Еврейство

Валентина Хоральд Байрам
  Евреи, народ не лишенный истории, памяти той истории и  всего того, что породила история жизни еврейской нации, еврейского народа. Их быт, религии, гороскопы...достойны того, чтобы ознакомиться  с этой информацией, и по желанию воспринимать и по -душевной потребности одобрять или не одобрять их мировоззрение, обычаи , верования...

"«Тот, кто хочет стать хасидом,
должен исполнять сказанное
 в трактате Авот»
Талмуд, Бава Кама 30a
   В течение сорока дней и ночей Моше Рабейну принимал от Всевышнего Тору на вершине горы Синай. Вместе с Письменной Торой, представляющей собой собственно Пятикнижие, была передана также Устная Тора — комментарий к письменному учению, который на протяжении многих поколений передавался от учителя к ученику устно, не будучи записанным. Во II веке новой эры раввин Йегуда ха-Наси понял, что в этих обстоятельствах Устному Закону грозит забвение, и решил собрать, систематизировать и записать основные его положения.
   Результатом этой работы стала Мишна — труд, состоящий из шестиКомментарий разделов и 63 трактатов. Трактаты включают в себя комментарии касательно всех сфер жизни, которые затрагивает еврейский закон: отношений в семье, праздников, ведения сельского хозяйства, гражданских законов, порядка жертвоприношений, ритуальной чистоты и других. Один из трактатов полностью посвящен еврейской этике, духовным ценностям и вопросам морали — он называется Авот, что в переводе означает буквально «Отцы».
   Летние месяцы: Пиркей Авот («главы Авот») принято изучать по шаббатам, которые приходятся на период между Песахом и Шавуотом, то есть на семь недель отсчета Омера.
   А вот состоит из шести главКомментарий, а в период между двумя праздниками мы шесть раз встречаем шаббат. Каждую субботу, как правило, после дневной молитвы Минха, мы изучаем по одной главе трактата. После Исхода из Египта для евреев наступило время духовного развития и работы над собой, направленной на то, чтобы быть достойными получить Тору в праздник Шавуот. Отсчитывая дни Омера, мы также стараемся проанализировать свои поступки, чтобы исправиться и стать лучше. Достичь этой цели нам помогает изучение трактата Авот, посвященного благочестию, смирению, доброте и морали.
   Многие евреи продолжают читать по одной главе Авот в неделю на протяжении всех летних месяцев, до наступления Рош а-Шана. В это время года люди, как правило, ведут активную жизнь, большую часть своего времени посвящают отдыху и, расслабившись больше обычного, становятся менее требовательными к себе с точки зрения следования нормам морали и соблюдения традиций. Еженедельное изучение главы из Пиркей Авот помогает укрепить силу духа и подготовиться к искушениям летних месяцев.
   Издано немало книг, где собраны комментарии к Пиркей Авот — интереснейшее чтение, заставляющее нас задуматься. Принимая во внимание тот факт, что изучение целой главы каждую неделю — задача довольно непростая, Любавичский Ребе призывает нас изучать по одному параграфу из недельной главы Пиркей Авот.
   ( Шейндл Крольu.tradition)"

   "Чудеса повсюду: «Благословенны трещины, — говорил великий актер Граучо Маркс, — ибо они дают дорогу свету». Возможно, именно эти слова Маркса вдохновили Леонарда Коэна на написание строк: «Все начинает рушиться и по швам трещать, когда свет туда попадает». Оба совершенно правы. В нашем мире полно трещин. Без них жизнь наша была бы беспросветной, жалкой и безрадостной и походила бы, скорее, на безликое, бессловесное существование. Именно трещины придают жизни особый смысл и вкус. Эти трещины мы называем чудесами. И они повсюду.
   О каких чудесах идет речь? Вы наверняка подумали сейчас о чудесах явных — явлениях, бросающихся в глаза на фоне четкого, последовательного хода событий. О тех чудесах, например, которые происходили в истории еврейского народа во время Исхода из Египта, или о тех, что совершал пророк Элиша: вода превращается в кровь, море — в сушу, мертвые оживают. Через трещины в стене прорываются мощные потоки света, идущего из высших миров, которым неведомы никакие законы природы, действующие в нашей реальности.Комментарий
   Но, как пишет рабби Моше бен НахманКомментарий (Рамбан, XIII век), эти явные чудеса не являются самоцелью. В конце концов, неужели Всевышний стал бы строить аккуратные и чистые стены только для того, чтобы затем их разрушить? Скорее, суть их заключается в том, чтобы после их свершения мы узрели чудеса в нашей собственной жизни и сказали: «Да, я признаю это. В моей жизни тоже есть место чуду».
