Итоги июля. Андрей Пермяков

Большой Литературный Конкурс
В обзоре получилось неожиданно много сопоставлений различных авторов, но это не от их похожести, скорее наоборот: действительно интересно сравнивать то, что различно. Итак:


Натан Хлебник. За этим автором слежу давно и, пожалуй, основной его проблемой назвал бы нередкий уход в систему образов и ритмов настолько свою, что читатель просто отключается, перестает воспринимать стихотворение как единое целое. В представленном же тексте всё очень хорошо. Связующая нить, готовая вот-вот порваться выдерживает тяжесть ритмической нагрузки и стихотворение напоминает хорошо выстроенную музыкальную композицию


НАТАН ХЛЕБНИК "Посвящение"

http://www.stihi.ru/2011/04/28/8750  , номинатор: БЛК
 
* * *

Алексею Миронову

ни мёртвый ни чужой ни-ни ни-ни
сбегающий за дозою колбасной
припоминай как привели огни
в аскезу в этот ящик безопасный

как в длинный снег продавленный трамваем
ни мёртвый ни чужой ни разговорный
приговорил идти на этот красный
из горла только выдохом скоромным

переходя здесь за неделю землю
пересыпая с каждою открытой
такое горе что Федоре страшно
такое счастье что по швам корыто

ни мёртвый а скорей сорокалетний
стоишь в своём [пока живой] Тагиле
и слышишь этот снег тупой отвёрткой
заверчивает смерть что мы забыли

Алексей Григорьев во многом антипод Натана Хлебника. У него, напротив, хороший замысел иногда погибает из-за однообразной структуры и длина текста перестаёт быть оправданной смыслом. «Тихие дни» — пример обратный. Ритмически ровный, но внутренне напряжённый текст не отпускает и длится ровно столько, сколько должен.


АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ "тихие дни"

http://www.stihi.ru/2010/09/02/2302  , номинатор: Максим Корсаков
 
Те дни выпекались вкусные, как пироги,
Не верилось даже, что осень уже всерьёз,
Собаки стабильно имели четыре ноги —
Длина их зависела от положения звёзд.

Никто не кончался, не вешался, не тонул,
Не крал чужих яблок, не наставлял рога,
Порою хотелось в какой-нибудь Барнаул,
Однако смущало резонное «на фига?».

Все книги той осенью были без первых глав,
Все песни, на редкость, звучали без левых нот,
Ночами в квартире как надо густела мгла,
А утром всё было, естественно, наоборот.

В буфете хранились дежурные триста грамм,
С паркетов два раза в неделю стиралась пыль,
А ту, что бродила за окнами по вечерам,
Мы звали не смертью. А как, я уже забыл.

Елена Евсеева и Анастасия Орлова. Хороших детских стихов у нас мало, а тут сразу два. Да, может быть, текст Елены не «совсем детский», ну так тем лучше. Анастасия же Орлова (если эта та, известная мне Анастасия Орлова из города Ярославля) верным путём идёт в классики детской литературы. И доля шутки в этой шутке не так и велика.


ЕЛЕНА ЕВСЕЕВА «Ничевушка с рожками»

http://stihi.ru/2008/11/26/1302  , номинатор: Оскар Боэций
 
Через осень кувырком
Мокрыми дорожками
Пробежала босиком
Ничевушка с рожками.
- Ничевушка?
- Ничевушка!
Не игрушка,
Не зверушка,
Не живое существо…
Ни-че-го!
Ни листочка,
Ни цветочка…
Знать, ноябрь дошёл до точки.
Облетели тополя,
Да и клёны тоже,
Лужи стали на моря
Здорово похожи,
Птицы двинулись на юг
За теплом и мошками
И куда ни глянь – вокруг
Ничевушка с рожками!
Хоть и острые рога,
Что же зря бояться!
Лучше просто убегать
И не попадаться!


АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ОРЛОВА «Посмотришь на море»

http://stihi.ru/2011/06/02/1935  , номинатор: Оскар Боэций
 
Посмотришь на море
Хоть с пляжа, хоть с горки –
На море всегда
Кружевные оборки.

Посмотришь на море
Хоть с моря, хоть с суши –
И видишь повсюду
Кудрявые рюши.

Из рубок в бинокли
Глядят капитаны –
На море
Воланы, воланы, воланы…

Кукурме. Здесь проще сказать, что именно не понравилось: не понравилась уж слишком продуманная длина каждой фразы: строго «одно предложение – одно четверостишье». Оттого «вспышку» в четвёртом катрене видно плохо, приходится напрягать внутреннее зренье. Это вообще неплохо, когда стихотворение заставляет напрягаться, но лучше, когда напряжение вызвано всей внутренней структурой текста.


