48. Заметки на полях сражений 1176-1200

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет.


1176. Известный психолог Эрик Берн вывел весьма симпатичную теорию, объясняющую
многие наши выходки. Теория основывается на предположении, что в каждом из нас
присутствует три состояния «я», уживаются три персонажа: ребёнок, взрослый и ро-
дитель. И поведение человека, его отношение к окружающим определяются именно тем,
кто из этой троицы управляет им в данный момент.

У одних большей частью верховодит взрослый. Такие люди серьёзны, рассчитывают
больше на себя, всегда готовы к борьбе, порой безжалостной.
Те, в ком ведущий – родитель, обожают поучать, относиться к окружающим снисходи-
тельно, но и опекать их.

Если же в человеке за главного ребёнок, то и он проявляет себя соответственно –
может быть по-детски приветлив и жесток, увлечённо играть в свои инфантильные
игры, но всегда нуждается во взрослом и готов к послушанию. Кто бы ни был в лич-
ности за главного, время от времени он уступает в лидерстве кому-то из оставших-
ся двоих. И тогда солидные руководящие дяди носятся по корту с теннисной ракеткой
или, придя домой, не смеют перечить жене, тогда прилежные тихони-студентки ока-
зываются хищницами-любовницами, тогда громилы-бандиты, меньше всего похожие на
детей, безропотно подчиняются щуплому пахану…

1177. Вольтер, один из величайших философов Земли, на вопрос, кем он является,
не стал перечислять ни одного своего вполне заслуженного звания или титула, а
ответил, как истинный философ, просто и мудро: «Поэт»…

1178. Когда-то Вовочке Ульянову (если верить его биографам), прочитавшему «Па-
лату № 6» Чехова, стало душно в комнате. Вышел он на свежий воздух и подумал,
что вся Россия – это палата № 6.

Эх, если бы этот Вовочка, выросший, по убийственному определению Ивана Бунина,
в «косоглазого, картавого, лысого сифилитика», пожил в России уже в наши вре-
мена, он понял бы, подлец, в какую глухую и удушливую палату № 6 превратил он
и его соратники всю великую страну!

1179. Кстати, о христианстве, церкви и её обрядах. Некто Адольф Шикльгрубер,
впоследствии прозванный в народе как Гитлер, родился 20 апреля 1889 года –
как раз на пасху…

1180. Почему никто не может дать точного определения времени? Да только пото-
му, что мы привыкли рассматривать его в двух плоскостях – прошлое и настоящее.

Выпадает из этого ряда только будущее – потому что неизвестно никому. И вместе
с этим вечным иксом утрачивается объёмность времени.

А ведь оно наверняка имеет свой объём, который можно представить как множество
точек, частиц, расположенных в пространстве, и не важно, как их назвать – частицами,
секундами, мгновениями.

Когда же появляется третья составляющая – будущее, возникает и возможность фор-
мировать это пространство, оперировать точками как угодно. А это и означает уп-
равление временем, то есть то, против чего всегда была церковь, и то, чего так
страстно хочется и верующим, и атеистам…

1181. Вам привет от Фридриха Ницше:
«Первый и последний христианин умер две тысячи лет назад…»

1182. Вы заметили – что-то не то было с любовью в классической литературе.
Вроде и чувство большое, сильное и светлое, а вот на тебе: Ромео оказался до-
вольно слабым мальчишкой, живущим под страхом мести, Гамлета, как вы помните,
травил весь высший свет – тут не до любви, так, жалкие рефлексии, Анну Карени-
ну притеснял муж, и вообще известно, чем такая любовь закончилась, Дубровского
ловили как преступника, телеграфист Желтков  вообще был крайне убогой лично-
стью, поручик Ромашов слаб и закомплексован, и даже сильный Онегин влюбился
тогда, когда ему стало окончательно тошно…

1183. Психологи всё время говорят о подсознании. Я же подозреваю, что никакого
подсознания нет, а просто есть два сознания – как бы параллельных и равноправ-
ных. Только одно нами ощущаемо, а второе – нет.

Человек думает и знает, что думает – это первое сознание. А вот если, допустим,
человек ест суп, а мысль пришла сама – это второе сознание…

1184. Если в профессиональной принадлежности человека я и могу когда-нибудь
ошибиться, то в определении дурака – никогда. Интуитивно, по нюансам, по раз-
говору, при помощи нехитрого теста и просто так – на глаз я чувствую этого не
простого экземпляра.

Дурак, как я заметил, например, не любит умных. Он не признаёт относительных
истин – для него всё абсолютно. Он не терпит парадоксов, полагая их глупостями,
он смеётся над интуицией. И главное, дурак не любит задумываться, ибо давно
всё знает…

1185. И Христос, и Магомет допустили один серьёзный просчёт: они пообещали рай-
скую жизнь после смерти. Не сегодня, не в крайнем случае завтра, а после смер-
ти. Какова перспективка?

1186. Я не злой, но злопамятный, и считаю это весьма приличным качеством для
человека – в противовес библии, заставляющей получившего пощёчину простака под-
ставить ещё и вторую щёку.

