2011 - 8 конкурс. Итоги. Гаэлина

Золотой Пегас
Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Гаэлины http://www.stihi.ru/avtor/gacehlina, неоднократного победителя и призёра конкурсов Золотого Пегаса http://www.stihi.ru/2011/03/15/144http://www.stihi.ru/2010/07/15/3069, http://www.stihi.ru/2010/12/16/3338, http://www.stihi.ru/2010/08/08/2160.

Из переписки:
«Уфф, не всё так однозначно, как полагалось при беглом чтении…»


Доброго дня конкурсантам! Как дочь жреца ИМХОтепа, я не претендую на истину в последней инстанции. Но если мои замечания кому-то пригодятся, то  хорошо.

№1. «Далеко-далеко»  (8 место)
Быть может, именно такую пристань обрели в итоге Мастер и Маргарита…  Текст плавный, песенный, читается легко. И всё бы хорошо, но мучает меня дежавю, беда прямо…


№2. «Мягкой лапой…» (4 место)

Медитативные, обволакивающие стихи. Игра бликов, раскачивающаяся лампа…
Автор нашёл точные средства для введения читателя в гипнотическое состояние.
Но мне спать нельзя, я на посту.) Сбрасываю оцепенение и делаю небольшие замечания:
Первая строфа задаёт будущее время «коснутся», «тронет». Затем читателю нужно быстренько перестроиться на настоящее. Временные скачки отвлекают и необходимый эффект погружения испаряется.
И ещё, на мой сторонний взгляд, есть нелогичные моменты:
А) «Лампа, светом ПРОНЗАЯ…» - сомневает тот факт, что при пронзительном свете можно глубоко спать. Легко исправимая неточность, согласны?
Б) «...Глубже  сон.  Беспокойная  лампа,  желта, ловит  отсветы  старенькой  чайницы.»       Лампа ловит отсветы, а по логике должно быть наоборот. Лампа ведь источник света, а предметы отражают свет.
Далее по тексту:
«…ловит  отсветы  старенькой  чайницы.               
На  столешнице  сахар,  рассыпанный,  спит,      
бросив  искры  на  бронзу  плечей  её…»
Смутило стремительное появление Л.Г., не успела сообразить, чьи плечи? При такой строфике, выходит, что чайницы.) Может отделить пробелом строфы и написать «Её», т.е. с заглавной буквы?
Принимать ли мои замечания – дело автора.


№3.  «Художник» (13 место)

Милое, светлое стихотворение. Но вот тема «мела и асфальта» бродит среди стихотворцев, как ветрянка. Шепну Вам по секрету, что и меня сия «болезнь» не миновала однажды.)
Помимо избитой тематики есть ещё момент:
«А когда, осев густым туманом,
Над землею распласталась мгла,
Живописца из окошка мама
Голосом негромким позвала.»
На фоне общего радостного настроения «распласталась тьма» - выглядит чужеродно и зловеще. Выходит, что мамочка нерадивая раз ребёнок до такой поры один, а малыш  -
экстремал. Я до темноты своего забираю.)
Последний катрен замечательный, он и делает всё стихотворение.


№4. «Околесица» (10 место)

Начало лёгкое, ироничное. Ох уж эта Л.Г. с белыми буклями…;  Финал «от Хичкока»  немного покоробил.


№ 5. «Мой тяжкий грех» (12 место)

Тяжело вздыхаю, возможно грехи Л.Г. так подействовали. Несмотря на рефрен: «Я согрешил..., Я так грешил..., Мой тяжкий грех..., Да, грешен я..», мне не удалось понять  - в чём собственно грешен? Растить чужого ребёнка, как своего собственного, это подвиг. Если произведение автобиоргафическое, то Вы человек, каких поискать. Лишь в отношении Создателя не вижу правоты, но это уже глубоко моё личное и к делу не относится.
Теперь по тексту. Эмоции в стихотворчестве вещь хорошая, но опасная. В данном случае эмоции взяли верх над техникой. 
«Да, я грешил... Я точно знал, но все ж...
Хоть, может, быть поверить в это сложно», или «Мой тяжкий грех... С бледнеющим лицом я ожидал, и это все случилось...» - читатель может устать, пока доберётся до сути.
Важна плотность текста, его информативность. И пафоса много. Чтобы у читателя перехватило дыхание, не обязателен надрыв, можно иносказательно и вполголоса добиться большего эффекта. Есть у Арсения Тарковского щемящее стихотворение «Отрывок» (1947), почитайте.


