Её глаза... Памяти Ии Саввиной

Миоль
                Памяти Ии Сергеевны Саввиной (1936 – 2011)



    Её глаза...
    Наверное, их охотно писали бы мастера прошлого, чтобы суметь перенести на полотно «души изменчивой приметы»…
   Удивительный портрет…
   Незабываемый…
    Без ретуши и бездуховности глянца,
без фотонаворотов и технических изысков
и, кажется,
без предварительной работы с «моделью».
Щелчок затвора.
Секунда.
Вздох.
И…
Божественный облик…
Вот оно,
Чудо,
за которым идут в музеи,
галереи,
на вернисажи,
встречи с которым ждут.
Простое и безыскусное,
ставшее после короткого движения фотомастера –
Высоким проявлением Искусства.

Ее глаза - как два тумана,***
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…

Возможно, неудач еще нет.
Нет, конечно, они есть – там – в её космической ауре.
Уже есть.
Просто пока ей неведомы.
И потому так лик лучезарен и пречист облик,
и нет тени той мглы,
которая,
настигнув ее позднее,
все же не омрачит ни души, ни лица, ни сути бытия,
а будет воспринята как жестокая и жесткая данность его –
с величайшим достоинством и гордостью.

Видел ли поэт, писавший о рокотовской  Струйской, эту фотографию своей современницы?..
Вероятно, нет, хоть и писал – о ней, потому что тема одухотворенности, заложенная великими мастерами русского портрета прошлых столетий – в этой фотоработе  продолжена.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

 Мы не забываем, что перед нами – Артистка, а потому, может быть, загадок в ней – не две, а великое множество – целая гамма, палитра цветов и оттенков, и полутонов, и графического лаконизма, которые мы с удовольствием будем открывать в ней – при каждом соприкосновении с ее удивительным творчеством.
Будем открывать и удивляться: и это?
Откуда?
А голос…
Капризные, страдальческие, нежные, резкие…
Какие разные интонации – от Анны Сергеевны – величайшего русского лиризма – до наивного Пятачка, так любимого многими поколениями детей и взрослых.
И всё это – в ней живет, и уживается, и не противоречит друг другу.
И характер – трудный…
Или же просто он есть, этот самый (несносный?) характер?
И нет приспобленчества в угоду глупости и серости, потому что глубоко сидит в ней тот кодекс чести, который (помимо несомненного таланта) и привел её на журфак самого главного ВУЗа страны, открыв в  молоденькой студентке еще одно дарование – актерское, которое и победило в итоге публициста. Но нет никакого сомнения, что именно первая её ипостась – литературная, и глубокая в связи с этим культура, и несомненный талант человека пишущего  сделали Актрису Ию Саввину явлением совершенно уникальным, неординарным, неповторимым.
Всем известен  её энциклопедизм  в актерских ( и за пределами) московских кругах.

…Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье…

Всё это есть в её облике.
Как есть и загадка человеческой души, её тайна и таинство, её, совершенно особенный, ни на кого не похожий мир – очень многообразный и контрастный. (Она, лирик по сути, могла быть такой убедительной, перевоплотившись в партортодоксальную даму!)

Выпускница ли бестужевских курсов, смольная ли барышня…
Одна ли из тех, кто стремился  на литературные вечера в Политехнический в период оттепели…
Русская ли девушка из романов Тургенева…

Мы столько времени не разгадаем улыбку Моны Лизы. Не разгадаем, хоть и не оставим затеи нелепой этой.

…Полувосторг…Полуиспуг…

А сможем ли мы разгадать это чудо – улыбку нашей с вами современницы?

Не меньше в ней сокрыто тайн и премудростей высших, а просветлённость облика даст фору многим героиням, увековеченным на живописных полотнах прошлых столетий.

Когда я увидела эту фотографию, я поняла для себя совершенно четко, что такое лицо ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

Я поняла, что понятие ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ потеряло  безликость, найдя своё самое достойное и самое совершенное выражение в облике Ии Саввиной.

Лицо интеллигенции – это (абсолютно точно!) лицо с этой фотографии Актрисы.

От этого лица исходит Духовность Высшая…
От этого лица – Сияние Разума и Творчества…
А софит справа очень видится ТЕМ, Высшим Сиянием, которое сравнимо с нимбом, потому что ИНАЧЕ и быть не может.
Просто не может быть, потому что

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как…

Бездна в глазах её…
Бездна.
В них – трагедийность мира Достоевского и обреченность героинь Чехова…
Романтическая возвышенность тургеневских девушек и иконописная глубина
Всеобъемлющей материнской любви, примером которой Ия Сергеевна  была в жизни…

И какая это трагедия  для национальной культуры – потеря именно таких одухотворенных лиц.
Ликов потеря.

Сейчас часто звучит пошлое сочетание «икона стиля», потому что совершенно очевидно, что икона – вне стилей, вне времени, вне…

Но, когда смотришь на этот портрет Ии Саввиной, понимаешь, что – действительно – икона.
И – икона стиля – того, Высокого стиля, кажется, утраченного сегодня окончательно.

 Когда потемки наступают
 И приближается гроза,
 Со дна души моей мерцают
 Ее прекрасные глаза.

Наверное, так и должно быть –
                из мрака и пошлости повседневной 
                пусть еще долго смотрят на нас
                необыкновенные глаза
                Актрисы Ии Сергеевны Саввиной –
                Глаза –
                как два тумана,
                Полуулыбка, полуплач…
 
                Ее глаза…



                30.08.2011


*** "Портрет" стихотворение Н. Заболоцкого


Аудиозапись на Стихофоне:
 http://www.stihophone.ru/works.php?ID=23775
  Открывается в дневнике:
http://www.stihi.ru/diary/sever74/2012-02-04