителей, и воспитание ученического коллектива… Не меньшую, если не главную роль в сфере образования играют кадры. От правильного подбора и расстановки кадров зависит многое.
Наших детей необходимо доверять тем, кто любит свою профессию и детей, творчески подходит к делу образования, располагает широким диапазоном понятий; горит желанием дать учащимся глубокие и научные знания, чтобы они выросли патриотами.
Вот перечень тех проблем от решения которых, на мой взгляд, зависит какими вырастут наши дети.
Ведь они поистине заслуживают того, чтобы их знания сверкали ярче бриллианта в короне просвещения родной земли!