Затворничество

Максим Крутиков
    Есть мнение, что любой прозаический текст, особенно художественный, появляется благодаря одиночеству. Может быть, но одиночество в русском языке обросло столькими смыслами, что совершенно ничего не выражает. Уединение? Ближе, но мне в этом слове видится нечто приторно-тургеневское, манерное и по-дворянски беспомощное. Этакое оправдание того, отчего господин до обеда провалялся в постели, а затем заперся в кабинете, написав за весь день две строки.
    Искомым словом оказалось "затворничество". Оно очень верно отражает суть психического состояния человека, готового написать текст или стремящегося к этому занятию. Можно бы добавить, что затворничество добровольное, но история знает разные примеры. Затворник, пишущий прозу, может и не быть одинок, он лишь на время работы по мере возможности ограждает себя от домашней суеты, по крайней мере в мыслях. Затворничество порой может и не подразумевать уединения, например, когда автор живёт в стеснённых условиях или, к примеру, привык быть центром внимания некоторой группы людей. Но и в этом случае пишущий затворник сторонится бытовой канвы жизни. Не то чтобы при этом все писатели непременно приобретали ангелические свойства и парили, не касаясь земли, речь немного о другом. Затворничество подразумевает своеобразную аскезу мыслей, сосредоточенность прежде всего на тексте и на том, что может быть связано с его написанием.
    Пожалуй, чтение художественной литературы на бумажных носителях - тоже своеобразный вариант затворничества.