Вспомним вместе

Нонна Ильенкова
 ВСПОМНИМ ВМЕСТЕ
    Первым шелестом чуть пожелтевшей листвы, полыханием гроздьев
 рябины, посвежевшим ветерком и ярким, но уже негорячим  солнцем,
 паутинкой едва заметных заморозков по ночам и трелями первого школь-
 ного звонка к нам приходит осень.
    Меня охватывает трепетное ощущение своей сопричастности этой красоте.
 Я вижу улыбающиеся лица детворы, цветы, цветы - море цветов...
 Горло перехватывает, я едва сдерживаю слезы. Я "болею школой", потому
 что верой и правдой служила ей, будучи учителем по призвапнию, и еще
 потому, что свои первые учительские шаги сделала в той школе, которую
 окончила сама... Судьба!
   Какая прекрасная атмосфера окружала нас с детства здесь. Мир доброты
 сердечности мы впитывали в себя, закладывая основы высокой нравствен-
 ности личности. Не приходило в голову лгать, изворачиваться, хамить или
 прогуливать уроки. Мы любили учиться, мы хотели учиться. А рядом всегда -
 наши учителя с желанием помочь, облегчить, заинтересовать, посовето-
 вать Мудрые, понимающие, любимые.
                В любое лихолетье - рядом,
                Все вместе - этим и сильны.
                Мы каждой встрече с ними рады,
                Ведь нам так дороги они.
                А также каждому, кто связан
                Был с ними школьною судьбой,
                Сливался с мудростью их сразу,
                Как ручеек с большой рекой...
   Да, река жизни вынесла и меня к заветному берегу - порогу моей
 родной школы.  Я теперь учительница литературы и русского языка!!!
 Взглянула на своих бывших учителей глазами коллеги. Поняла, как
 богат и многогранен их духовный мир и как многое я должна постигнуть,
 чтобы быть "на уровне". Поражала их великая работоспособность и,  про-
 стите, жертвенность во имя любви к детям. Среди моих коллег не было
  незаметных учителей, каждый из них был талантлив, самобытен -
 уникален. В коллективе стыдно было "не прочитать", "не посмотреть",
 "не услышать", "не сходить". Стыдно было не следить за собой, быть
 наспех одетой или причесанной. Мы были не только учительницы, но и
 женщины. По-отечески нас как-то оберегал наш  милый директор
 Михаил Савельевич. Случалось, когда мы изматывались в конце
 четверти отчетами, собраниями, совещаниями, он устраивал своеоб-
 разную разгрузку - организовывал посещение ресторана, где мы
 могли сменить обстановку, отдохнуть, потанцевать - прийти в себя.
 Перед родительским собранием нас раньше отпускали домой, чтомы
 привести себя в порядок и отдышаться перед встречей со многими
 людьми. Это мелочи жизни. Но на душе становилоост теплее, все
 острее ощущалось, что школв наш теплый и добрый второй дом.
    Жизнь в школе не замирала после уроков. Она принимала другие
 формы. Физики и лирики находили себя  и в Клубе математиков, в Мире
 физики, в кружке современного танца и, конечно, в театре "Горизонт".
 Театралами все были отчаянными: играли роли, шили костюмы, строили
 декорации, оформляли сцену, радиофицировали зал. Здесь на помощь
 приходили уроки труда, рисования, физики - все делалось своими руками,
 заняты были все. Сам спектакль как отчет, как итог большого  дела
 школы. А плотом гастроли в сельскую школу в Клопицах, в соседние школы,
 к больным детям ортопедического института имени проф. Турнера.
    Я очень волнуюсь, воспоминания теснятся в душе, требуя выхода.
 Не могу  пройти мимо любви к искусству вообще, к литературе особенно..
 Это было время, когда "болели" поэзией.
                Пускай мы валюты не знали,
                Но мы поклонялись музам,
                Когда подходили в зале,
                К полотнам Ренато Гутузо.
                Поэтам сердца отдавали,
                За ними шли в жизнь, как в бой,
                Мы вместе с нитми мечтали,
                Гордились своей судьбой.
                Они открывали дороги,
                Никем доселе невиданные,
                Они были больше, чем боги,
                Они были больше, чем идолы...
   "Братская ГЭС" Е. Евтушенко, "Письмр в тридцатый век" Р.Рождествен-
 ского, "Оза" А.Вознесенского - настольные книги старшеклассников тех
 лет. Спорили, обсуждали, цитировали и ... строили по ним свои жизни.
    Литературой вообще увлекались очень. Заключительные уроки после
 изучения творчества почти каждого писателя заканчивались литературно-
 музыкальными композициями,  которые готовились самостоятельно, уроками
 типа прповедения силами учеников экскурсии в Пушкинском доме АН.
 Запомнился мне заключительный урок по Пушкину на месте дуэли поэта
 на Черной речке. Живые цветы - к памятнику, чтение любимых стихов
 и хороший разговор о том, какую роль в жизни каждого играет поэзия.
    Вспоминаются и занятия в Эрмитаже по изучению  шедевров мировой
 живописи. 122 группа моих учеников два года посещала  эти занятия.
 Был такой случай: в Эрмитаже  открылась выставка творчества Ренато
 Гутузо. Официальных экскурсий не проводилось. Художник сложный.
 Ученик 10 класса Миша Дмитренко стал объяснять посетителям, как по-
  нять написанное. Собралась толпа. Миша повел экскурсию.
 Я улыбаюсь, вспомнив, как эти же ребята написали в Комитет по присуж-
 дениям Ленинских премий ходатайство о присуждении премии новой опере
 композитора Дзержинского "Судьба человека". Класс был вызван  во
 Дворец работников искусств на Невском проспекте на заседание предста-
 вителей музыкального искусства, где дали слово и им, моим милым деся-
 тиклассникам.
      Перелистываю листочки памяти, как листочки календаря. Все, о чем
 я вспомнила сейчас - это маленькая толика большого  дела, которое
 называлось школьной жизнью. Она была прекрасной.