КУКУРМЕ "ошибка"

http://stihi.ru/2010/12/06/1016  , номинатор: БЛК
 
иногда всё равно подкатывает, как ты ни отбивайся,
ни говори, что прошло, мол, дела забытые, всё такое,
память - это не то, что способно изящно и в ритме вальса
потанцевать немного с тобой, а после оставить в покое.

всё своим чередом, дом-работа, прохладно, минус пятнадцать,
родственники, как это порой бывает, не сидят на шее,
но часы показывают подходящее время признаться,
что соскучился по теплоте человеческих отношений.

итак, идёшь и чувствуешь себя сытым-одетым-обутым,
в темноте знакомых высматривая и не увидев оных,
зимним вечером сквозь пургу возвращаясь привычным маршрутом,
пролегающим через парк обездвиженных аттракционов.

повсюду массовая индустрия с этой её любовью,
тебя окружают слоганы, советующие, что делать,
и вдруг - вспышка - такая яркая, свет, от которого больно
(всё-таки память и вправду весьма своеобразная дева).

и, казалось бы, да, всё прошло, а вот нет, не прошло, поди ж ты,
пусть ты стал совершенно другим, пусть реальность вокруг иная.
оттого и настолько досадно, так много времени выждав,
думая, что вылечился, задыхаться от воспоминаний.

приходя, ты включаешь музыку, откидываешься в кресле,
делишься с зеркалом чувствами, которые днём экономил;
тебя охватывают мысли на тему "что было бы, если", -
и ты совершаешь ошибку, например, набираешь номер.

Света Чернышова. Стихотворение из серии «искусство невозможного». Сюжетный текст из непонятно какого, но балладного времени, сентиментальная фабула, да ещё и груди в первой строчке автор сравнивает с горами. Вроде, ничего хорошего получиться не должно, однако, получается вполне. Хорошо ж когда непонятно, как это сделано.


СВЕТА ЧЕРНЫШОВА "Габриэлла"

http://www.stihi.ru/2011/03/01/3590  , номинатор: БЛК
 
горы так в небо вонзаются как в её синее платье груди вонзались
пчелы так жалят как слова её из летка медового жалили
змеи так в брачных играх свиваются как на ветру свивались её волосы
шхуны так шторм качает как бедра её качались

шла Габриэлла на рынок за рыбой за виноградом за специями
жены мужьям глаза закрывали ладонями полными ненависти
старухи шипели их языки высовывались раздваивались
дьявол смотрите идет сам дьявол в обличье женщины

а когда собирались мужчины за болтовней за выпивкой
каждый рассказывал как был с Габриэллой ласкал тело её
а когда вели Габриэллу через площадь в башню раскаяния
даже плевки на её лице на груди горели жемчугом

ни слова не обронила ноздри ей рвали ступни железом каленым жгли
не раскаялась взгляд обессмыслился руки иссохшей лозой свесились...
лекарь вышел на площадь о холстину пальцы обтер окровавленные
два слова сказал всего два слова

мертва
и
девственна


Стихотворение Анны Бессмертной в представленной подборке располагалось непосредственно перед текстом автора stray cat. Ритмически оба похожи до степени смешения и ритм исхищен у Бродского. Это плохо, однако стихотворение Анны спаслось за счёт личного и сдержанно-откровенного высказывания автора, пишущего «о слишком многом слишком сожалея», а второе – утонуло, перегруженное «селигерами», «хиханьками» и «кетцалькоатлями». Впрочем, будь мне позволено отметить не 10, но 11 текстов, одиннадцатым был бы этот, про «слепые книги». Увы…

АННА БЕССМЕРТНАЯ "Желание дождя"

http://stihi.ru/2010/07/31/4  , номинатор: Павел Самсонов
 
Остановилось время или нет,
нельзя понять по письмам и газетам.
Исходит иноземным зноем лето
в подвергшейся изгнанию стране,
где я молчу "спаси и сохрани",
отечеством заканчивая список,
и надо мной так тяжело и низко
застыли серой клинописью дни,
как знак того, что перемена мест
теряет смысл в известной перспективе,
поскольку те, кого давно простила,
везде составят старый верный крест,
который всё равно с собой нести,
о слишком многом слишком сожалея.
И парус ни алеет, ни белеет.
Как моря нет, так нет воды в горсти.
Но вижу сквозь желание дождя
и пламенной мятежности осенней,
как время-мальчик мчит на карусели
и почему-то просит подождать.


