Стихопортреты. Обзор Геннадия Акимова

Большая Стихирская Энциклопедия
Портрет № 1

Она поёт...

Не говори, чего не можешь знать,
Не измеряй других своим аршином, -
Пьянчужка эта – тоже чья-то мать,
Она поёт на рыночке блошином
Старушечьим дрожащим голоском,
Отчаянно мотив перевирая…
В замызганной кофтёнке, босиком, -
Она дошла практически до края,
До той черты, что отделяет нас
От бессловесной, безымянной твари.
…Но теплится на дне пьянющих глаз
Такая тяга к жизни! Лишь гербарий
Из старых писем тех, кого уж нет,
Из пожелтевшей кипы фотографий
Напоминает то, что много лет
Подпитывало старческие страхи -
Тот день, когда осталась вдруг одна,
Без мужа, без детей – в пустой квартире…
Она поёт… Насмешками пьяна.
Совсем одна в безумствующем мире.

За. Действительно портрет. Дело не в конкретике, просто каждый легко себе представит эту старушку,
потому что встретить её можно в любом городе. Разница будет только в деталях. Чувствуется, что автор
работал с натуры, ничего не выдумывал и искренне неравнодушен. Написано уверенной рукой, без провалов
и ляпов, хорошим грамотным языком. Есть удачные рифмы – “аршином-блошином”, “твари-гербарий”. Тем
не менее на высший балл не тянет, к сожалению.

Против. Есть такая поговорка: наши недостатки - продолжение наших достоинств. Вот и здесь: да, нет
провалов, но нет и взлёта. Ровная работа крепкого ремесленника. Я ни в коей мере не хочу обидеть или
унизить автора, ведь ещё Цветаева писала: “Я знаю, что Венера – дело рук/ Ремесленник – и знаю ремесло.”
Но всё же до Венеры автор не дотянул, имхо. Есть плоские, избитые рифмы, ощущается некоторая
скованность, и концовка несколько смазана. Определение “безумствующий” никак не относится к
одиночеству героини, надо было поискать другой эпитет, подчеркивающий её отчуждение от окружающего
мира.
И всё же хочется сказать автору добрые слова. Несмотря на мои вредные замечания, это хорошее
стихотворение.

Оценка за технику 11
Оценка за художественное впечатление 11
__________________________

Портрет № 2

Он смотрел в глаза…

В городе, забывшем за сотни лет
Пять своих имён и пятнадцать битв,
Голоса богов и слова молитв,
Солнечные блики и лунный свет,
В доме, одряхлевшем, уставшем ждать,
Жил непримечательный господин,
Был он неопрятен и нелюдим,
Хоть и выходил каждый день гулять…
Только иногда, затворивши дверь,
В предвечерней медленной тишине
Он смотрел в глаза, где на самом дне
Прятался ручной, но опасный зверь.
Он смотрел, он видел, он чуял, как
Мечется в зрачках неручная боль,
Как солёно, вязко – потоп? прибой? -
Плещется чудовищная тоска…
Он смотрел, он спрашивал и искал,
Он тонул, горел, он хотел понять -
А потом боялся взглянуть опять.
Потому, видать, не любил зеркал…

За: Тоже портрет. Правда, весьма расплывчатый. Есть только намёки на конкретику: опасный зверь в глазах,
чудовищная тоска… Словом, непростой бэкграунд у господина. Чего-то он натворил в жизни такого, что
даже в зеркало смотреть неприятно. Интригует.

