Сергий Радонежский - Защитник Земли Русской

Наталья Соснова
                8 октября православная церковь отмечала день
                памяти Преподобного Сергия Радонежского.

  Сергий Радонежский - как дорого нам это имя.

  Святой Сергий жил более 600 лет тому назад. Его чистая и святая жизнь наполняла собой почти столетие.Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел величайшей славой России.

  "При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживат правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило, - самые драгоценные вклады Преподобного Сергия в живую душу народа, в его нравственное содержание," - говорит историк Ключевской.

  В пору земной жизни Святого Сергия Русь находилась под гнетом татаро - монгольского ига. Существовали лишь отдельные островки героического сопротивления поработителям, но и те тонули в хаосе разобщенной и разрозненной Руси.

  Принявшая православие Русь забыла заветы Христа, и брат восставал на брата, сын убивал отца и жег хлеб.

  Посылались знаки и предупреждения Свыше, но народ и его правители в безумии своем решили свою судьбу и на 300 лет потеряли свободу.

  Сильно подавлен был дух народа, и пришлось Высшим Силам послать Великого Духа на подвиг земной, чтобы возгорелся огонь и воспрял народ в стране сужденной для свершений мировых.

  Вся жизнь Сергия была непрекращающимся служением Учению Христа и претворением на Земле Его плана.

  Сергий явился краеугольным камнем духа в осуществлении нового мирового исторического цикла, где Россия должна будет сыграть главную роль. Сергий явился Строителем духовной культуры русского народа, который должен будет спасти мир.

  Еще отроком любил слушать Сергий рассказы странников и богомольцев о Фаворском свете, о преображении Христа на горе Фавор перед учениками Петром, Иаковом и Иоанном.

  Фаворским светом богословы называли неземное сияние божественной Сущности Иисуса Христа.

  Фаворский свет - божественные огненные энергии. В этом и заключается великий путь: Фаворский свет (названный в "Тайной Доктрине" фохатом) преображает тело земное, создавая в нем "огненное тело", "тело славы", о котором говорил апостол Павел.

  Так и Сергий был одарен Фаворским светом, имел "тело огненное". И это сияние видели его ученики. И поэтому он мог в духе своем прозревать время и пространство.

  Это и его пророчества о будущих событиях, имногочисленные видения огненные, в том числе, видение Богородицы, и исцеление болящих, и многие чудеса явленные и сокрытые, а, главное, труд огненный на Общее Благо. Так простыми делами дня утверждал Сергий в земных условиях Мир Огненный.

  "Иже успеете услышать своего духа голос, над бездною вознесётся", - товорил Сергий. "И ушедший в леса не может услышать речь людскую, и на ложе уснувший не услышит птичек, Солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчаший на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет", - говорил Сергий, уча непрестанному труду.

  Дни его самого проходили в трудах и молитвах, обращенных к Высшему.

  Самая высшая из молитв - это непрестанное удивление Творцу и Высшим творческим Силам - больше всего наполняли его душу. Но была у него еще одна молитва. "Бог и Родина" - вот то, что двигало жизнью и судьбой Преподобного Сергия. И эта любовь дала ему возможность
так совершенно, до конца, исполнить Высшую заповедь о любви к людям.

  Весть о подвижнеческой жизни Сергия разнеслась по всей Земле Русской, и стал к нему стекаться народ, тоже желая подражать ему. Дух Сергия пробуждал дух народа. Всех встречал Сергий, видел побуждения каждого, и кто шел искать подвига - не отказывал тому, но предупреждал о нуждах, печалях и скорбях, ибо так подобает идти в Царствие Божие. Но предупреждал он и о духовной радости, которая снизой дет на претерпевших.

  Часто в его наставлениях звучит слово "радость". Она звучит и в наставлениях к труду, и в молитве, и в радости несения подвига. Не эта ли радость лежала в основе всякого действия и привлекала к нему столько сердец и в последствии сделала его Обитель
средоточием духовной культуры, опорой и прибежишем во все тяжкие минуты Земли Русской?

  Будучи основоположником нового иноческого пути, Преподобный Сергий не изменил типу русского монашества, как он сложился в Киеве еше в 11 веке, но в его облике проступает утонченность, кротость, духовная ясность, величайшая простота, не стяжательство, любовь, милосердие, сострадание, труд на Общее Благо.  Эти качества были основными чертами его духовного облика Но нигде не видим мы поощрения суровости аскезы, ношения вириг или истязания плоти, но лишь непрестанный, радостный труд, как духовный, так и физический.

