Как сочинить пантомиму

Мим Олег Попов
       Суть драматической сцены—«поединок».


1. Сначала берется тема. Например: медицина.
2. Берется типичный конфликт в этой теме(проблема) Например: высокая плата за медицинские услуги для малообеспеченных.
3. Далее берется типичный персонаж и помещается в типичную ситуацию. Персонаж олицетворяет собой слой общества, его интересы, чаяния и надежды, социальный статус, положение.
4. Определяется хотение персонажа и его сквозное действие (стремление). Например: получить помощь.
5. Тут же предлагаются противодействия( хотения медиков и их стремления). Например: высокие расценки медпомощи.
6. Столкновение различных хотений ( интересов) – это конфликт (социальный, моральный). Например: медработник отказывается оказывать неотложную медицинскую помощь бесплатно.
7. Пишется история развития этого конфликта, в развязке – идея. Сюжет включает в себя : экспозицию, завязку, развитие, кульминацию( перелом), развязку, финал. Завязка, перелом и развязка – события. Например: один пенсионер почувствовал себя плохо и вызвал врача на дом. Врач пришел, обследовал пациента выписал рецепты на лекарства, но цены бешеные, пациент загрустил. Врач предложил свои лекарства-- они дешевле. Но и по такой цене дорого. Тогда врач подошел к телефону и с кем-то заговорил, а пенсионер незаметно сунул себе в карман три лекарства из дипломата врача. Врач закончил разговор по телефону и стал собираться, но заметил пропажу. Стал смотреть вокруг—нет нигде, остается больной. Больной не сознается, но врач нашел в его кармане лекарства, пригрозил и собрался уходить, но больной стал его просить эти лекарства ему оставить, и даже… встал перед врачом на колени. Но врач неумалим и уходит. Пенсионер стоит на коленях и простирает свои руки к богу. Стоп-кадр финала. Хотя, я считаю, что должно в итоге победить добро, чтобы у зрителя не было чувства безысходности. Додумайте сами добрый финал.

Построение эпизода.

Пантомима состоит из последовательных эпизодов. Эпизод строится по тем же правилам, что и пантомима в целом: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Пример: возьмем эпизод с воровством пенсионера лекарств (из приведенной пантомимы). Врач отвернулся и говорит по телефону, а пенсионеру так нужны лекарства, лежащие в дипломате врача! И пенсионер в отчаянии. Но вдруг ему пришла шальная мысль : а что если стибрить? И он осторожно!…достал пузырьки с таблетками и незаметно сунул их себе в карман. Сел словно ничего не произошло.ДС. Следующий эпизод. А врач кончил говорить по телефону и стал собираться, открыл дипломат и посмотрел—ничего не забыл. И вдруг заметил пропажу, стал искать вокруг—нигде нет, остается больной: а ну отдавай! Пенсионер не сознается.ДС. Тогда врач сам достал из его кармана пузырьки, пригрозил больному пенсионеру и собрался уходить.

Комический эпизод.
Что смешно зрителю? Зритель смеется над неудачами себе подобного, попадающего в типичные дурацкие ситуации. Зритель узнает в персонаже себя, ситуации очень знакомые ему по жизни.
Персонаж и его цель.
Сквозное действие персонажа.
Препятствие—завязка (типичная).
Борьба—развитие.
Кульминация—перелом действия.
Развязка—финальная точка.
Содержание сцены драмы—«поединок».
 