Против: Загадка осталась без разгадки, интрига – без разрешения, стихотворение – без катарсиса. И по
прочтении остаётся лишь чувство недоумения: зачем это всё? Есть загадки, а есть тайны. Так вот тайны
здесь как раз и нет, только туман, непонятно для чего напущенный. В плане же исполнения – сплошные
штампы: в рифмах, в метафорах, в описаниях… Ученическое стихотворение, да простит меня автор. Тем не
менее подкупает стремление не просто поделиться своими чувствами, а создать в стихе какое-то своё
пространство, с элементами мифологичности. Хочется пожелать автору успехов на его пути.
Оценка за технику 9
Оценка за художественное впечатление 6

____________________

Портрет № 3

Миледи

У нее бесстыжие глаза кошки
И копна роскошная волос рыжих,
Сердце - отшлифованный металл брошки, -
Как насмешка бога или сил высших.
Кто-то мог бы звать ее своей милой…
Как-то не сложилось… Ну и пусть. Поздно.
…Ветер гонит листья по земле стылой,
Гаснут в небе утром, как мечты звёзды…
Позабыты платья, веера, шляпки,
Стал мужской костюм ее второй кожей.
Сын – как кукушонок. Встречи с ним – кратки.
Стыд клеймом пылает… Ну за что, боже?!!
К чёрту сантименты, - не к лицу слабость,
Если не дрожит в руках флакон с ядом.
Глупенькая жертва… И почти жалость
К ней, что так доверчиво сидит рядом.
Жизнь – игра без правил. Проиграл – сдохни!
И сама попалась… Вот и всё, крошка.
Страх вонзает в сердце глубоко когти.
Ей бы девять жизней! - Ведь в душе – кошка.
Что ж вы, мушкетеры, палача звали?
Руки замарать боитесь вы, что ли?
…Меч коснется шеи… Только блеск стали
И короткий миг её немой боли…

За. Тоже портрет, только в отличие от предыдущего – никаких загадок. Попытка взглянуть на отрицательного
персонажа сочувственным взглядом, попытаться понять, влезть в чужую шкуру. Заслуживает одобрения. К
сожалению, других достоинств у стихотворения нет.
Против. В плане исполнения претензии те же, что и к предыдущему стиху: заштампованность поэтических
средств и приёмов. Ни одной оригинальной рифмы, но что гораздо хуже – ни одной оригинальной мысли.
Ведь тема-то интересная: почему красивая неглупая женщина становится преступницей, предательницей,
хаднокровной убийцей? В чём её трагедия? Но автор пытается раскрыть эту тему такими общими словами,
что они попросту не работают. А жаль. Прошу автора не обижаться, но стихотворение не состоялось, на мой
взгляд.

Оценка за технику 7
Оценка за художественное впечатление 5

____________

Портрет № 4

Мой брат

Мой брат бородат, преисполнен огня
И радостной веры.
Возможно, мой брат осуждает меня,
Надеюсь, что в меру.
Он беден, и ноша его велика:
Всевышний да дети.
В его бороде утонули века,
В глазах его ветер.
Он там, где ракеты летят во дворы,
Он вместе со всеми.
Лежат между нами века и миры,
Пространство и время.
Молись же, молись, чтобы здесь, на звезде,
Огни не погасли...
Приехал ко мне на один только день –
Я плачу, я счастлив.
Его поджидают судьба и хамсин,
Пути и потери.
Что делать, так вышло, он Божий хасид,
И ноша по вере.
А я, стихотворец, вовеки неправ,
И верю не слишком...
Печаль моя, свет мой, возлюбленный рав,
Мой младший братишка.

За. Безусловно портрет, и выполнен рукой мастера. Нет ничего лишнего, всё работает на замысел, нет
поэтических красивостей и витиеватостей, есть точные штрихи и детали. Не люблю, когда о портрете
говорят “как живой”, но тут самому хочется сказать именно так. Сама жизнь дышит через эти строки. Если о
деталях: очень важно, что вера “радостная”, автор нашёл единственно нужный эпитет. “Ноша его велика –
Всевышний да дети” – прекрасно и точно. Замечательная концовка. Это настоящая поэзия, сомнений нет.