   "Скрытые чудеса: Чудеса, случающиеся в нашем мире ежедневно, Рамбан называет скрытыми. Речь идет о ситуациях, когда все в природе продолжает свой естественный ход, следует привычной схеме действий: море остается морем, суша остается сушей, усопшие не воскрешают, — но вдруг неожиданно происходит чудо. Как правило, выглядит оно при этом вполне преднамеренным и даже вызывающим — будто, пока никто не видел, Всевышний совершил чудо, и мы теперь не можем понять, как оно случилось.
   Такова, к примеру, история Пурима или победы Маккавеев. Спросите любого израильского генерала — он непременно расскажет еще не об одном таком чуде. Все они составляют непрерывную историю выживания еврейского народа.
   Рамбан подчеркивает, что награда и наказание Небес, описанные Торой, являются, по сути, обещаниями того, что природа будет творить чудеса. «Если будете исполнять Мои заповеди… дам земле дождь в свое время…» Тучи заволокут небо, польет дождь, после которого взойдет и зацветет урожай… Но все это произойдет не в соответствии с законами природы. Скорее наоборот: все в природе продолжит свой естественный ход вследствие Б-жественного вмешательства в ее законы. Иначе говоря, произойдет чудо.
   Рамбан утверждает, что подобные скрытые чудеса случаются с каждым из нас ежедневно, причем настолько часто, что в нашей жизни не остается ничего, что происходило бы само по себе. Нам только кажется, что все происходящие с нами события имеют причинно-следственные связи, на самом же деле наша жизнь — это непрерывное поддержание вечной связи с Творцом, который находится вне причин и следствий.
   Мидраш повторяет мысль великого мудреца: «Каждый день в жизни человека случаются великие чудеса, подобные Исходу из Египта» (Танна Двей Элиягу 2). Вот почему мы трижды в день благодарим Всевышнего за «происходящие с нами ежедневно чудеса, за дивные дела и благодеяния Твои, совершающиеся ежечасно, вечером, утром и в полдень» (Молитва Амида, благословение Модим).
   Всегда и повсюду нас окружают мелкие «трещины», напоминающие тончайшие, едва различимые нити на полу, потолке и стенах. И сквозь них пробивается бесконечный свет, льющийся откуда-то из-за границ привычного нам мира.
   Трещины и отношения: Такие скрытые чудеса мы могли бы назвать «внутриприродными», поскольку они вплетаются в естественный ход событий совершенно незаметно. Впрочем, от этого они не перестают быть чудесами, поскольку не являются частью ни этой, ни какой бы то ни было другой системы — они часть взаимоотношений, а с системой отношений не бывает. Мы вступаем в отношения с живым существом, которое наделено свободой выбора, которое выбирает любовь, принимает решение давать любовь нам и ждать взаимного чувства от нас. Отношения наивысшего уровня возможны с сущностью, обладающей наивысшей степенью свободы, — с Тем, кто выбрал дать жизнь всему живому.
   Тем не менее наши отношения с Ним строятся почти всегда в этом мире. Наш мир становится игровой комнатой, в которой Он будто играет с нами в прятки, маскируя свои деяния под естественный ход событий.
   Эта гипотеза дает нам понимание того, почему подобные чудеса скрыты от нас даже больше, чем чудеса Пурима, Хануки и Шестидневной войны. В перечисленных случаях даже самый отъявленный скептик не мог не согласиться с тем, что естественный порядок вещей служил лишь прикрытием для по-настоящему сверхъестественных событий. Да, чудеса такого значения происходят и в нашей жизни, но все же не так часто, как чудеса высшего порядка, самые сокровенные и непостижимые, о которых раввины говорят: «Даже человек, спасенный чудом от беды, не понимает, какое чудо с ним только что произошло» (Талмуд, трактат Нида 31a). Всевышний управляет чудесами нашей жизни настолько искусно, что мы просто не видим Его за ними.