Марьяна Высоцкая. Опять из «невозможной» серии. Нельзя, вроде бы, писать про сентиментальных старушек, ухаживающих от одиночества за кошками, тем более, когда про старушек этих прямо тут, в тексте, беседуют Бог и его ангел. Однако, стихотворение получилось, за исключением может быть, «размазало, раскромсало по дольчевите» - эта строка торчит как лезвие из перил.


МАРЬЯНА ВЫСОЦКАЯ "Глашино"

http://stihi.ru/2011/06/12/683  , номинатор: Александр Крупинин
 
На подоконнике фикус, кошачий корм и валокордин.
Тот, кто держит более трёх мурчащих, как правило, спит один.
Тот, кто носит собакам косточки, сочиняет домики воробьям,
От того, как правило, веет горечью неустроенного бабья.
Вот у Глаши всё было. Муж, работа, первенец, младший сын.
Через сорок лет муж проснулся и просто ушёл босым.
Дети в дом приходили с парами «Мама, благословите».
Всех размазало, раскромсало по дольчевите.
Жизнь показалась ей делом навозного маленького жука.
Ну, не искать же за шаг до смерти нового мужика.
Как другие во всём этом держатся?! Боже, как?
Кто-то тучится, словно дрожжи.
Боже, не делай меня одной из седых макак.
Не сидеть же на лавочке, не заштопывать дыры карманами.
Не называть же детей проститутками, наркоманами.
Господи, я поживу ещё, только оставь под ногами твердь.
Я посижу тут, понюхаю старость, побегаю в салочки с Леди-Смерть.
Глаша шарится по подвалам, в плетёном кошике тащит домой котят.
Знакомые спишут на старость, соседи поскалятся и простят.
У Глаши в мобильном сплошь номера приютов, ветеринарок, таких же Глаш.
Если кто и думает, что обманет смертушку – это блажь.
Главное, делать  усердный вид, всех хвостатых лечить теплом.
Поднимать глаза, причитать: «Поделом мне, Господи, поделом!».
Глаша знает, что жизнь – это вот сейчас, это быть на мушке и ждать суда.
Глаша всем хвостатым даёт свой адрес, объясняет, мол: «Вам сюда».


Каждый ангел на Небе несёт отчет, каждый должен держать ответ:
Скольких спустил на Землю, скольких забрал на Свет.
Глаша знает, что на планёрках по пятницам её Ангелу есть, чем крыть.
Есть, что ответить на «Почему она всё еще там?», «Кто сливает ей мощь и прыть?»
Бог подходит к нему, говорит:
- Я считаю, что ей пора уже. Я уверен, старик. А ты?
- Нет,  Глафиру мою нельзя. У неё коты.


Роман Чигирь в немногих строках своего стихотворения создал вполне убедительный мир.  Умение замечательное. Мир этот в моём восприятии пересекся с миром стихов прекрасного тульского поэта Алексея Дьячкова. Но у Дьячкова в стихах есть некие восхитительные неправильности, не сразу заметные, но именно своей незаметностью делающие мир ещё более живым. Впрочем, стихотворение Романа, разумеется, тоже хорошо. Единственное колено деда — так вообще сродни получеловекам из различных мифологий. Тем, кто связывают наш мир с Иным.


ЧИГИРЬ РОМАН "Не бойся выспаться..."

http://www.stihi.ru/2011/06/07/3703  , номинатор: Игорь Гонохов

* * *

Не бойся выспаться. Пускай весь дом молчит.
Из звуков только - дед на табурете
костыль поглаживает, бабка на печи,
да во дворе приехавшие дети.

Не бойся высоты. Не только Б-г
оттуда видит всё. Ещё и птицы.
К обеду бабка сделает пирог.
Залает пёс. С велосипедной спицы

получится рогатка. И пока
я буду спать, нажарится картошка.
Дед нацедит пол рюмки коньяка
(для запаха), и по колену ложкой

единственному стукнет. Не спеша
я выйду на крыльцо смешной и босый
и буду с кофе медленно дышать
хорошим табачком из папиросы.


Максим Корсаков. Коротко, жёстко. Всё понравилось, кроме того, что тапок на ногу, пусть даже и волосатую всё ж не «одевают», а «надевают». А отсылка в последних строках «к ты б мог умереть, если б знал за что умирать» — хорошая и правильная.


МАКСИМ КОРСАКОВ "югенд"

http://www.stihi.ru/2010/07/07/2065  номинатор: Квота Главной редакции
 
разносчик пиццы, вегетарианских салатов
и прочей заразы
не старый еще в общем-то мальчик
ты снова получишь свои - не надо сдачи
полтинник на чай...


жизнь твоя - паззл
который собирает папа
не одевающий при этом даже
на волосатую ногу тапок -
ты пошел бы служить в гестапо
если б знал что такое гестапо.