  На первых порах пустынножители не руковадствовались никакими правилами и уставами, но имели перед собой лишь живой пример истинного подвижнечества в лице своего основателя.

  Но по мере роста общины Преподобный должен был ввести устав общинножительства. Он сам назначал на работы, сам строго следил за исполнением правил общинного жительства, как со стороны старших, так и со стороны младших иноков. От старших он требовал быть милостливыми и не гневливыми, младшим же братьям заповедал исполнять в точности предписанные правила и требования старших. Иерархическое начало в полной мере проводилось в его Обители, но нигде не указывалось на насилие над индивидуальностью учеников.

  Конечно, эта община далеко отстоит от общины Будды. но это был большой шаг вперед в развитии духовной культуры и дисциплины на хаотически разрозненной, устрашаюшейся набегов татар, недисциплинированной Руси 14 века.

  Много говорят о смирении Преподобного Сергия, но оно имеет другое значение, чем обычно понимают. Смирение - жить с миром, в гармонии с миром. Преподобный Сергий так и жил. Но хочется сказать о том, что он был в первую очередь строитель. "А строитель не может быть смиренником в обычном понимании этого слова. Смирение его было самоотречением, но не самоуничижением. Разве иначе мог он уявиться духовным наставником столь выдающейся паствы и создать мощную духовную твердыню?  Разве бы мог он принять ответственность перед всем народом. благословив воинство на страшный бой с вековым врагом Земли Русской?" - спрашивает Елена Ивановна Рерих.

 Он знал силу духа своего, он знал Волю Сил Высших и сам проводил эту волю на Землю. Мерилом величия духа всегда будет сознательно принятая тяжесть ответственности. И Преподобный принял эту меру и принял полную чашу. И своим примером он учил других.

  Не чурался он и политики, впервые указав власть духовную над привычным и установившимся.

  Благословив князя Дмитрия и иноков - схимников на Битву, он указал, что в любом государстве превыше всего власть духа. Уклонившись от престола митрополита, он указал, что не церковь определяет эту власть, и он стал истинным Духовным Владыкою, войдя навсегда в сердце народное. Только тот станет Отцом народным, кто более всех потрудится на Общее Благо.

  "Когда Сергий мз Радонеги уклонился от престола митрополита, когда он стремился говорить со зверями, он все же остался строить дома общежития, и он сохранил возле себя учеников". Так сказано в "Книге о жертве". Не один монастырь основан Сергием, не один десяток учеников понесли огонь от Алтаря Его по всей Руси Великой. 

  По почину сергия Радонежского пустынножитие широко распространилось в Московской Руси. В 15 и !6 веках все леса северной Руси населялись пустынножителями Преподобного. А около них быстро росли и новые обители. Они привлекали к себе население, которому было удобно и духовно радостней жить при них.

  Таким образом, они являлись истинными рассадниками жизни и просвещения, они развивали земледелие, строительство, насаждали ремесла и давали духовные устои,заложенные Сергием Радонежским: Труд на Общее Благо, нестяжательство, любовь к людям, милосердие, сострадание, устремление в будущее.

  Не один раз спасал Сергий Россию: при Дмитрии Донском, когда он вдохновил и благословил князя и народ русский на битву с Ордой; при Минине и Пожарском, когда явился к Минину во сне с указом: "Помоги Земле Русской!", и простой человек из народа, собрав ополчение и возглавив его, стал героем народным; когда в тонком теле являлся он во снах и видениях защитникам Троицкой Лавры во время осады поляками ивойсками "тушинского вора" и предупреждал о кознях и опасностях. И, наконец, как Великий Владыка Мория в 20 годах 20 века, давший миру Учение Живой Этики, и во время Великой Отечественной Войны 1941 - 45 годов, когда многие чудесные возможности помогли советским войскам и укрепили дух народа, тогда Преподобный незримо вдохнул героизм и самоотверженность в массы народные.

  И не важно, в каком теле трудился Великий Владыка, в теле Сергия Радонежского или других Учителей. Главное - это труд, труд на Общее Благо и эволюцию и бесконечная любовь и сострадание к человечеству.