2. Стих и стихотворение. Форма рифмовки

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/08/22/6797

Прежде, чем приступить к делу, я немного отвлекусь. Очень часто мы говорим о своих твореньях, употребляя слово «стих»: «Я написал такой-то стих…». И не менее часто используем это слово в своих стихотворениях. Возможно, по нормам языка это допустимо. Но каждое слово русского языка всегда несет какой-то особый оттенок, объяснить значение которого бывает трудно. Я люблю стихи, бесконечно их уважаю, считаю их мистикой, нисходящей на нас свыше и часто незаслуженно. Поэтому для меня слово «стих» носит оттенок уничижительный. Не стих, а СТИХОТВОРЕНИЕ. Вам так не кажется?

Слово «стих» лучше всего употреблять при обозначении им стиховедческого  термина: СТИХ – это строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу. Короче, это строка нашего стихотворения, если вы ее записали правильно, а не так, как вам взбрело в голову. О способах записи стихотворений я уже однажды писала в своих статьях «Запись стиха» - они есть на обеих моих страницах СТИХИРЫ («Алкора» и «Ликбез для начинающих»).

Вернемся к нашим баранам – к устройству строфы. Строфа из четырех строк называется КАТРЕНОМ. Катренами мы любим писать больше всего – это наиболее распространенная и самая простая форма строфы. При этом катрены бывают так непохожи один на другой, что из них можно «сплести» совсем разные мелодии.

Да просят меня поэты, но для меня все стихи – это не просто текст, а прежде всего мелодия, которая несет какое-то смысловое содержание, и если стихотворение не звучит, а только повествует, то для меня это не более, чем рифмованная проза. Катрены отличаются друг от друга избранным стихотворным метром, числом стоп и формой рифмовки. На форме рифмовки я и хочу остановиться сегодня более подробно.

Известны три способа рифмовки катрена - перекрестная (АБАБ), парная (ААББ) и охватная (АББА), и все они звучат совершенно по-разному. А еще при той же самой рифмовке мелодия стихотворения очень сильно зависит от типа концевых рифм и от порядка их чередования. Но об этом – чуть позже.

Как в обыденной речи, рассказывая о чем-то, что нас волнует, мы меняем свою интонацию и делаем разные акценты, так и форма рифмовки способна привлечь внимание читателя к одним строфам и сделать более спокойными  (повествовательными) другие.

По сравнению с наиболее общеупотребительным перекрестным четверостишием АБАБ («пошлой строфой», как иногда ее называют) парное четверостишие ААББ, кажется упрощенным, а охватное АББА - усложненным.

Парное четверостишие это просто сумма двух двустиший, в котором трудно отличить границу между строфами и полустрофами. Охватное же кажется нам затянутым и напряженным: слух, привыкший к перекрестному чередованию рифм, после начального АБ... ожидает повторения рифмы А, но это ожидание не оправдывается, а рифма А возвращается лишь строку спустя: ...БА.

В своих стихах я очень часто в разных строфах одного и того же стихотворения использую разные типы рифмовки. Метр и количество строк в строфах у меня  одинаковы, а форма рифмовки – разная. И почти всегда получаю по этому поводу замечания от своих читателей, указывающих мне на мою «ошибку». Заинтересовавшись этим «запретом» я, просматривая учебники по стихосложению, стала искать, где и почему существует такой запрет, и существует ли он вообще. Да так и не нашла.  Напоминаю,  речь сейчас идет не о Твердых Формах, не о сонетах, где строфы жестко определены формулой их написания, мы сейчас говорим о самых обычных рифмованных стихотворениях.

Однажды  мне повезло – в известном учебнике М.Л. Гаспарова «Русские стихи» я нашла пример стихотворения известного русского поэта Вячеслава Иванова, который  дважды меняет тип рифмовки внутри одного своего маленького произведения  «Русский ум»:

Своеначальный, жадный ум, –
Как пламень, русский ум опасен:
Так он неудержим, так ясен,
Так весел он – и так угрюм.

Подобный стрелке неуклонной,
Он видит полюс в зыбь и муть;
Он в жизнь от грезы отвлеченной
Пугливой воле кажет путь.

Как чрез туманы взор орлиный
Обслеживает прах долины,
Он здраво мыслит о земле,
В мистической купаясь мгле.
                Вяч. Иванов, 1890

Три строфы – и три разных типа рифмовки. Как вам это?

Вячаслав Иванов целенаправленно использует психологическое ощущение разницы между типами рифмовки, располагая три строфы своего стихотворения в порядке АББА, ВГВГ, ДДЕЕ – от самой сложной к самой простой. Первое его четверостишие (охватная рифмовка), описывающее «русский ум», полно волнующих противоречий; второе (перекрестная рифмовка) показывает  путь выхода из этих противоречий; третье (парная) возвращает нас к спокойной гармонии.

Я не лингвист, не филолог и не претендую на эти высокие звания в своих статьях, написанных Чайником от стихосложения для таких же, как и я, Чайников. В написании своих стихов я чаще всего полагаюсь только на собственный вкус и на ощущение от их звучания – когда прочитываю свои стихи вслух. Хаотичное (без продуманного рисунка изменений) изменение метра от строфы к строфе не кажется мне новаторством - оно производит на меня впечатление «спотыкания» ритма и  чаще всего  портит впечатление. Всякое новшество, изменение формы должно происходить по какому-то рисунку, продуманному и сознательному. Изменение же формы рифмовки –несколько другой случай «неправильности». Иногда именно оно делает стихи ярче, придает им объем, живость, рельефность. Такова наша устная речь: она не бывает однообразной и монотонной, ее интонации меняются, вносят дополнительный смысл в то, что мы говорим. Стихи – это тоже речь, только речь поэтическая. И если ваше стихотворение длинное (более 28 строк, например), вы можете просто усыпить своего читателя, если все ваши строфы будут, монотонно бубня, повторять одну и ту же интонацию. Особенно, если вы пишете стихи–эпистолы (эпистола – это передача монолога, послания, фрагмент из поэтического диалога - дружеская перекличка двух авторов). Там особенно важно передать интонации живой речи. А вот в коротком лирическом стихотворении менять форму рифмовки без особой надобности не стоит. Это не прибавит вашим стихам никакого очарования.

Итак, нет никакого криминала в том, что форма рифмовки ваших строф-катренов (именно о них и только о них сейчас идет речь!) внутри стихотворения меняется (из перекрестной переходит в охватную или в парную). Но делается это не хаотично, не случайно, а только тогда, когда сам автор точно знает, на какие строфы и какой именно акцент он хочет сделать для раскрытия темы своего стихотворения.

В следующей моей статье я хочу продолжить разговор о видах концевых рифм в катренах и  на примерах покажу, как они влияют на мелодию стихотворения. Надеюсь, это  окажется для вас интересным. С уважением, ваш Чайник со Свистком.

   продолжение см.http://www.stihi.ru/2011/08/26/2612