Предвыборная сказка

Татьяна Вика
 Час воли Божией.  Н.С.Лесков.

              "В очень древние годы, стародавние, был
в  некотором  незнатном  царстве премудрый король по имени Доброхот.
Величали его так за то, что он не  любил воевать, а всем людям добра хотел.
Жить он любил  по-старинному  и  управлял своим королевством с большим благочестием,
по всем памятям  по  отцовским  и дедовским, и из всех сил хлопотал и заботился,
чтобы в его земле правда  над кривдою верх взяла и всем людям хорошо было у него под державою, но  только все это дело у него не спорилося.
Только что начнет Доброхот с одного  конца свое  дело  налаживать,  как  -  глядит  -  оно  у  него  на  другом   конце расплетается."             

Удивительная сказка!
И родным языком сказанная.
И правдой ясною светится.
И читается-то на едином дыхании.
И ко времени - как по заказу писанная.
И сюжет родной до приятности,
И рецепт простой до понятности,
Что ни слово - то изумление.
Что ни мысль - то откровение.
Читайте, люди добрые, станете еще добрей!

      "Долго бился Доброхот всяким  родом  и  способом  и  умаялся  в хлопотах до семи потов,
а успеха  ему  все-таки  нет  как  нет. 
И  потерял, наконец, Доброхот всякую надежду устроиться,
и взяло его от этого такое горе и отчаяние,
что не стали его веселить ни скоморошьи потехи,  ни  пляски,  ни женины  ласки  умильные; 
опостылели  ему  звериные  ловы,  и  птичья  охота наскучила.
Стал король вянуть и к гробу посунулся.
     Заметила это жена Доброхота премудрого - Милолика, королева прекрасная,
и начала его обнимать и просить с нежностью, чтоб он пожалел себя, и  ее,  и своих малых детушек
и не трудил бы себя долгою тяжкою заботой,
а  созвал  бы  скорее со  всего  королевства  самых  сановитых  бояр 
и  велел  бы  им  всю  премудрость обдумать в большой думе засветло
и подать себе пред сумерки  все дело чистое - на ладошечке. ..."
II
     Король Доброхот в сей  последний  раз  нежных  ласок  своей  прекрасной королевы Милолики послушался
и созвал своих думных  бояр  со  всей  земли  и начал у них спрашивать:
     - Все ли у нас под моею державой идет так, как следует?
     Советчики отвечали:
     - С нашей руки видать, будто идет у нас все как следует. Будь только ты у нас многолетне здрав,
а для нас ничего окромя сего и не надобно.
     - Если все вы не врете, то,  пожалуй,  быть  может  и  вправду  так,  - отвечал король. - Хорошо, молодцы, я для вас  постараюсь  подольше  жить, 
а только мне то огорчительно, отчего у меня под державою не  все  так,  как  я хочу:
для чего у нас есть холодные и голодные, и отчего не  для  всех  равно все спорится и ладится?
     А бояре Доброхоту ответили:
     - Что тебе этим пустым  делом  тревожиться!  Не  прогневайся,  посмотри вокруг,
ведь оно и по всей земле повсеместно  так  -  не  у  нас  одних  все хорошее не спорится, не ладится!
     - Ну, пускай повсеместно  так,  -  отвечал  король,  -  а  мне  это  не нравится,
я хочу у себя это вывести. Учредимте пример на целый свет, чтоб от нас всем людям хорошо стало.
Я затем вас к себе и потребовал, чтобы  вы  мне скорей это дело обдумали.
Подите-ка сядьте честь  честью  в  большой  сборне вдоль лавок за стол да не спите,
поклав друг другу головы на  плечи,  и  обо всем мне до сумерек обдумайте накрепко, а сутемень придите и выложьте.
     Советчики засели совет держать и кой час поспали, а после, проснувшись, все между собою заспорили: одни  стали  говорить,  будто  всем  хорошо  было только в старину стародавнюю;
а для того и теперь будто надо опять из могилы на свет старину поднять и начать жить всем по-старинному, rак было в прошлое время, при дедах и при прадедах,  когда  будто  бы  снег  горел, 
а  соломой тушили.
А другие стояли за то, что и в ту старину стародавнюю тоже  не  всем подряд равно хорошо было; 
а что станет, мол, для всех поравней и порадостней только в будущем.
А потому не надо-де нонешним днем очень сильно  печалиться и заниматься до устали: нонче, мол, как ни прожить - это все равно, - хоть и пострадать, так не важно стать: наш народишко терпеливый, выносливый  -  ему уж не первый снег стелет головы, и ему ничего от беды не  подеется; 
а  надо нам половчей учредиться на предбудущее, чтобы в веки  веков  было  наше  имя прославлено.
     Провели в этих речах все время засветло, а в  сумерки  встали  с  мест, запахнулися и принесли сутемень свои суды к королю в терем  и  все  готовьем пред ним и выложили.
     Слушал долго король все разводы советчиков,  и  все  их  слова  ему  не понравились:
покачал он на них головой и прогнал их всех ко своим дворам  на полатях спать, а сам еще в два раза смутней закручинился,
     - Мне, - говорит, - от этого  их  совета  совсем  нет  ни  корысти,  ни  радости, и сказали они несуразное: потому что не я  дам  Богу  ответ  за  то время, когда меня не было,
и не отвечу я и за то, что  после  меня  в  свете станется. А я хочу знать, как я  сам  теперь  должен  державствовать,  чтобы сейчас всем людям стало полегостней; а вот  это-то  у  меня  как  раз  и  не
спорится, не ладится.
     И начал король один в сумерках по палате из угла в угол ходить,  и  как до угла дойдет да повернется, то вздохнет глубоко из  всей  груди,  так  что везде слыхать во всем тереме.
     Тогда подошла к нему тихо в потемочках старая его мамка,  чуждянка,  из чужих земель полоненная, и говорит ему попросту:
     - Ты чего, мое дитятко, все вздыхаешь да охаешь? Ты ведь сам виноват  - для чего ты задумал искать на бедную долю совета и разума у своих у  бояр  и советчиков. Им ведь только и дело - особиться, а до общих забот им  и  нужды нет, потому что все они только себе добра хотят, а ты повели привести к себе
старцев божьих, пустынничков, таких, которым уже свет  не  мил  и  земля  им давно опостылела. Вот ты их спроси, - им врать нечего, им уже ничего в  этом свете не надобно, - так они тебе, может быть, правду и выскажут, Королю  это слово понравилось.
     - Хорошо, - он сказал, - я тебя очень послушать рад, но только  где  же могу я таких божьих людей достать?
     А старуха отвечает:

Внешняя ссылка с продолжением http://www.stihi.ru/diary/viktiana/2011-10-25