Против. Нет в мире совершенства, вот и здесь есть о чём поспорить. Мне кажется, не очень хорошо, что
слово “века” повторяется в двух строфах подряд, тем более, что во втором случае перечисляются в одном
ряду и века, и время. Не совсем одно и то же, но очень близко. Большинство рифм тоже не блещет
оригинальностью, но здесь это не видится таким уж недостатком, когда идёт такой мощный стихотворно-
энергетический поток, рифмы отходят на третий план. Больше претензий нет. Есть только благодарность
автору.
Оценка за технику 14
Оценка за художественное впечатление 15

___________________

Портрет № 5

Вечная Женщина

Сдвинулся на день судьбы окоём,
утро встаёт - безмятежно, как будда...
Вечная Женщина моет посуду,
завтрак готовит, стирает бельё
что ей безумие мира сего?
что ей посулы его и обманы?
в жилах её - изумрудная прана,
вечных забот и любви торжество
может, ей даже назначено быть
гением чистым и чудным мгновеньем
...долгим, пожизненно долгим терпеньем
вспоена дел её буйная сныть
ныне, и присно, и вечно - взойдёт
может - на плаху, а может - на царство,
зная, что жизнь - это яд и лекарство,
счастья испробовав брагу и мёд
Господи, снежного дня серебром
выкуп ей дай за неверье, бессилье
...Вечная Женщина штопает крылья,
музыка в горле и ночь за окном

За. “В жилах её – изумрудная прана”. Красиво.

Против. Портретом можно назвать весьма условно. Рисуется образ “Вечной женщины”, т. е. некоего идеала.
При этом образ получается несколько унылым. “Вечных забот и любви торжество”, “жизнь – это яд и
лекарство”, “моет посуду, завтрак готовит, стирает бельё”… Такая образцовая домохозяйка с дырявыми
крыльями. Некоторые метафоры весьма рискованны. Например, “дел её буйная сныть” – то есть, что ни
делает, всё – сорняк? “Сдвинулся на день судьбы окоём…” - вдумавшись, понимаешь, о чём идёт речь, но
уж больно кучеряво сказано. Впрочем, желание быть оригинальным тут же заменяется жутким штампом –
“снежного дня серебром”. Увы, стихотворение очень слабое. И всё же автор не безнадёжен. Проблески есть.
Оценка за технику 8
Оценка за художественное впечатление 6
___________________

Портрет № 6

вокзальное
.
Он обожал велосипед
и запах старых шпал,
слова 'транзитный пассажир'
и городской вокзал,
прохладный кафель м и ж,
сушилку на стене,
зал парикмахерских услуг
на третьем этаже.
Любил ночной тариф такси,
подвыпивших людей,
дешевый замшевый шансон
вокзальных площадей.
Шум ожидающей толпы,
когда из точки А
в ночную точку СПб
приходят поезда.
Фруктовый запах спелых груш,
соломенных корзин,
которые тащил домой
курортный семьянин.
Еще любил речной вокзал.
Стоящий рядом с ним
плавучий ресторан 'Причал'
и привкус кислых вин.
Ну в общем был такой - вполне
хороший гражданин.

За. Автор – безусловно, художник. Множество узнаваемых деталей складываются в единую картину.
Зримость, “вещность” – безусловные достоинства произведения.

Против. А вот портрет ли это? Я бы сказал, всё-таки пейзаж. Городской, привокзальный. Хотя характер героя
просматривается – этакий любитель странствий, романтик с гитарой. К сожалению, полушутливая концовка
неожиданно обрывает стихотворение. Такое впечатление, что автор просто не знал, о чём ещё написать.
Жаль.

Оценка за технику 13
Оценка за художественное впечатление 12

___________________________


Портрет № 7

Мечтатель

Он «не вышел» ни лицом, ни телом,
Сёстры ржали: – Вот ведь, вырос лох!
Мать сыночка-лоха не хотела,
Всё шипела: – Чтоб ты, малый, сдох!
Парень был, и впрямь, какой-то странный:
Целовал нательный медный крест,
Обещая: – Стану капитаном –
Навсегда сбегу из этих мест!
И сбежал, уже больным и старым,
Просто хлопнул дверью, был таков...
(Проплывал над городом недаром
Целый флот из белых облаков).
Жизнь неслась своим привычным галсом,
Дождь трусил по матушке-Руси,
Никого на свете не боялся,
Ни о чём у света не просил...