   Наши мудрецы приводят в качестве примеров подобных чудес истории, когда человек вставал с постели за мгновенье до появления в ней ядовитой змеи (Ялкут, Тегилим 106) или делал шаг в сторону за секунду до падения камня (Зоар 1:201b).
   Еврей открывает свое дело и молит Б-га о том, чтобы Он сделал его успешным. Неужели он полагает, что по воле Всевышнего деньги будут падать на него с Небес? Нет, он молится о том, чтобы рынок продолжал свой рост и не было недостатка в клиентах. Таким образом Всевышний дарует еврею успех и процветание. Еврей надеется, что Всевышний поможет ему, творя скрытые чудеса, поскольку Он повсеместен.
   Одинокий Б-г: В Тегилим о скрытых чудесах сказано следующее: «Того, Кто один свершает великие чудеса — на века покровительство Его!» (Тегилим 136:4). Один — потому что о них известно лишь Тому, кто их совершает.
   О них не знает никто другой, потому что никто не в состоянии постичь, что всесильный Б-г получает все, что захочет, в тесных рамках естественного порядка вещей. Этот парадокс настолько огромен и неразрешим, что не виден никому. Останется ли Он один навеки? Сможет ли кто-нибудь однажды разрешить этот парадокс?
   Пророк говорит о времени, которое еще наступит (да приблизится этот день), когда по обещанию Творца Он покажет нам «чудеса, подобные тем, что были при Исходе из Египта» (Миха 7:15). О каких чудесах идет речь? Очевидно, о тех, которые не останутся незамеченными — вот почему сказано, что Всевышний «покажет» эти чудеса, а не «совершит». Но если это чудеса, для чего нам нужно их показывать?
   По мнению Цемаха Цедека (Любавичского Ребе Менахема Мендла, 1789-1866),Комментарий причина заключается в том, что эти чудеса станут теми вспышками света, что неустанно освещают наш мир через тончайшие трещины. Это те самые трещины, которые не видны сегодня, но сквозь которые в минуты чудес на нас прольется свет. Сегодня мы называем их «удачным стечением обстоятельств» (если вообще замечаем их), но в будущем их масштаб поразит наше воображение. В сравнении с ними Исход из Египта покажется сеансом магии на вечеринке по случаю дня рождения.Комментарий
   Вот почему о временах Мошиаха Всевышний говорил так: «Чудеса, которые я сотворю для ваших детей, не будут похожи на те, что Я делал для их предков. С предками Мне помогал Небесный суд. Но для детей все чудеса Я буду делать сам» (Шмот Раба 19:7).
   Почему сам? Потому, что даже Небесный суд не мог постичь секрета «бесшумного взлома» системы, не затрагивающего хода ее работы. Это под силу лишь Творцу. В этом Его уникальность, которая была бы очевидна тому, кто смог бы ее осознать.Комментарий
   Что особенного во внутриприродных чудесах, которые Б-г должен совершить в одиночку? И если о них известно только Ему и они не влияют на законы природы, каким образом они становятся чудесами?
   Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам стоит найти ответ на другой, более фундаментальный, а именно: благодаря чему одно событие становится чудесным, а другое — естественным? Разве не Всевышний управляет всем, что происходит? Для того чтобы появились трещины, нужна стена, на которой они появятся. Но ведь для Б-га не существует никаких стен?
   Цви Фриман. Материал подготовила Шейн Крольhttp://www.jewish.ru"

   "Самая важная молитва: «Кол нидрей», молитва, произносимая в начале вечерней службы в Йом Кипур, в которой мы просим Творца об искуплении, традиционно считается одной из самых важных. При этом в еврейской литературе с трудом можно найти аргументы, объясняющие, почему появилась такая традиция. Вопрос, тем не менее, остается: почему в еврейской традиции придается такое значение этой, казалось бы, «технической» молитве?
   Некоторые считают, что эта традиция восходит к временам испанской инквизиции. Конверсос (евреи, которые под угрозой изгнания или казни принимали католицизм, но сердцем оставались верны иудаизму) на Йом Кипур собирались в тайных синагогах. Перед началом молитвы, знаменующей канун Йом Кипура, они слезно и очень эмоционально молили Всевышнего о прощении за слова и деяния, противоречащие еврейским законам. Предположительно, по этой же причине перед чтением «Кол нидрей» мы повторяем следующие слова: «В заседании трибунала небес и трибунала земли... и с разрешения святой общины мы считаем себя вправе молиться с грешниками».
