4 сентября Агафон Огуменник

Озорница Круглолица
      Есть в народном календаре дни, сами по себе ничем не примечательные.
К ним, наверное, и Агафона можно было  отнести, если бы не беспокойная ночь,  ему предшествующая. А как, скажите, не тревожиться, когда лешие, побросав
 вверенные им лесные угодья, начинали вдруг буквально атаковать ближайшие деревеньки, приводя в замешательство и ярость все местное население.
      Многие бесцеремонный лихой налет связывали с желанием леших  «над соломкой потешиться».Знают, мол, лесные хозяева,
 что скоро их зима в снежные избы загонит, вот и бесчинствуют напоследок,  раскидывая снопы по гумнам, рассыпая зерно и пуская по ветру солому.
Но  люди, в таких вопросах сведущие, знали, что не бедовый характер заставляет леших по деревням колобродить, а любовь, вернее, полное её отсутствие.
      Конечно, была у каждого уважающего себя Лешака и семья, и родня многочисленная, но никто из них ни добротой, ни красотой, ни статью не отличался. Все как на подбор корявы да завистливы, а Лешачиха среди них первая. Рядом с ней самая неопрятная и вздорная деревенская баба писаной красавицей смотрелась. А леший хоть и не настоящим мужиком считался, ножелание пожить «по-человечески» даже в нем, пусть раз в году, а просыпалось.
       Говорят, были случаи, когда, несмотря на строгие кордоны из деревенских мужиков, вооруженных вилами и захватами, в тулупах,  выдернутых наизнанку, и заветными ладанками на шеях, пробивались Лешаки в деревню. А там, уже не таясь, мчались они по улицам, хватали первых подвернувшихся под руку  девок и тащили их в свои лесные хоромы, чтоб затемно еще успеть и свадьбу сыграть, и с молодой женой натешиться. Считалось, что от подобных «браков» появлялись на свет дети, хоть не вполне пригожие, но все же не стоь уродливые, как прижитые Лешим с законной супругой.
       Лешачихи к подобным «изменам»  драгоценных своих муженьков относились довольно снисходительно. Но иногда то ли не выдерживало такого отношения к себе их ретивое, то ли желая супруга ублажить, приходили лешаковы жены в деревни, чтобы своих крикливых, уродливых лешачат обменять на не успевшего принять обряд крещения новорожденного младенца.