Пример комических эпизодов:
Персонаж захотел поесть и пришел на кухню, чтобы сделать себе бутерброд.—цель и сквозное действие. Холодильник не открывается… наконец , открылся после суммы усилий.
Персонаж открыл холодильник и стал выбирать что не испортилось нюханием. Все плохо пахнет!…ДС. Наконец нашел пачку масла, вроде бы терпимо. Закрыл холодильник… с третьего раза и палец прищемил дверцей холодильника. Осторожно!!! Закрыл…дверь.
 Положил масло на стол , сам сел на стул. Стул оказался мокрый, пришлось встать и вытереть стул. Сел и проверяет попой. ДС.
Сел опять, взял нож и хлеб, и стал резать хлеб—нож не режет,ДС, тупой. Взял точильный камень и стал точить нож. Попробовал пальцем и… обрезался. Облизывает палец.
Персонаж берет буханку хлеба и отрезает кусок острым ножом, берет пачку слегка пахнущего масла и аккуратно мажет масло на хлеб. Готово, но тут подлетела муха и села на бутерброд. Персонаж смахнул муху и задел за бутерброд, и бутерброд упал маслом вниз!
 Какое невезение! Персонаж поднимает бутерброд, снимает с него волоски, пылинки,ДС, вновь размазывает масло по хлебу.
Наконец, персонаж кусает бутерброд, жует его и вдруг поперхнулся и закашлялся. Да так сильно закашлялся , что сполз со стула.ДС. Вспомнил про воду и выпил стакан воды, и прошло.
Суть происходящего в комическом эпизоде—неудачи, преследующие персонажа , в которых он оказывается, ведомый своей целью. Дурацкие ситуации (ДС), в которых оказывается персонаж—причина смеха зрителя, и чем дольше персонаж находится  в ДС, тем дольше и больше смех. Но что значит—дурацкая ситуация? Я думаю, что это ситуация , в которой человек чувствует себя глупо, и в которой он выглядит дураком или идиотом, и в которой ему некомфортно, но он ничего не может изменить. Пример: мужчина ждет с цветами женщину, которая почему-то никак не приходит на свидание.
Ткань пантомимы—действия и оценки(переживания) мима, идущие друг за другом. Мим оценивает ситуацию и действует согласно своей цели .

                Дурацкая ситуация.

Искусство комедии имеет свои традиции и свои секреты. Как заставить людей, обремененных жизненными проблемами, хохотать, забыв про все на свете, почувствовать воздух свободы, и вновь поверить в свою мечту? Новичок на работе всегда вызывает интерес, а его действия и поведение вызывают смех у опытных рабочих своей неуклюжестью и неопытностью—неумехой.
Что значит «глупо выглядеть»? Что значит «как дурак»? Дурак ничего не может сделать правильно, т. е. как надо, как все делают.
Значит дурак—неумеха. Соответственно, любое дело он загубит, и всюду его ждут одни неудачи и препятствия. Так хочется посмотреть на комика и посмеяться от души. Ведь комик не просто смешит на пустом месте, нет. Местом действия, полигоном для смеха является наша с вами жизнь. Не комик несовершенен и смешон, а мы с вами и наша жизнь. Комик провозглашает наши идеи и чувства; то, что мы прячем—о том он кричит. И за это мы любим комиков: они наивны и доверчивы ,как дети ; их поведение непосредственно и естественно; они не лгут, когда что- то делают или говорят. Поэтому, берем комика и помещаем его в конкретную жизненную ситуацию. И процесс пошел. Комик ,по сути, детское сознание, и он попадает во все «капканы» современного мира: он верит газетам, рекламе, обещаниям политиков, красивым женщинам, милиции-полиции… По –хорошему, комик—это глас народа или даже сам народ, со своими чаяниями и надеждами, планами, радостями и огорчениями, мечтами и терпением… Наивность—вот черта нашего народа, благодаря ей мы постоянно в дурацкой ситуации. Дурацкая ситуация—растерянность в результате неудачного действия.


                Комическая ситуация.

Что такое комическая ситуация и что значит «смешить народ». Комическая ситуация часто щекотливая ситуация, в которой персонаж пытается выглядеть невозмутимо, и эти попытки его вызывают смех зрителя. Однозначно, смех вызывают персонажи, которым катастрофически не везет и которые не вылазят из злоключений. Назваться кем-то , но не соответствовать ему—вот чем можно рассмешить народ. Пример: шут одевает на себя корону короля и начинает изображать короля, а король невольно подглядывает за ним, и укатывается от смеха. Наконец шут хлопает три раза в ладоши, но вместо слуги входит сам король. Комическая ситуация: шут медленно из великана превращается в лилипута, также медленно снимает корону и кладет ее на трон, в поклоне подобострастно отходит назад. Король садится на трон и зовет к себе шута. Комическая ситуация: шут в срахе ползет к трону. Король смотрит на шута…и достает из кармана золотой , и бросает его шуту. Шут хватает золотой и прячет его за пазухой, кланяется и уходит. А король снял корону и принялся ее оттирать от шута. Одел корону на свою голову и важно уходит.
Итак, щекотливость ситуации делает ее комической.
Зритель смеется не столько над тем, что делает персонаж, сколько над тем , с каким чувством действует персонаж. Поэтому зритель смеется над переживаниями персонажа, так как в переживаниях персонаж раскрывается таким, каков он есть: смешным. А смешной он потому , что наивный и простой, т.е. глупый недотепа.
Итак, комическая пантомима состоит из последовательности комических эпизодов.
А теперь пример пантомимы-зеркала, в которой народ может увидеть себя. Пантомима называется :
                О коммунальных платежах.