   Это объяснение, конечно, выглядит романтично, однако дело в том, что молитва «Кол нидрей» появилась по меньшей мере за 500 лет до учреждения испанской инквизиции. Можно дать и гораздо более простой ответ: «Кол нидрей» — первая молитва самого святого дня в году, и поэтому мы произносим ее так проникновенно, а вовсе не по причине ее особого содержания.
   Согласно Каббале, «Кол нидрей» — не просто «техническая» процедура отказа от всех обетов и клятв. Освобождаясь от зароков, мы просим Всевышнего ответить нам добром. Если Он решил пока не даровать нам избавления или дал обет судить Свой народ еще строже в новом году, мы просим Его отказаться от всех клятв, и даровать нам счастье и избавление.
   Возможно, в этом и заключается причина важности «Кол нидрей». Желаю всем хорошего и сладкого года.
(Нафтали Зильберберг. Шейндл Кроль)"
 
 "Годовщина мира: В дни Рош а-Шана евреи всего мира устремляются в синагоги, где просят Всесильного о том, чтобы Он даровал им, их родным и всему народу Израиля мирный, счастливый и успешный год. Согласно еврейской традиции, в Рош а-Шана каждое из земных творений предстает перед Небесным Судьей, который выносит вердикт о том, какое из них будет жить, а какое нет, кому достанется богатство и успех, а кому — нищета и страдания. Все, что произойдет с нами в грядущем году, решается именно в Рош а-Шана.
   Почему вердикт выносится каждый год? Неужели вечный и бесконечный Б-г не может составить программу на чуть более значительный срок? Ведь вынесение приговоров раз в тысячу лет сэкономит массу времени и сил, не так ли?
   Рош а-Шана приурочен к шестому дню Сотворения мира, когда Всевышний создал Адама и Хаву и вдохнул в них жизнь. Значение Рош а-Шана возможно понять, изучив динамику Сотворения мира.
   Сегодня мы воспринимаем определенные вещи как данность. Например, поворачивая ручку крана в ванной, мы справедливо полагаем, что оттуда польется вода. Или, допустим, открывая дверь холодильника, ребенок в большинстве случаев ожидает увидеть на полках еду. На самом же деле, вода в кране, равно как и еда в холодильнике, не появляются сами по себе. Воду доставляют в дом через водопровод, который построили и содержат специальные службы, а родители, чтобы наполнить холодильник, должны вначале купить еду.
   Этот же принцип верен и в случае с Сотворением. На первый взгляд, наш мир возник и сформировался сам по себе. Мы предполагаем, что существующее в данный миг продолжит свое существование и мгновением позже. Но на самом деле Всевышний постоянно поддерживает жизнь нашего мира. При отсутствии постоянного потока Б-жественной энергии все сотворенное Им прекратило бы свое существование, точно как и вода перестала бы течь из крана, если бы вышла из под контроля управляющей компании.
   И время от времени, а точнее — раз в год, Всевышний теряет интерес к Своему обычному занятию — поддержанию жизни Своего творения. Мы были созданы по той причине, что Всевышний желал быть милосердным Царем. Так появились мы, Его рабы, творения, на которые Он мог излить нерастраченный запас бесконечного добра. Но накануне наступления каждого нового года, Б-г теряет к нам интерес. Он отдаляется, скрывается от нас, и нам приходится предоставить Ему достаточно доводов в пользу продолжения поддержания жизни в нашем мире.
   Дело здесь не в том, что Всевышний не умеет концентрироваться и склонен терять интерес к еще не законченным проектам. Скорее, это явление — неотъемлемая часть Б-жественного плана.
   Изначально, в момент Сотворения Всевышним мира, не существовало ничего, что стало бы причиной этого широкого жеста. С Его стороны это стало проявлением доброты в чистом виде. Тем не менее в конечном счете «доброта в чистом виде» не так уж и безыскусна. В предмете своей доброты она оставляет чувство незаслуженно полученного подарка. Вот почему Всевышний создал мир, в котором все, включая существование нас самих, становится заслуженной наградой. Мир продолжает свое существование в течение еще одного года, и происходит это потому, что мы пробуждаем желание Б-га продолжать начатое.