За. Портрет, согласен. Незавершённый, с пробелами, но всё же. Коротко, без мудрствований лукавых. К
сожалению, этого маловато для высокой оценки.

Против. Автор показал нам начало и конец жизни героя. Обозначил характер. А вот судьбу не прописал. Так
и прожил всю жизнь “лохом”, а потом заболел и умер? Но при этом не боялся и не просил. Что ж, годится
для эскиза. Но на полноценную картину не тянет.

Оценка за технику 13
Оценка за художественное впечатление 8

___________________________

Портрет № 8

Последняя в роду

Ни упругую кожу, ни бархат плеч
не сокрыть ни мехами ей, ни мантильями.
Может траур поможет ей уберечь
хоть одно трепыхание, жизнь субтильную ?
Снова черный примеривать ей чепец
на аллее с надгробными обелисками
и осколками веры, хоть легче - без,
имена и народы на них оттискивать.
Но окно завлекает шальным лучом
и блазнит переливами паутинными.
Не поймет ни викарий, ни Бог, ни черт,
как поют горделивые кены с тиньями *,
как толпа воздыхателей у ворот
источает смирение серенадами...
Больно горечь ухватит за вдовий рот
Орхидеей Сиреневой *. Статный, ладный ли,
он ни в полночь, ни утром не разберет,
что не юность - бессмертие томно тискает.
В саван жизни укутана, пенит брод,
но не вытянет сеть ее смерть эльфийскую.
_________________
* кена, тинья - инструменты перуанских индейцев (тростниковая флейта и малый
барабан)
* Сиреневая Орхидея - перуанская порода собак.

За. Портрет? Вроде да. Только абстрактный донельзя.

Против. Жуткая смесь: викарий, кеньи с тиньями, серенады, эльфийская смерть… О ком идёт речь – можно
только догадываться. Последняя в роду – в человеческом роду, видимо? Откуда же в таком случае толпы
воздыхателей? Или это знатный перуанский род? Тогда почему так глобально – оттискивать на обелисках
“имена и народы”? В конце путаница достигает апогея: “статный, ладный ли” – кто это? По логике, по
построению предложений – вдовий рот.(?!) В общем, лабиринт без путеводной нити. Я заблудился, прошу у
автора прощения.

Оценка за технику 6
Оценка за художественное впечатление 4
___________________________

Портрет № 9

Ты чей, Герой?

Ты чей, Герой? В сечёных латах.
Зазубрен меч. Твой шлем в пыли...
Лицо в рубцах, душа... в заплатах
Дум о друзьях. Тех, что ушли...
Ты чей, Герой? На постаментах
Окаменели лик и стать.
Ты - триумфатор в монументах.
Тебе уж нечего терять!
Терять... А что нашёл ты в жизни?
Отдав войне остатки сил
И помянув друзей на тризне
Ты ничего не получил.

За. Благородные чувства автора.

Против. Портрета как такового нет. Есть латы, шлем, монументы, тризна… А человека нет. Хотя именно он
должен быть на первом плане, а не антураж, к тому же архаичный – непонятно почему. Об исполнении
сказать нечего, оно на уровне десятилетнего ребёнка. Может быть, автор действительно ещё не вышел из
детского возраста? Тогда стоит быть снисходительным.
Оценка за технику 6
Оценка за художественное впечатление 0

___________________________

Портрет № 10

Хранитель времени, мой часовщик...

* * *
Хранитель времени, мой часовщик,
Как шестерёнок и пружин язык
Ворочается, щёлкает, дрожит –
И между дёсен времечко бежит...
В фамильной лавке, сидя у окна,
Ему пуловер штопает жена,
Чтоб он согрелся, сидя у печи,
Где годы обжигали кирпичи...
Но снова ночь – и стрелочка сверчка
Отстукивает жизнь часовщика...
И спит жена, и тяжелеет мрак,
И время ищет свой ночной колпак...