Мим стоит лицом к зрителю, открывает слева дверцу почтового ящика и достает из него бумажку, разворачивает ее и читает… удивлен, кладет ее в карман, вздохнул тяжело, развел руками: что тут сделаешь? И затянул ремень на брюках.
Мим повернулся вокруг своей оси, опять открыл почтовый ящик и достал квитанцию, читает…опять удивление на лице…задумчиво кладет листок в карман…тяжело вздохнул, развел руками…затянул ремень на брюках.
Мим повернулся вокруг своей оси, открыл ящик, достал квитанцию, читает, опять удивление…рассеянно кладет листок в карман, тяжело вздохнул: ну что тут сделаешь? Развел руками и еще затянул ремень.
Мим повернулся вокруг своей оси, открыл ящик, достал , читает… удивлен, челюсть отвисла—никак не закроется… смял квиток и выбросил, тяжело вздохнул: а что тут сделаешь? Развел руками , вытащил ремень из брюк, обмотал им шею и повесился. Финал.


                Драма в пантомиме.

Содержание драмы—поединок.
Экспозиция обрисовывает противоборствующие силы.
Завязка—столкновение противоборствующих сил.
Развитие—противоборство с нарастающим напряжением.
Кульминация—вершина напряжения противоборства.
Перелом в противоборстве, развязка противоборства.
Возьмем пример: «Сон Президента».
Президент  крестится перед храмом, открывает дверь и входит внутрь. Президент покупает свечку и идет к иконе, ставит свечку, зажигает ее, крестится и покорно склоняет голову. Стоит.
Вдруг он повернулся к кому-то—нищий просит подаяния. Отогнал от себя… Достал монетку и дал нищему, прекрестился и опять голову опустил—молится.
Вдруг слева другой нищий просит подаяния…Отогнал… Достал монету и дал ему, перекрестился и снова молится.
Спереди ребенок просит –не дал ему монету, но погрозил пальцем, но тут нищие со всех сторон стали тянуть свои руки и он испугался…стал раздавать всем по монете…, но монеты кончилось и он перекрестился и стал продираться сквозь толпу нищих…Думал, что никогда не выберется…заблудился в толпе нищих… Его окружили…Взмолился богу в отчаянии!…Встал на колени!...молится усердно…замер лбом в пол .
Его толкает смотритель—храм закрывается…оглянулся – все давно разошлись, еле выбрался из храма помятый, перекрестился перед храмом и сел просить подаяние . Ребенок ему и подал.
Опять комедия получилась. Комический эпизод—эпизод, вызывающий смех зрителя.
Сочинение драмы начинается с вопроса: с кем эта драма произошла или могла произойти ? Т.е. с определения персонажа. К тому, же эта драма знаковая для данного персонажа, она превернула всю его прежнюю жизнь. После нее пресонаж как бы поднялся на новый уровень мировосприятия. На его небе зажглась новая звезда, в этот момент в персонаже умерло какое-то старое существо, а на его месте родилось новое. Такое действие оказала на персонажа драма в его жизни. Переосмысление всей своей жизни, переворот в сознании, внутреннее перерождение персонажа, новая цель в жизни, новая мотивация поступков и новые поступки нового персонажа. Перерождение персонажа. Через катарсис—очищение и освобождение души на пике переживаний(в кульминации), и облегчение в развязке. И еще важно помнить о том , что драматическая сцена—поединок. Значит, персонаж должен в этом поединке выложиться полностью, по всей программе, должен исчерпать все свои силы, очиститься от себя прошлого, чтобы обрести новое право на жизнь. Пример «Сон президента» рассказывает о конкретном персонаже и о той драме, которую он пережил во сне (как наяву!) Понятно, что такое впечатление сохранится надолго, и заметно изменит персонажа и внутренне и внешне, окружение его заметят его перемену и