Пламя По ст. Н. К. Рериха

Наталья Соснова
 
                Лучше, чем сама жизнь, не выдумать.
                Н.К.Рерих "Пламя".

      

   Находясь в 1918 году в Карелии на острове Тулонсаре, в доме выборгского купца Баринова, Николай Константинович Рерих заканчивает свою повесть "Пламя" следующими строками из "Бхагават - Гиты": " Знай, что То, которым проникнуто все сущее, неразрушимо. Преходящи лишь формы этого Воплощенного, который вечен, неразрушим и необъятен. Поэтому сражайся".

   В рассказе "Пламя" в необычайно концентрированной форме описан духовный путь человека искусства, благодаря, казалось бы, случайной, хотя и неприятной ситуации, познавшего иллюзорность плотного мира и ненадежность людских привязанностей.

   Особый интерес представляют черновые наброски повести, датированные 1917 годом. По ним, сравнивая их с уже опубликованным вариантом, можно проследить, как в процессе работы Николай Константинович затушевывал личные мотивы, которые, по существу, и явились скрытой пружиной всего повествования.

   Повесть "Пламя" интересна не только сходством некоторых фактов из жизни героя и Н.К.Рериха (к примеру, гибель клише его картин во время разгрома в 1914 году издательства Кнебеля в Москве, или воспоминания о встрече с отцом Иоанном Кронштадтскими), но и рассуждениями, оценками событий, планами на будущее, которые как бы являются планами и мыслями самого Рериха.

   "Где отличить то, что должно погибнуть, и то, что должно породить следствие?" - задает вопрос герой повести. На этот вопрос следует ответ: "Нужно уничтожить все, что угрожает и вредит мирному строительству, знанию и искусству. Всякая невежественность погибнуть должна. Кончится черный век наш".

   Повесть эта говорит о том, что даже высокие духи, воплотившиеся и живущие в конце Кали Юги, должны пройти Голгофу жизни, должны через трудности и страдания устремиться к Высшему, к Творчеству, обернуться добрым взглядом на людей, постигать Культуру, охранять ее.

   В этой повести Николай Константинович уделяет очень большое внимание первому впечатлению. Мы все знаем, что у человека несколько уровней восприятия окружающего мира. Мы можем воспринимать его ментально, т.е. умственно, можем воспринимать его через чувства, но еще возможно проявление чувствознания через сердце.

   Рерих спрашивает, почему мы часто не верим хроникам и записям старинных мастеров? И встает вопрос, неужели они лгали, приукрашивали события? Хотя в наше время, во время конца Кали Юги, ложь распространена везде. И историю нашу, записи прежних хроник переиначивают, но не приукрашивают их, а затемняют, а часто и обливают грязью. И это как раз признак нашего грозного века - конца Кали Юги.

   И Николай Константинович задается вопросом: "Не верим ли мы, зная себя? Не доверяем ли яркой жизни среди серых потомков?" Но жизнь всегда ярка. М лучше, чем сама жизнь, все равно не выдумать". Только надо уметь понять первое впечатление, уметь выявить сущность, очистить ее от случайных придатков. Ведь часто первое впечатление есть ни что иное, как голос сердца. Редко оно бывает ошибочным.

   Но оно может потонуть в  последующих восприятиях, так как вмешивается рассудок, затемняющий чувствознание. И часто мы не отличаем это первое впечатление от последующих наслоений.

   И вот на это первое впечатление и обращает Николай Константинович в повести особое внимание.

   Почему?

   Да потому что оно часто, как мы видим из "Письма", не воспринималось и приводило к дальнейшим ошибкам. И все мысли, которые излагает художник в письме - это мысли самого Николая Константиновича.

   Все пересуды людей, когда художник покинул разные должности, даже высокие, вдруг уединился, почти перестал встречаться с людьми, даже со многими друзьями, его не трогали. Не трогали слова, что он бросил работать, что он обезумел. И не трогали потому, что он работал, творил. Он всегда твердо знал, что в жизни ценен лишь труд творчества. И мы это тоже прекрасно знаем.

   Он знал, что творчество и радость неотделимы. И творил, творил в радости свою серию картин.

   Николай Константинович говорил, что картины нужны творцу, пока он творит. А творить - как песню петь. А когда песня пропета - наступает тишина. Когда картина закончена, она уже не удовлетворяет творца. Он уже не согласен с ней. Он даже может уничтожить ее.

   Поэтому жена художника взяла на себя заботу обо всех законченных работах, чтобы сохранить их. Как это напоминает нам Елену Ивановну!

   Художник (как всегда и Николай Константинович) носил в сердце сюиту картин, они рождались в его сердце под знаком водительства духа. Ведь мощь искусства - в его богатейшей интуиции, которая  рождает такую убедительность, тогда картины как бы отражают лучшие стороны жизни.

   И Рерих, словами автора письма, восклицает: "Да будет благословенно все, что происходит в жизни под знаком водительства духа". Автор "письма" считает художественное творчество ценнейшим трудом, заполняющим все время. Он мечтает о том, чтобы хотя бы в далеком будущем, в идеале, этот труд стал бы анонимным, в котором каждый труженик ответственен лишь перед собой.

   И мы сейчас, останавливаясь в музеях перед прекрасными полотнами неизвестных художников, разве связываем эти картины с неизвестными нам именами? Нет, мы просто чувствуем радость, ту радость творчества, радость духа, которую испытывал этот анонимный творец и которую хотел передать нам.

   И тогда, считает автор, если бы художественный труд был анонимным, тогда бы не гнездилось возле искусства столько вражды и ненависти. Некому было бы завидовать, некого было бы ненавидеть.

   А сейчас все это, увы, есть  и вражда и ненависть к талантам. И Николай Константинович говорит: "Все, что недоступно, всегда занимает людей".

   Поэтому выдающимся художникам приходится восходить на Голгофу искусства, ведь, по словам Николая Константиновича, и в искусстве тоже нужен подвиг. Таким подвигом были жизнь и творчество самого Николая Константиновича.   

   Каждый воплощенный  проходит свой путь, каким бы высоким ни был его дух. И чем выше дух, тем труднее подвиг, тем больше в его жизни  трудностей.

   Об этом и говорит Рерих в произведении "Пламя", говорит о трудности общения с людьми, которые ниже художника по духу, по творчеству. Он пишет: "Если бы люди знали, как часто они вредят друг другу. Как легко избежать этого".

  Было художником, автором "письма" написано двадцать пять вещей, которые составили единое целое. Ничего нельзя было отнять, ничего нельзя было прибавить. Да и смотреть их надо было в определенном порядке, чтобы светились краски не только одной картины, но и соседней. Все они составляли единое целое.


    (продолжение следует).