Я знаю, что зло надо помнить, как свою биографию или историю государства. Зло
надо помнить так же, как добро, его надо помнить хотя бы для того, чтобы упредить
повторение.

Забыть сотворённое зло – это предать истину. Знаете, как сказали французы о
второй мировой войне? Гениально: «Простим, но не забудем…»

1187. Демократия – это всего лишь механизм гармонизации интересов и ценностей
общества, но не сами ценности. Непонимание этого – главная ошибка современной
политики.

1188. У стариков и молодых мысли до того разные, что практически противопо-
ложные. Возьмём, к примеру, трудности. Старики уверены, что трудности надо
преодолевать. Молодые говорят: зачем? Трудности не надо преодолевать, их надо
уничтожать, чтобы и в помине не были.

Кто же прав? А никто. С одной стороны, надо, чтобы трудностей не было – жизнь
и без того тяжела, а с другой – они всегда были и будут…

1189. Мы бездумно повторяем расхожую фразу: «Бог накажет». Что мы имеем в виду?
Да время же. Только время…

1190. Говорят, что старики впадают в детство. А во что же им ещё впадать? Ведь
самое хорошее, самое интересное и самое светлое было именно в детстве, всё же
остальное не дало душе столь сильных впечатлений. Не потому ли ум всё это ос-
тавляет в небрежении и возвращается к первому, хорошему?

Говорят, что старик не следит за собой. А для чего? Женщины на него не смотрят,
мыслями его никто не интересуется, о жизни его не расспрашивают. Кто знает,
о чём старики думают, куда идут и зачем живут?

Так для чего старику следить за собой и для кого? Для себя? Это роскошь, ведь
времени остаётся всё меньше…

1191. Мода существует только для тех людей, кто ничего не имеет за душой, кто
полностью потерял индивидуальность. Не потому ли за модой гоняются в основном
женщины?

Мода заполняет пустую душу, как мутная вода – след в земле. Быть модным – зна-
чит не быть самостоятельным…

1192. Человеку всё подвластно: образование можно получить, работу выбрать, ме-
бель купить, в кино пойти, в космос полететь, наконец. Всё можно, коли очень
захотеть.

А вот времени жадным небесным дедушкой ему отпущено – отрезок от сих до сих,
как хочешь бейся, а уложись.

А что касается смысла такой жизни, то он весь в русской пословице:

Жизнь – сказка,
а смерть – развязка…

Понимай так: хороша жизнь, а умирать надо…

1193. Есть старая добрая истина: у человека существует только два способа быть
богатым и счастливым – заиметь много денег или ограничить свои желания.
Второй путь всегда легче и достойнее, но все почему-то стремятся пройти первый…

1194. Вот ещё одно воспоминание.

В далёком 1968 году, когда я учился в восьмом классе, я однажды услышал от учи-
тельницы литературы и по совместительству классного руководителя Тамары Семёно-
вны следующие слова по поводу своей причёски:

- Вот ты, Вова, наверное, хочешь быть похожим на какой-нибудь «Битлз»! А знаешь
ли ты, что в нашем гороно вчера собирали учителей английского языка со всего
города, поставили им твоих битлов, и ни один учитель не понял ни слова?

1195. И вы утверждаете, что человечество умно, если маленький камешек, будь он
хотя бы и алмазом, стоит многие и многие тысячи, а буханка хлеба – копейки? А
вот жизнедающие вода и воздух вообще ничего не стоят…

Человечество – один большой дурак, и никогда не надо ориентироваться на его
так называемый опыт. Зарабатывай свой!

1196. Вот какая мысль о смерти.
 
Жил я себе, жил, и ниоткуда меня не исключали и не выгоняли. Не выгоняли ни
с каких работ, ни из квартиры, даже из гостей не выгоняли. Не исключали ни из
школы, ни из профсоюза, ни из университета.

И вдруг – исключили из жизни! Сразу, насовсем и ни за что!
Хотя, впрочем, есть за что – за старость…

1197.  «Библия – жестокая книга. Может быть, самая жестокая, которая когда-либо
была написана». Чтобы сказать это, надо быть не тёмной старушкой в платочке,
выбивающей последние мозги о каменный пол церкви, а великим и умным французом
Жоржем Сименоном…

1198. Осознаёшь и тут же теряешь это осознание. И хорошо, что теряешь. Что было
бы с человеком, если бы он трепетал от каждого запаха, музыкального звука или
фразы? Если бы депрессия и восторг бесконечно раскачивали его, как килевая качка
в шторм? Ведь он не смог бы тогда логически мыслить, не смог бы заниматься своим
делом, воспитывать детей, гладить брюки, получать зарплату, наконец!

1199. Восстаёт лишь тот, кто не в состоянии приспособиться, приноровиться, гнуть
шею, пресмыкаться, лизать, юродствовать, лицемерить, лгать. Слава не умеющим
приспособиться! Они и есть культура…

1200. Человек – штука  сложная. И потому я давно вывел для себя простую формулу,
с  помощью которой делю людей на друзей и врагов. Судить о человеке нужно исклю-
чительно по поступкам, не обращая внимания на такие мелочи, как внешность, манеры
и, в особенности, на слова, которые этот человек произносит…