Две истины Пьетро Помпонацци

Философский Саксаул
               Сегодня – день рождения Пьетро Помпонацци.

               Пьетро Помпонацци (1462-1525) – итальянский философ-схоласт,
               мыслитель периода ренессансного реализма (Макиавелли, Монтень,
               Эразм Роттердамский, Шекспир). Предложил ряд философских кон-
               цепций среди которых выделяется концепция двух истин.


КОНЦЕПЦИЯ ДВУХ ИСТИН

Есть истина философии и есть истина религии, говорил Помпонацци. Истина
философии – это истина разума, а истина религии – не истина философская,
потому что религия не содержит в себе ни истины, ни лжи, она служит для
житейских нужд, ибо язык веры – это язык притч и морали. Поэтому концеп-
ция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой ис-
тина содержится только в философии. Философия, таким образом, полнос-
тью отделяется от религии, не занимающейся истиной.

И ещё о двух концепциях великого итальянца.

О БЕСКОРЫСТНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Как быть с нравственностью, если душа оказывается смертной? Оказывает-
ся, по мысли Помпонацци, нравственность не только не исчезает с приня-
тием смертности души, а наоборот, становится собственно нравственнос-
тью. Ибо нравственность, которая строится в надежде на посмертное воз-
даяние, является не нравственностью, а некоторой формой эгоизма, наде-
ждой получить за свой поступок воздаяние. Нравственность может быть
только тогда нравственной, когда она ни на что не рассчитывает. Нравст-
венность есть поступок добродетельный, направленный на самоё доброде-
тель. Поэтому вера в бессмертие души не только не утверждает нравствен-
ность, а наоборот, отрицает её.

В этих рассуждениях Помпонацци уже содержится заявка на «автономную
этику», идею которой разовьёт потом Иммануил Кант. Кстати, принципи-
ально Кант не добавит ничего нового: у него окажется, что автономная
этика, построенная на основе «чистого разума», принципиально неполна,
то есть неэтична для «практической философии» Кант предложит её авто-
ритарно достраивать, принимая догматы о боге, свободе воли и бессмер-
тии души. Но тем самым это будет означать, что его этика уже не авто-
номна, и он не вышел за пределы того круга, который очертил Пьетро
Помпонацци.

БОГ КАК ФАТУМ

Для Помпонацци является неразрешимой проблема оправдания существу-
ющего в мире зла. Он рассуждает так: бог или правит миром или не правит.
Если он не правит миром, то он не бог, а если правит, то откуда такая жес-
токость? Если бог сотворил всё и является причиной каждого поступка,
то почему за каждый конкретный греховный поступок отвечает человек,
а не действительная причина – не бог? Ведь именно бог в конце концов
склоняет человека ко греху.

Помпонацци видит следующий выход: не надо представлять себе бога как
личность, ибо тогда бог будет подобен, по выражению Помпонацци, «без-
умному отцу». Зло есть проявление противоречий в мире, а противоречия
должны существовать, чтобы был порядок, чтобы была гармония. Поэтому
зло существует для оправдания целого, оно есть необходимая часть суще-
ствующего в мире блага. Религия если и нужна, то только для обуздания
простого народа как некая форма самоутешения; для философа религиоз-
ная истина не имеет никакой ценности.


               Не думайте, други мои, что всё это кажется таким простым. Ведь
               эти слова были сказаны философом не сегодня, а на рубеже XV-
               XVI веков…

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~

Иллюстрация: Неизвестный художник
Гравюра «Пьетро Помпонацци» (XVI век)

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~

Произведение написано в рамках статьи 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими
любую религию ИЛИ НЕ ИСПОВЕДОВАТЬ НИКАКОЙ, свободно вы-
бирать, ИМЕТЬ И РАСПРОСТРАНЯТЬ религиозные и ИНЫЕ УБЕЖ-
ДЕНИЯ и действовать в соответствии с ними»