   Именно поэтому в Рош а-Шана, годовщину Сотворения нашего мира, у нас имеются все средства для того, чтобы обеспечить продолжение бытия. Мы приходим в синагогу и заявляем: «Властвуй всем миром в славе Своей». Мы «напоминаем» Всевышнему о Его любви к избранному Им народу, вновь провозглашаем Его Всесильным Владыкой и демонстрируем готовность служить Ему на протяжении еще одного года. Мы вызываем в Его памяти энтузиазм, с которым Он сотворил наш мир почти шесть тысяч лет назад.
   А когда, по причине присущей нам неспособности выражать глубочайшие чувства, слов не хватает, мы берем шофар — посредник, плачущая песнь которого передает немой крик и мольбу, исходящие из самой глубины наших душ: «Отец наш, Владыка Мира, Ты нужен нам, мы любим Тебя и верим, что это чувство взаимно!»
   Давайте же в грядуший Рош а-Шана соберемся в синагогах, вспомнив, что от нас зависит не только личное благополучие. На нас рассчитывает весь мир. Искренне посвятим себя Создателю, и Он обязательно ответит на наши просьбы, даровав всем нам прекрасный и содержательный год.
Нафтали Зильберберг.  Шейндл Кроль"

    "Самая важная неопределенность: Согласно популярной в Израиле шутке, любую задачу можно решить тремя способами — правильно, неправильно и по-еврейски. По сути, внимательное прочтение Торы указывает на то, что все существующее в мире относится к одной из трех сфер — добру, злу и к третьей сфере, определение для которой найти не так просто. Согласно Галахе, она называется «произвольной» (ивр. решут). В работах, посвященных Каббале и хасидизму, она упоминается как «полупроницаемая оболочка» (ивр. клипа нога) или просто «неопределенность». По существу, в этой третьей категории любая вещь — это не то, чем она является, но то, каким образом вы ее используете. Ее можно поднять на уровень святости или опустить в мир греха — в зависимости от того, что вы с ней делаете, как используете ее и даже о чем вы думаете, пока она с вами.
   Приведем пример: употребление мацы в Песах или кидуш на вино в Шаббат — это заповеди, исполнение Б-жественной воли. Когда еврей ест свинину или смешивает в одном блюде мясное с молочным он совершает авейру (нарушение Б-жественной воли). Но есть и третья, «нейтральная» сфера: самый обычный обед в будний день. Есть и еще один пример из жизни — финансовые вопросы. Жертвование денег на благотворительные цели — заповедь, воровство — грех, но есть и третий, нейтральный вид взаимодействий — покупка, продажа, заем и инвестиции, которые не подпадают ни под одну из двух категорий. В качестве примера можно взять и нашу речь: слово, связанное с изучением Торы или произнесенное в ходе молитвы, свято; сплетни и ложь — греховны, но есть и обычные разговоры, которые не относятся ни к тому, ни к другому.
   Согласно мнению хасидских мудрецов, вот это самое «неподпадение ни под одну из категорий» — самая важная часть возложенной на нас в этом мире миссии.
   Как в сфере святости, так и греха мы не вносим личный вклад в то, каким станет тот или иной поступок. Единственное, что от нас зависит — это принятие решения о том, что именно мы сделаем. Исполним ли мы заповедь или упустим возможность привнести Б-жественность в наш мир и сделать его лучше? Или же, нарушая Б-жественную волю, мы создадим в наших душах вакуум? А может, мы закалим характер и доставим удовольствие Создателю, устояв перед искушением? Заповедь и греховный поступок не зависят от того, исполним мы их или нет. Наши действия оказывают влияние только на наш внутренний мир и на состояние нашего мира, но не определяют характер поступков. Эти правила существуют вне зависимости от нас, и единственный выбор, перед которым мы стоим, заключается в том, подчинимся мы им или восстанем против них.
   Но Всевышний сотворил человека не для того, чтобы у него была своя, заранее определенная роль в продуманном космическом плане. В Его Вселенной и так достаточно пассивных участников — это растения, животные, планеты и ангелы. Б-г создал человека потому, что хотел, по выражению Талмуда, получить «партнера по сотворению мира» — кого-то, кто сможет записать правила и исполнять все пункты плана вместе с Ним.
