Октябрьский конкурс. Обзор Клавдии Смирягиной Дм

Редакция Журнала Окна
Предложение Главного редактора написать этот разбор застало меня врасплох. Я только-только в рецензии на обзор Коковихина выказала своё сочувствие обозревателям. И мысленно начала прикидывать, а какие стихи на их месте отобрала бы я. Выбор трудный.  Потому что нравится много больше, чем требуется отметить. И тем не менее…



Сергей Пагын. Слышу скулеж собачий, петуший крик http://stihi.ru/2008/07/22/1389

Стихи Сергея Пагына неизменно погружают меня в состояние благоговейного оцепенения перед этим умением так выстроить простые обыденные слова, что нарисованная автором картина оживает, дышит, вовлекает читателя в своё тёплое нутро, делает его незримым участником описываемого действа.
«Словно воловья шея, воздух складчат, тяжел…
Спит пространство – в утробе его, мерцая,
лишь листва ворочается, усыпая дол,
и вода дрожит дождевая».
Волшебство какое-то, право слово… И не хочется препарировать стихотворение, выделяя аллитерации, метафоры и прочие премудрости стихосложения. Они есть, но ощущение такое, что автор не задумывался о них ни на минуту, плотными мазками нанося на лист бумаги, экрана ли мир, в котором живут его герои...



Сергей Пагын Перед снегом http://stihi.ru/2009/09/22/3287

Бог его знает, как, но у Сергея получается превратить  бытовую зарисовку в многослойную философскую картину. И мне доставляет наслаждение путешествие по этим слоям. Мне нравится смаковать этот сон, долго-долго испытывая послевкусие стихотворения, подобное послевкусию хрустящего морозного антоновского яблока.
«Растет пространство с четырёх сторон,
и если жизнь – по сути, только сон,
то он к зиме просторней и светлей.
Ну, что ж, набью орехов покрупней,
дверною скрипну в тишине петлёй:
высокий снег стоит передо мной».

Елена Касьян Юзек и Магда http://stihi.ru/2008/07/05/282

Это стихотворение я запомнила после первого же прочтения. Оно, как заноза, долго саднило в моей памяти, заставляя возвращаться к себе вновь и вновь. Ибо писать о любви, не преступив границу пошлости и банальности, сложно. Ещё сложнее писать о любви вечной, безусловной и по-детски чистой. У Елены это получилось.
С удивлением я читала развернувшуюся недавно на одной уважаемой мной площадке дискуссию о реальности сюжета этого стихотворения. Мол, кто из них жив? И жив ли? Или кто-то кому-то снится? И т.д., и т.п. Да не всё ли равно, дорогие мои? Главное, что при любом раскладе они всё равно неразделимы. Можно ещё говорить о магии выбранных автором имён, о тянущейся от них ассоциативной цепочке. Но лучше вновь вернуться к этим строкам:

- Хочешь пить? – а никого уже нет, никто уже не отвечает.
«Он же умер давно!» - Магда на пол садится и воет белугой.
Пятый год их оградки шиповник и плющ увивает.
А они до сих пор всё снятся и снятся друг другу».



 Пермяков Андрей Узкоколейка http://stihi.ru/2010/12/27/2594

Читаю это стихотворение Андрея Пермякова и испытываю эффект абсолютного погружения, присутствия там, внутри. Зябко, даже ощущается сырость вдыхаемого воздуха. Мне кажется, у каждого в жизни была своя узкоколейка, но именно Пермякову дано было в свою, личную картинку вместить их все.

Подымаются из-за небольшого болота,
тают и снова тают на зеленоватой реке
тонкая, нечистая нота и другая тонкая, звенящая нота:
тепловозы болтают на тепловозьем своём языке.

Обычная средняя полоса, ничего слишком:
немного сырости, белой травы и холода.
Такие картинки встречаются в детских книжках:
после слов: «Путешественники вышли из города».

А эти всё так же гудят, звенят, звенят и гудят,
точно две сломанных, старообразных рации.
Ловишь рассеянным взглядом глупенький птичий взгляд,
вдруг понимаешь, что не научился прощаться.


И, наконец,
Антон Прозоров, транзит http://stihi.ru/2008/10/23/712

Страшно мне читать эти строки, настолько они близки мне сегодняшней. Больше не скажу ничего, просто поклон автору.
«осень писать — бумагу зазря марать.
лучше, чем было сказано, не получится:
жизнь понемногу учится умирать,
смерть ничему не учится».