в его поведении, и в общении, и в работе. Очень важно, что «поединок» обнажает персонажа, выставляя его в исподнем на всеобщее обозрение, в его мелочности , жадности, трусости, зазнайстве, во всем том, что он срывал от людей за маской уверенности, приветливости, солидности и важности. Именно так действует драма на персонажа. И, как говорится, все, что бог ни делает—все к лучшему. Фактически драма ставит всех и все на свои места. Значит, началом драматического сюжета будет неустойчивость персонажа по сути, несмотря на внешнюю стабильность и устойчивость. Завязкой будет проверка на прочность в тонком месте(где тонко, там рвется). Обнаружение тонкого места затрагивает глубинные основы персонажа, делает его беспомощным и раскрытым пред лицом того испытания, которое выпало на долю персонажа. В развитии персонаж использует все известные ему способы борьбы, стремясь сохранить старое положение вещей, бывшее до завязки, но контрдействие натягивает тонкую нить до максимума и она рвется… а с ней рушится весь мир  персонажа, погребая под своими руинами мечты  и всю жизнь персонажа; когда-то исполин, а сейчас—жертва. Я так думаю, что драма всегда происходит неожиданно, как гром среди ясного неба, и приходит не с той стороны откуда можно было ожидать.
Пантомиму следует сочинять для домашнего просмотра с прицелом на большой зал, опробировать пантомиму лучше в узком кругу близких людей с возможностью обсуждения.
Главное в миниатюре после ее мысли это возможность драматизировать действие игрой актера: палитра настроений и мыслей, чувства и переживания, ситуации и поступки.
Темы для миниатюр-пантомим следует брать из жизни зрителя, персонаж должен выражать мысли и чувства зрителя, фактически, зритель должен узнавать себя в персонаже
Задача режиссера—дать актеру поле для его игры: оценки, реакции, поступки, паузы, действия с психической окраской и т.д.
Нужно всматриваться в жизнь, показывать повседневность , чтобы зритель понимал происходящее на сцене, и сопереживал ему.
Вот пример: мужик у себя дома захотел выпить .
Пришел на кухню , потирая руки открыл холодильник и достал бутылку столичной водки. Поставил бутылку на стол , достал стакан, открывает бутылку, наливает водку в стакан. Налил, взял стакан, приготовился пить, стоп!—зазвонил телефон, отставил стакан, взял трубку, слушает—ошиблись адресом. Снова берет стакан, готовится выпить, стоп!—опять по телефону, опять ошиблись. Снова стакан в руке, выдох, стоп!—звонят в дверь, пошел и открыл дверь—перепутали с соседями. Новая попытка выпить, но опять звонок в дверь—свидетели Иеговы. Опять звонок в дверь—мальчик просит подаяния. Снова звонок—подкинули котенка, взял на руки котенка.
Снова в руке стакан, но пить не торопится, прислушивается, и… осторжно с паузами подносит стакан ко рту—стоп! Замер на несколько секунд,… и резко запрокинул стакан выпив залпом водку, громко поставил стан на стол—счастливый расслабился!!!
Вот еще пример: в парфюмерном магазинчике.
Персонаж открывает дверь и входит в парфюмерный магазинчик. От запахов закружилась голова, подошел к прилавку, весь его просмотрел и поздоровался с продавцом, просит показать те духи, повертел в руках, отвинтил пробку, нюхает и балдеет, закрывает духи, дороговато… Еще трое духов понюхал: у всех разные пузырьки,пузыречки,…и разный аромат…, но одна беда—дороговато. Наконец, увидел пузырек-- дешевый одеколон , отдал деньги, получил пузырек, отошел в сторону, отвинтил пробку и… запрокинул голову и вылил одеколон себе в рот!!!... Пьяный пошел пошатываясь прочь.
