ВСПОМНИМ ВМЕСТЕ
Первым шелестом чуть пожелтевшей листвы, полыханием гроздьев
рябины, посвежевшим ветерком и ярким, но уже негорячим солнцем,
паутинкой едва заметных заморозков по ночам и трелями первого школь-
ного звонка к нам приходит осень.
Меня охватывает трепетное ощущение своей сопричастности этой красоте.
Я вижу улыбающиеся лица детворы, цветы, цветы - море цветов...
Горло перехватывает, я едва сдерживаю слезы. Я "болею школой", потому
что верой и правдой служила ей, будучи учителем по призвапнию, и еще
потому, что свои первые учительские шаги сделала в той школе, которую
окончила сама... Судьба!
Какая прекрасная атмосфера окружала нас с детства здесь. Мир доброты
сердечности мы впитывали в себя, закладывая основы высокой нравствен-
ности личности. Не приходило в голову лгать, изворачиваться, хамить или
прогуливать уроки. Мы любили учиться, мы хотели учиться. А рядом всегда -
наши учителя с желанием помочь, облегчить, заинтересовать, посовето-
вать Мудрые, понимающие, любимые.
В любое лихолетье - рядом,
Все вместе - этим и сильны.
Мы каждой встрече с ними рады,
Ведь нам так дороги они.
А также каждому, кто связан
Был с ними школьною судьбой,
Сливался с мудростью их сразу,
Как ручеек с большой рекой...
Да, река жизни вынесла и меня к заветному берегу - порогу моей
родной школы. Я теперь учительница литературы и русского языка!!!
Взглянула на своих бывших учителей глазами коллеги. Поняла, как
богат и многогранен их духовный мир и как многое я должна постигнуть,
чтобы быть "на уровне". Поражала их великая работоспособность и, про-
стите, жертвенность во имя любви к детям. Среди моих коллег не было
незаметных учителей, каждый из них был талантлив, самобытен -
уникален. В коллективе стыдно было "не прочитать", "не посмотреть",
"не услышать", "не сходить". Стыдно было не следить за собой, быть
наспех одетой или причесанной. Мы были не только учительницы, но и
женщины. По-отечески нас как-то оберегал наш милый директор
Михаил Савельевич. Случалось, когда мы изматывались в конце
четверти отчетами, собраниями, совещаниями, он устраивал своеоб-
разную разгрузку - организовывал посещение ресторана, где мы
могли сменить обстановку, отдохнуть, потанцевать - прийти в себя.
Перед родительским собранием нас раньше отпускали домой, чтомы
привести себя в порядок и отдышаться перед встречей со многими
людьми. Это мелочи жизни. Но на душе становилоост теплее, все
острее ощущалось, что школв наш теплый и добрый второй дом.
Жизнь в школе не замирала после уроков. Она принимала другие
формы. Физики и лирики находили себя и в Клубе математиков, в Мире
физики, в кружке современного танца и, конечно, в театре "Горизонт".
Театралами все были отчаянными: играли роли, шили костюмы, строили
декорации, оформляли сцену, радиофицировали зал. Здесь на помощь
приходили уроки труда, рисования, физики - все делалось своими руками,
заняты были все. Сам спектакль как отчет, как итог большого дела
школы. А плотом гастроли в сельскую школу в Клопицах, в соседние школы,
к больным детям ортопедического института имени проф. Турнера.
Я очень волнуюсь, воспоминания теснятся в душе, требуя выхода.
Не могу пройти мимо любви к искусству вообще, к литературе особенно..
Это было время, когда "болели" поэзией.
Пускай мы валюты не знали,
Но мы поклонялись музам,
Когда подходили в зале,
К полотнам Ренато Гутузо.
Поэтам сердца отдавали,
За ними шли в жизнь, как в бой,
Мы вместе с нитми мечтали,
Гордились своей судьбой.
Они открывали дороги,
Никем доселе невиданные,
Они были больше, чем боги,
Они были больше, чем идолы...
"Братская ГЭС" Е. Евтушенко, "Письмр в тридцатый век" Р.Рождествен-
ского, "Оза" А.Вознесенского - настольные книги старшеклассников тех
лет. Спорили, обсуждали, цитировали и ... строили по ним свои жизни.
Литературой вообще увлекались очень. Заключительные уроки после
изучения творчества почти каждого писателя заканчивались литературно-
музыкальными композициями, которые готовились самостоятельно, уроками
типа прповедения силами учеников экскурсии в Пушкинском доме АН.
Запомнился мне заключительный урок по Пушкину на месте дуэли поэта
на Черной речке. Живые цветы - к памятнику, чтение любимых стихов
и хороший разговор о том, какую роль в жизни каждого играет поэзия.
Вспоминаются и занятия в Эрмитаже по изучению шедевров мировой
живописи. 122 группа моих учеников два года посещала эти занятия.
Был такой случай: в Эрмитаже открылась выставка творчества Ренато
Гутузо. Официальных экскурсий не проводилось. Художник сложный.
Ученик 10 класса Миша Дмитренко стал объяснять посетителям, как по-
нять написанное. Собралась толпа. Миша повел экскурсию.
Я улыбаюсь, вспомнив, как эти же ребята написали в Комитет по присуж-
дениям Ленинских премий ходатайство о присуждении премии новой опере
композитора Дзержинского "Судьба человека". Класс был вызван во
Дворец работников искусств на Невском проспекте на заседание предста-
вителей музыкального искусства, где дали слово и им, моим милым деся-
тиклассникам.
Перелистываю листочки памяти, как листочки календаря. Все, о чем
я вспомнила сейчас - это маленькая толика большого дела, которое
называлось школьной жизнью. Она была прекрасной.