***

Не буду оригинальной, ещё раз вслед за другими редакторами подчеркнув, что стихотворения, вошедшие в антишорт, вовсе не плохи. Возможно, они замечательны. Ни одно из них не вызывает у меня явного отторжения. Просто они оказались менее интересны мне, чем другие. А это тот самый субъективный фактор, от которого при оценке стихов никуда не деться.
Итак, пять стихотворений, которые мне оказались не близки:


Егор Мирный  http://stihi.ru/2011/05/17/6497
Тамара Хоменко http://stihi.ru/2010/01/05/8960
Майк Зиновкин http://stihi.ru/2009/03/30/7031
Леонид Терех http://www.stihi.ru/2009/07/21/3996
Александр Коковихин  http://stihi.ru/2011/05/26/7544

                ***

Три стихотворения, которые мне кажутся достойными публикации ничуть не меньше, чем вошедшие в основной шорт-лист:

Андрей Пермяков http://stihi.ru/2010/12/27/2530

Попутное
- Говорят, будто есть поезда, что идут через Кострому.
Костромы-то и нет никакой, а они сквозь неё идут.
Состав покачнётся на стрелке, нырнёт во тьму,
а выскочит вроде бы тут же, однако не тут.

И тьма та не вроде как ночь, а скорее как дым:
ну, пахнет хорошим таким, совсем огородным дымком.
Попал ты в неё, допустим, почти молодым
А выйдешь по виду похожим, однако, в себе — стариком.

Другие там слышат слова, но об этом молчат,
хотя богатеют, женятся, много спиртного пьют.
А детишки у них нарождаются с глазами волчат,
быстро растут, уезжают и во всяких группах поют.

Катался туда из посёлка парнишка, меня зазывал.
Вернулся довольный, а потом не дожил до зимы.
Слушай, вот ты вот везде побывал, всё видал.
Успокой меня, а? Расскажи: правда ж нет никакой, Костромы?



Дмитрий Артис http://www.stihi.ru/2011/06/10/847
 
ты всё время думаешь о вечности, но она никак не приходит,
не крутится под тобой ни на деревянных нарах, ни на больничной койке,
не приезжает к тебе на розовом кадиллаке, на серебристой хонде,
даже не пролетает мимо на гоголевской тройке.

словом, с вечностью ты не имеешь никаких отношений.
она сама по себе живёт и ты – где-то сам по себе, с боку-припёку.
голову свою высоко поднимаешь, завязываешь платок на шею,
как последний московский денди, и колесишь по улицам, предаваясь пороку.

отмечаешь: разглядывать приподнятые груди молодых женщин,
не снимая обручального кольца, намного приятней,
чем тупо грустить о том, что первая, вторая, третья жена налились желчью,
оставили и тебя, и на простыни красные пятна.

здесь можно добавить эпитет, какой-нибудь новомодный, выкуси, на-ка,
не поюзаный отдельными графоманами, вроде такого: суки!
и обязательно восклицательный знак, потому что без этого знака
такое слово, как «суки», воспринимается с оценкой мужской скуки.

но я не о том:  хочу говорить о высоком, а получается низко.
чем выше планку поставишь, тем глупее выглядит падение под неё.
заходишь в какой-нибудь водоём на уровне своего мениска
и уже можно представить вечности водоём.

то есть, самое страшное, что может с тобой случится, видимо,
пока ты живёшь – отсутствие любящей женщины или жены любимой.
но это такие банальности, о которых говорить стыдно,
вернее, об этом почти все мои стихи написаны были.



Константин Невский Чайки http://stihi.ru/2010/01/22/4239

Никогда не говорите с самоубийцами по-китайски. Вот
По-японски можно. По-китайски – ни в коем случае.
Возможно, придётся каждое слово, каждый символ вытаскивать,
Чтобы найти среди них, наконец-то, самые лучшие.
Возможно, придётся ворваться белыми чайками,
Их мягкими перьями, словно снегом, всю комнату выстелить,
Чтобы успеть поместиться в секунду между молчанием
И выстрелом.




PS. В настоящее время проходит февральский конкурс 2012. Любой автор, выполнив все условия нашего конкурса, может разместить на нём свою заявку здесь:
http://stihi.ru/2010/03/15/3056

Для авторов,которые пишут стихи для детей, есть специальная страничка по этой номинации:
http://www.stihi.ru/2010/11/03/8488

Для авторов, которые пишут в строчку или не любят рифмовать:
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6305
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6481

Для авторов, сочиняющих песни:
http://www.stihi.ru/2011/03/23/2105


Пока лидерами после девяти обзоров являются

Собачья Роза(Ирина) http://stihi.ru/2010/11/10/4995   - о,о,о   (13)   гр     68 баллов
Михаил Свищёв http://stihi.ru/2011/04/09/9607        о,о,o,о,о       (13)    68 баллов



Переход на страницы других обзоров октябрьского конкурса:
http://www.stihi.ru/2011/08/20/4472
http://www.stihi.ru/2011/08/22/2940
http://www.stihi.ru/2011/08/26/4060
http://www.stihi.ru/2011/08/27/6365
http://www.stihi.ru/2011/08/29/859
http://www.stihi.ru/2011/08/29/6364