№ 6. «В белом венчике, или Читая Блока» (9 место)

Оригинальный подход. Переложение Блока на современность, путём слияния двух лейтмотивов - нравится. Но лишь как приём, а не подача. Возможно, я не права.


7. «Исповедуй меня» (7 место)
Стихи очень личные, и не для конкурса. И судить не могу и засудить тоже, т.к. неплохо написано. Собственно всё, что я думаю по поводу взгляда за черту, я изложила для автора стихотворения № 11 «На заоблачной станции». Но № 11 более отстранённый, техничный и без надрыва.


№ 8. «каждый день по пути на работу…» (2 место)

Это обо мне и это «моё». Написано легко, хорошим слогом. И хоть грустное стихотворение слегка, в нём есть любовь к жизни и жажда свободы:

«ну, а вечером ясным и тёплым,
пробуждаешься, как ото сна,
и зовёт, отражённая в стёклах
заходящего солнца блесна.

в те мгновения неудержимо
так охота побыть не собой,
и почуять руками чужими
ветер медленный и низовой...»

Полное ощущение присутствия, я просто шла рядом с автором и соглашалась.


№ 9. «В мастерской художника» (5 место)

Есть нечто завораживающее в данном стихотворении, оно мне приглянулось сразу. Но есть недочёты, которые не позволили мне дать стихотворению более высокий балл, а хотелось. Итак:
Лучше было бы «тьмы подвальной» - «опочивальне», чем «в подвале» - «опочивальне» (кстати, исправьте очепятку «опочИвальня», почИл), согласны? Так избегаем банальных рифм в самом начале, мы ведь хотим, чтобы читатель следовал за нами далее.
Вот сбивает с толку «сатин» и вдруг «по гладкой коже».
«с похмелья спозаранку» лично мне не очень ложится на слух.
«По серым по домам» - не айс.)
Финал хороший.


№ 10. «Монада» (1 место)

Многослойное произведение. Дуальность всего сущего, природы человека,  наших поступков, мнений, слов и т.д, продолжать можно долго. Обыграть такую тему под силу далеко не каждому.
Пришлось задушить в себе эгоистичный голосок: «ну не твоё же, не твоё!», и отдать должное эрудиции и остроумию автора, оригинальности задумки и её воплощению.
Интеллектуалом, однако, Ваш «средней руки» бандит оказался.)  Одним единственным штрихом «ледяной подбой», автор сразу обозначил аллюзию в самом начале повествования и тем же закольцевал произведение. Улыбалась, прочтя перл: «Можно с концами слиться, руки слегка умыв». Многие строфы можно растащить на цитаты. Респект автору.


№ 11. «на заоблачной станции» (3 место)

Техника хорошая, легко считываемые образы, но от содержания сжимается сердце.
Ну зачем писать себе эпитафии при жизни, дорогой автор! Не стану читать нотации, я Вам в этом не авторитет, а призову-ка я в помощь стихи замечательного поэта Арсения Тарковского:

«Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.»

Здоровья и долгих лет!)


№ 12. «Адюльтер» (6 место)

Повеяло атмосферой 60-х, ибо романтика жива даже в ненастье: «А ветер рвался и, как водится, не разлучал, а привораживал.»
Настроенческое стихотворение, в целом понравилось, но…
А) «срывая с дней осенних рубище» - (прищуривается и грозит пальчиком) где-то я уже встречала, и не раз.
Б) «А ветер рвался, и МНЕ помнится,
ты повторяла то и дело МНЕ,   
что, ДЕСКАТЬ, быть МОЕЙ любовницей
тебе порядком надоело-ДЕ»
 Думаю, мы поняли друг друга.)
В) «Прощаясь, несколько потупивши
свой взгляд остывший, неуверенно…»
Громоздко, ох громоздко, и всё только ради соблюдения размера.


№ 13. «ДОКТОР» (11 место)
Думаю, если мы оставим в покое старушку Поэзию, и просто весело подмигнём друг другу – поступим правильно. Спасибо за настроение, давно от души не смеялась.)
Вот были бы у нас в стране все доктора  такие настойчивые, ко всему прочему ещё и специалисты широкого профиля, то  больных стало б меньше в разы.
Чудо-доктор, посудите сами:
Если у злобной, держащей в неволе улиток, возмутительно трезвой капусты в стоптанных тапках, отпадут, хотя бы,  уши (не говоря о грудной жабе и пагубной тяге к бытовой порнухе) – УЖЕ ПРОГРЕСС!



Всем авторам спасибо и удачи во всём! А конкурс – всего лишь лотерея.
Гаэлина