   По словам Любавичского Ребе Менахема Мендла Шнеерсона, именно этот факт объясняет любопытный закон о плодовых деревьях, упомянутый в 10-й главе книги Ваикра. Всевышний повелел Моше Рабейну сообщить евреям, что плоды первых трех лет запрещены в пищу. Плоды, созревшие в четвертый год, следует принести в Иерусалим и съесть их там при условии полной ритуальной чистоты; а на пятый год мы можем делать с плодами все что угодно — есть, продавать, готовить из них различные блюда. Такой порядок кажется странным. Наверняка эта последовательность должна быть иной: запрет, разрешение, освящение. Но мы идем от одной крайности к другой, а затем попадаем в середину.
   На самом деле, в этой цепочке пятый год является самым святым. В сфере нейтрального в жизнь претворяется самый существенный аспект нашей жизни. В данном случае мы определяем не только свои дальнейшие действия, но и уровень значимости этих поступков. Перед нами необработанная глина творения, и Творец в ожидании наблюдает за тем, что мы сделаем с ней.
  (Янки Таубер.  Шейндл Кроль)"

«1 июня- день защиты детей.
Говорят, что в Израиле существуют "культ детей" и "культ семьи". Это похоже на правду. В еврейском государстве отсутствуют детские дома в том понимании этого слова, в котором оно используется в странах бывшего СССР, т.к. число семей, желающих усыновить ребенка, значительно превышает количество детей, нуждающихся в приемной семье. Отказываются от новорожденных в Израиле редко (около 0,1% в год), а если такое случается, ребенка, как правило, быстро усыновляют. Израильский "детский дом" является местом, где ребенок ожидает оформления необходимых документов на усыновление. Иногда малышей отправляют в семьи, где уже есть свои дети, и семья за вознаграждение присматривает за чужими детьми; школьников помещают на это время в интернат. Разумеется, в стране существуют интернаты для детей из социально неблагополучных семей и для детей-инвалидов, но, как правило, связь с семьей не прерывается, дети проводят с родственниками выходные дни и праздники. Младенцев, от которых отказались родители, в родильном отделении навещают волонтеры организации "Хибук ришон" ("Первое объятие").https://www.facebook.co

Молот Тора
 «В Дании нашли первый «молот Тора» с надписью. Находка, которая датируется X веком, может поставить точку в дискуссии о том, что именно изображали эти амулеты.
  Небольшой амулет X века – «молот Тора» – был найден недавно на датском острове Лолланн. Ранее более тысячи таких находок было сделано по всей Северной Европе, но только экземпляр из Лолланна имеет руническую надпись. 
  «Молот» был обнаружен в населённом пункте Кобелев местным «любителем детекторного поиска» Торбеном Христьянсеном (Torben Christjansen). Он сообщил о своей находке археологу Андерсу Расмуссену (Anders Rasmussen) из музея Лолланна и Фальстера.
  «Молот» отлит из бронзы и имеет следы серебра или лужения, а также остатки золотого напыления. С одной стороны он орнаментирован, с другой имеется краткая руническая надпись.
  Подвески в виде «молота Тора» обычно интерпретируются как защитные амулеты, которые носили скандинавские мужчины и женщины. «Мы часто видим, как “молоты Тора” и христианские кресты встречаются вместе, обеспечивая двойную защиту», – говорит Питер Пенц (Peter Pentz), археолог из Национального музея Дании.
  Однако многие исследователи ранее высказывали сомнения в том, что амулеты изображали молот. Некоторые говорили, что у него слишком короткая рукоять, другие указывали на то, что ударная часть «молота» была бы не симметричной.
  Новая находка может развеять эти сомнения. На «молотке» из Лолланна имеется руническая надпись, которая гласит: «Hmar x is» – «Это молот». При этом археолог отмечает, что человек, сделавший надпись, был, вероятно, неграмотным. Он пропустил одну букву в слове «молот» – правильным написанием было бы «Hamar». Кроме того, он перевернул руну S.
  Высота рун небольшая – от 3 до 7 мм. Из-за коррозии, малой величины надписи и ошибок потребовалось некоторое время, чтобы разобрать её. Исследователи говорят, что надпись мог сделать и абсолютно грамотный человек, но из-за того, что ему не хватило места, он был вынужден перевернуть одну руну и опустить другую.
  Недалеко от «молота Тора» нашли также фрагменты серебряных игл и форму для отливки фибул. Эти находки говорят о том, что неподалёку могла находиться мастерская, в которой делали украшения. В таком случае «молот Тора» мог быть сделан местными ремесленниками.
( Егор Антонов. www.nkj.ru)»