Разноцветные стихи в творчестве А. Скрябина

Людмила Филатова Владимировна
Разноцветные стихи - это синестезия от Бога.
Мы часто не воспринимаем их,
но чувствуем, что они дороги.
Бывает, как приведения, боимся разноцветия -
вдруг Скрябин иль Римский-Корсаков
встретятся со сложным созвездием.

"Поэма Огня" многих в душе лишает покоя -
с музыкой творчества Скрябина
можно дойти и до жуткого Горя.
Не искушай судьбу раскрашенной синестезией!
Тонкий композитор предупреждал:
"Есть в стихах мистика и она ранима".

Разноцветные стихи? Что же это такое???
Это с вами настоящая Любовь и большое Горе.

Для тех, кто не нарушит увиденное соединение -
Горе уйдет, Любовь будет вечным творением.
Всё кругом по-новому красками засверкает,
знаменитый Иоганн Бах из ХТК завздыхает,
глухой Л.Бетховен сонатами заиграет,
"Времена года" П.И.Чайковский повспоминает,
а легкий Штраус закружит в вальсе бездонном,
и мы почувствуем - есть Мир тонко-огромный!

Вот это и будет стихотворное разноцветье,
приятное и понятное сквозь звуки тысячелетия.

Расслабьтесь! Почувствуйте полноту красок!
Мир вокруг разноцветными стихами прекрасен!
Здесь мистика и быль и во всём Мы - ГЕРОИ!
Выработаем терпение и не станем бояться Горя!

Синестезия (греч. — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.
Цветной слух -явление, при котором зрение и слух связываются воедино.
Слуховая синестезия — способность людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями.
Синестетики - люди, обладающие цветным слухом: А.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков.
Первую гипотезу о музыкально-цветовых соответствиях высказал Аристотель, за 300 лет до н. э. предположивший, что «цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

"Поэму огня" ставили в театрах  всего два раза, но и при тех выступлениях она оказалась заразой.
Музыканты подходить к "Прометею" боятся... А так хочется творчеством Скрябина поудивляться!
Но закон жизни в Мироздании строг: "Кто сыграет "Поэму Огня", тот тут же уйдет за земной порог."
У исполнителей есть желание здесь пожить! Никто не пересилит себя "Поэму Огня" воспроизводить.

Композитор Александр Скрябин так рассказывал о своих цветозвуковых ощущениях поэмы: «Начало «Прометея» мне рисуется исполняемым при погружении в лиловато-сероватый сумрак; при появлении темы Разума зала погружается в лучи яркого синего света; при начале разработки – в этой оргии резких, исступленных гармоний, живописующих «падение духа в материю», – красные волны наполняют залу, и все погружается в кровавые тона; перед кульминацией, после вступления хора, ослепительно-белый луч прорезывает тьму и заполняет всю залу торжественным лучезарным сиянием; быстрые фигурации фортепиано в конце, эти взлеты и вспышки музыки, представляются мне сопровождаемыми огненными вспышками и какими-то языками пламени».
На иллюстрации: "Тональность Скрябина"
 -06.08.2009г.- (05.10.2011г.)


А.Н.СКРЯБИН "ПРОМЕТЕЙ"   
Здравствуйте, Друг.
Сегодня нашла интересную страничку о музыкальных инструментах для детей:
"Перкуссионные трубки, колокольчики и чайм-бары системы "Цветные ноты" от Boomwhackers "
https://vk.com/boomwhacker
Вроде бы, безобидное занятие для школьников и интересное. Но меня "Цветные ноты" настораживают, т.к. у некоторых детишек может развиться музыкально-цветовая синестезия , как у Срябина и Римского-Корсакого, они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета.
Синестезия Срябина дала страшный эффект для первых исполнителей его поэмы "Прометей (Поэма огня)" — после исполнения этого произведения часть оркестра умерло на сцене. Затем долго никто не брался воспроизвести мистерию "Поэму огня".
Сейчас мы, конечно, проще относимся к цветовым музыкальным произведениям, но, все равно, нужно быть очень осторожным, если у детей развивается "цветной слух". Да и надо ли его, вообще, развивать?
Вы когда-нибудь изучали "синестезию"?

При случае, сходите на оперы Римского-Корсакого по сказкам Пушкина и попробуйте представить, как композитор, отлично от обыденных нот, составлял данное произведение. Только "играйте" с "цветными нотами" не долго (не более 5мин, потом отдыхайте).
Простите, возможно, о данных эффектах и изменениях в человеке Вы знаете.
1 ноября 2017