Сказание о князе Святославе

Алекс Авни Железнов
Сказание о князе Святославе*.

Садись, вьюнош, послушай песнь бояна*,
Про достославных киевских князей,
Про Святослава - гордость и отвага,
Была кого превыше королей.
Вся жизнь в походах и жестокой сече
Прошла его. Он видел сто смертей,
Не тратил время на пустые речи,
"Иду на вы!" - к врагам слал бирючей*.
В поход не брал котлов, шатров, обоза,
Спал на земле, с главою на седле.
В жару и в дождь, в ненастье и морозы,
Шел впереди у войска во главе.
Сидел на веслах сам, с дружиной равно
Одет был просто, не носил шелков.
Был муж и воин, князь сей достославный,
И никогда не ведал он оков.
Не изменил святым законам предков,
Пред Византией не склонил чело,
Рукой держал за горло греков крепко,
Но это все прошло давным-давно.
От Волги до великого Дуная,
Переяславль* и Тмутаракань
Склонились, Святослава прославляя,
Константинополь слал златую дань.
Погиб как воин от врагов жестоких,
Не захотел ни шагу отступить.
Последний князь и воин синеокий,
Что мог Перуну с честию служить.
Прошли года, ты знаешь, отрок юный,
Теперь мы просим милости Христа,
Забыт Сварог, Перун, забыты руны,
Ушли волхвы - осталась пустота.
Князья пируют в золотых палатах,
В парче и злате, в красоте дворцов
А я пою, рубаха вся в заплатах,
Про гордый дух не сломленных отцов.


* Примечания.
*Боя;н (Баян) — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве. Позднее имя стало нарицательным.
*Святосла;в И;горевич (942 — март 972) — князь новгородский, великий князь киевский с 945 по 972 год. Победил болгар, хазар, племена Кубани и южнее, вятичей, успешно воевал с греками и печенегами - от которых и погиб. Попытки представить Великого Князя борцом с евреями – потому что он победил своих врагов хазар – тюркский народ, правящая верхушка которых приняла караимизм – отвергшую Талмуд форму иудаизма, столь же нелепы как выставить его анти-болгарином или анти православным – он воевал с врагами, а не с национальностями и религиями – как истинный сын своего Рода – он воевал не против, а за – за свою землю. В том числе, с таким же восточнославянским племенем вятичей – как его мать Ольга с древлянами. Религиозные и национальные предрассудки придумали его не слишком умные потомки.
Сказание написано строго в согласии с летописями.
* БИРЮЧИ (биричи) - в Древней Руси люди, которые объявляли всенародно княжеские распоряжения. С таким же значением глашатаев они перешли и в Московскую Русь, где объявляли не только царские указы, но и распоряжения администрации. Я использовал слово для посланников, объявляющих вызов Святослава по аналогии с западноевропейскими герольдами. Точность применения мной термина или Святославом бирючей, гарантировать не могу.
* Переяславль - имеется ввиду город на Дунае, в Болгарии - точная его нынешняя идентификация не установлена.