Задача мима как драматурга: зорко всматриваться в повседневную жизнь, находя в ней различные грани человеческой жизни: радости и огорчения, мечту и реальность, желаемое и действитиельное, веру, надежду и любовь, взлеты и падения, философию, героику, романтику, лирику и пафос, и эпос, юмор, сатиру, абсурд, парадокс,
драму, трагедию и комедию… В нашей жизни есть все , и даже больше, нужно только научиться все это видеть, замечать, подбирать с земли, приносить в свою мастерскую , очищать от лишнего, оставлять главное, и уже в готовом виде  показывать людям .
Драматург должен уметь увидеть конфлит в повседневности, должен  стремиться сценически его разрешить в пользу справедливости и добра, и так повлиять на жизнь людей. Ведь сверхзадача драматурга и его творения – изменить мир к лучшему.
Под этой сверхзадачей подписались и режиссер ,и актер-мим. Остается убедить подписаться зрителя.
Еще пример: муж с женой сидели в своей маленькой комнате и читали книжки, когда по телефону позвонили. Трубку взял муж—звонила его бывшая супруга, с которой не было никакой связи кроме сына , живущего с ней. Жена прислушалась к телефонному разговору и все поняла, стала ревновать: захотела вырвать телефон из рук мужа, муж не отдает телефон, жена впала в истерику, стала бить посуду об пол, полезла на мужа с кулаками. Кончилось рыданиями на кровати. Муж смотрел на нее и тихо ждал когда она успокоится, и курил. А что тут еще сделаешь?—вот такая зарисовка.
А потом, когда прошло время, стихла первая волна ревности жены, и муж тоже вроде успокоился, стала нарастать вторая волна, муж вышел из комнаты на кухню, чтобы не дать этой волне накрыть его с головой. А жена, захваченная своими фантазиями, стала метаться по тесной комнате, и ждала с нетерпением мужа, чтобы вылить на него новое, собравшееся у нее на душе. В конце концов, она не дождалась прихода мужа и сама пошла к нему. Муж неспеша ставил чайник на плиту. Действие продолжилось на кухне, и муж из кухни ушел обратно в комнату, чтобы не ввязываться в перепалку с женой.—Отвратительная ситуация: обьясняться с ревнивой женой.
Сочинение пантомимы начинается с создания образа персонажа, с определения его отношения к себе и к миру, как следствие этого отношения—действие, поведение, поступки. В лице персонажа мы видим определенное отношение к жизни, к людям…жизненное кредо, свою философию. А столкновение персонажей—это столкновение разных мировоззрений, разных философий, разных отношений к жизни и к людям. Ведь поражение или победу празднует мировоззрение—это символично.
Пантомима должна быть злободневной, типичной (узнаваемой), лаконичной, абсолютно понятной и по мысли, и по исполнению, яркой, динамичной, сжатой и четкой. Перевоплощение в персонажа—определение и игра его отношения к себе и к окружающим.

                Мои пантомимы
1.Мечта
2. Штангист
3.В столовой
4.Иллюзия
5.В коммерческом магазине
6.Любовь с первого взгляда
7.Булыжник и алмаз
8.В комнате кривых зеркал
9.В шляпном магазине
10.В парфюмерном магазине
11.Гаишник на посту
12.О коммунальных платежах
13.Мэр в доме ребенка
14.О медпомощи на дому
15.О стакане водки
16.Поэт и муха
17.Поездка в городском транспорте
18.У картины Малевича «Черный квадрат»
19.Зарисовка про бутерброд
20.В кафе
21.Справка
22.Зарисовка с дворником
23.Король и шут
24.Операция
25.Парикмахер-новичок
26.Рыбалка
27.В церкви
28.Сон президента
29.Марионетка
30.Свеча
31.Жизнь цветка
32.Официант
33.Молодой отец
34.Продавец яблок
35.Любитель рыбок
36.Дуб и гусеница
37.Витрина
38.В пустыне
39.Клетка
40.В театре
41.Зубной техник
42.В тире
43.Поход в супермаркет