Шинель. Пантомима- фантазия по Н. В. Гоголю

Мим Олег Попов
Сценарий.
Сцена 1.
На стуле скрючившись полулежит-полусидит спящий Башмачкин. Неловкий наклон, и он падает на пол. Проснулся, поежился от холода, встал, захотел побриться. Взял со стола кружку, зачерпнул из таза воды, взял кусок мыла и намылил бороду. Стал искать зеркальце. Все облазил—нету. Что делать? Сунул руку в карман брюк—нашел! Взял тупую бритву—только обрезался несколько раз. Стал пальцами дергать оставшиеся волоски. Умылся из таза.
Подошел к столу, отогнал муху, аккуратно развернул сверток—сухарь. Взял его попробывал на зуб—камень. Взял кружку , зачерпнул воды из таза, и стал мокать сухарь в воду и есть его. Завернул остаток обратно в газету и отогнал муху. Подошел к вешалке, снял с крючка ветхую шинель. Аккуратно одел ее.
Рукава до локтей. Попробывал спереди  запахнуться—треснул шов на спине. Сунул руки в карманы—вылезли наружу. Перекрестился, открыл дверь и вышел на улицу.

Сцена 2.
Навстречу Башмачкину дворняга Тузик, ласкается и бежит за Башмачкиным.
Башмачкин ежится от холода, приветливо здоровается с господами, но они не отвечают. Протянутая рука его повисла в воздухе. Башмачкин отгоняет от себя Тузика, но тот довел Башмачкина до дверей места службы.

Сцена 3.
Башмачкин открыл дверь и вошел в большое теплое помещение. Повесил свою старую шинель на крючок. Поздоровался со всеми и прошел к своему рабочему месту( стол и стул), сел, отогрел дыханием руки , взял лист бумаги, положил перед собой, взял перо , окунул его в чернила, и стал переписывать документ. Справа( в центре) сидел чиновник, который ловил муху. А справа от него сидел чиновник, который спал. Вдруг он проснулся. Его разбудил голос стоящего господина, который протянул ему документ для копирования. Проснувшийся чиновник посмотрел документ и передал его соседу. Тот перестал ловить муху ,посмотрел на лист и отдал его Башмачкину. Башмачкин взял лист и принялся делать с него копию . Несколько секунд и готово. Отдал среднему, а тот правому, тот –господину.

Господин забрал документ и копию, вынул пачку купюр и отсчитал
чиновнику и ушел. А правый отсчитал половину и положил себе в карман, а остаток отдал среднему. Средний пересчитал деньги и положил себе в карман. А потом, вспомнил про Башмачкина, и достал из кармана копейку, и отдал Башмачкину. Тот радостный спрятал ее на груди. И принялся писать дальше. Закончив работу, он встал и подошел к вешалке и увидел , что его шинели нет на месте!? Он открыл дверь и вышел – никого. Зашел обратно, стал вытирать ноги о тряпку. Что делать? Растерянно смотрит под ноги, и вдруг видит—это же моя шинель! Поднял шинель , отряхнул ее, и бережно 
ее одевает.

Сцена 4.
Выйдя из дверей увидел Тузика, погладил его и пошел. Остановился у двери булочной. Зашел в нее, подышал на ладони , выбрал буханку хлеба, стал искать  копеечку—нету нигде. Под ногой лежала. Вышел на улицу, отломил от буханки себе и Тузику—красота!!! Пришел домой , хлеб завернул в бумагу.
Снял с себя шинель, посмотрел ее на свет—ветхая, не греет. Задумался.

Сцена 5.
Башмачкин взял свою шинель, положил ее на плечо, достал свои сбережения и пошел к соседу-портному, постучался в дверь , ему открыли, он вошел, поздоровался, снял с плеча шинель и дал ее портному. Портной посмотрел ее, скомкал ее и бросил в угол. Башмачкин поднял ее и отряхнул, и протянул деньги портному. Тот взял деньги, стал снимать мерку с Башмачкина , после этого ушел к себе. А Башмачкин грустный стал ждать .

Сцена 6.
Башмачкин задремал, его будят, он открывает глаза и видит соседа с новой шинелью!!! Никак не поймет—моя!? Отложил старую шинель в сторону, а взял новую, аккуратно одевает ее, рукава как раз, высокий воротник, длинная, а теплая!!! Все любуется ей, и трясет руку соседу, так растрогался , что даже слезу пропустил. Попрощался и ушел.

Сцена 7.
Башмачкин открыл дверь и пошел по улице. Тузик не подходит. Все с ним  здороваются, некоторые  даже за ручку.

Сцена 8.
Открыл дверь и зашел вовнутрь.(Служба).Со всеми поздоровался, с достоинством повесил новую шинель на крючок,и тихо прошел к своему столу. Стал переписывать документы. Тут средний чиновник дал ему приглашение на вечеринку, сегодня, пожал ему руку. Башмачкин с замиранием сердца нюхает аромат приглашения, в который раз читает приглашение. Продолжил писать копии, но тут ему сказали, чтобы он кончал работу. Он неспеша , с удовольствием одевает свою шинель, и как бы наполняется достоинством и благородством. Открыл дверь и вышел на улицу.

Сцена 9.
Башмачкин ищет в закоулках дом , где вечеринка. Отчаялся , а дом оказался рядом. Постучал в дверь, ему открыли , он протянул приглашение, и его впустили. Он снимает свою шинель, и вешает среди других. Он робко входит в залу, со всеми здоровается. Его приглашают за стол, и он садится. Поднимают тост, все чокаются и пьют, едят. Тост, пьют и едят… Пьяный Башмачкин встал и сказал тост—за всех! И выпил до дна. Сел и задремал. Его разбудил сосед и сказал ,что пора идти до дому. Он оделся и попрощавшись со всеми открыл дверь и ушел.

Сцена 10.
Как хорошо на улице!!! Ах, какие люди!!! А все – ты, моя шинель!!! И стал гладить и целовать свою шинель. Но тут навстречу вышел один, справа—другой, слева—третий, сзади—четвертый. Ударили по голове, и он осел на снег… Очнулся от холода, весь сжурился, голова гудит. Нет шинели!? Стал искать полицейского, нашел, стал обьяснять , что у него отобрали шинель грабители, вон за тем домом! Полицейский покрутил усы и  отвернулся . Башмачкин встал перед ним на колени, но полицейский отвернулся.

Сцена 11.
Раздетый Башмачкин еле добрел до своего дома, весь промерз, ходит по комнате и никак не может согреться—ах, какое горе, какое горе!!!
Башмачкин встал на колени и стал молиться, усердно и страстно. Помолившись сел на стул—с сердцем плохо. Выпил из кружки воды, встал и снова сел – нет сил. Вдруг застыл, и упал со стула на пол. Недвижим.

Сцена 12.
В дверь к Башмачкину стучит полицейский( крутит усы). Никто не открывает. Снова стучит. Тишина. Открывает дверь, входит, осматривается, и вдруг видит мертвого Башмачкина—снял шапку и перекрестился, достал из запазухи найденную шинель, тряхнул ее чтобы расправить, и накрыл ею покойника. Опять перекрестился и ушел.

                Финал.