За. Попытка создания образа. Портрет? Пожалуй, да. Но я бы такой на стенку не повесил.

Против. Неумение строить фразы, отсутствие ясности речи, а следовательно – и мысли. В первой строфе
непонятно, кто ворочается, щёлкает и дрожит – язык или часовщик? Или оба? Во второй строфе становится
жаль часовщика – он сидит у печи, но ему всё равно так холодно, что жена вынуждена штопать для него
пуловер. В третьей строфе стрелочка отстукивает жизнь (?), жена спит, время тоже хочет отойти ко сну. А
чем в это время занимается хранитель времени? Вроде бы стихотворение о часовщике, но в конце он просто
исчезает. Ну нельзя так. Я не говорю уже, что сам образ часовщика как хранителя времени чрезвычайно
избит и множество раз обыгран. Очень слабое стихотворение, к сожалению.
Оценка за технику 4
Оценка за художественное впечатление 3

____________

Портрет № 11

Посвящение Крылатой Рыси

Ты стихи выпускаешь в шальной ветерок
На свободу – к катрену строка –
Как пускают батистовый тонкий платок
По сияющей грани клинка...
Те стихи пахнут ночью, романтикой трасс,
И костром под смолистой сосной,
И в ореховых лунах прищуренных глаз
Проступает распадок лесной.
Струны знают под сотню различнейших нот,
Тетива – лишь короткую трель,
Оттого, точно стрелы, аккорды в полет
Выпускает стрелок-менестрель.
Русый локон, отброшенный за спину вновь
Не скрывает кистей на ушах,
Как темны вертикали кошачьих зрачков,
Как светла в этих песнях душа!
Кошка – добрый и древний загадочный зверь,
Но ее привязать не берись -
Эта кошка летает сама по себе
И зовется Крылатая Рысь!

За. Понравились строчки “И в ореховых лунах прищуренных глаз проступает распадок лесной.” Жаль, что
больше в стихотворении находок нет. Портрет ли это? Да. Кошачий.

Против. Автор не очень уверенно владеет искусством построения фраз так, чтобы они ложились в размер
органично и без ущерба. В первой же строфе, чтобы подогнать строчку под размер, говорится: “…- к катрену
– строка”, хотя правильно – либо “к строке строка”, либо “к катрену – катрен”. “Струны знают под сотню
различнейших нот” – вообще перл. Понятно, что “различнейших” – опять подгон под размер, вместо
“различных”. Но автор умудрился ещё и количество нот, коих известно всего семь, увеличить в разы! Вот
находка для композиторов! “Русый локон, отброшенный за спину” – всё, фраза закончена. Но для нужной
длины строчки автору не хватает одного слога, и он вставляет абсолютно неуместное “вновь”. Казалось бы,
мелочи, но об уровне текста они много говорят. Впрочем, как я понимаю, это песня. Что ж, для исполнения
под гитару вполне годится. Как поэтический текст – слабовато.

Оценка за технику 8
Оценка за художественное впечатление 8

______________

Портрет № 12

Венская лавка

Где глинка для нежности кожи
И мыло различных сортов,
Салфетки душистые тоже –
В той лавочке тлела, похоже,
Торговая жизнь стариков.
Два-три покупателя в сутки –
Неважный улов для двоих!
Но долго тянулись минутки,
И было неловко и жутко
Без лепетных шиллингов их...
А ночью – больные перины,
Мензурки с лекарством, водой
И скрипы кроватной пружины,
И голос умершего сына
Сквозь маетных ходиков бой...

За. Название очень нравится.

Против. Во-первых, не портрет ни разу. Но это не самое худшее… Проблемы с русским языком – вот что
страшно. “Салфетки душистые тоже” – нельзя так строить фразу, даже в угоду ритму стиха. “Торговая
жизнь”, “лепетные шиллинги”, “больные перины”… Да буквально всё неловко и неуклюже. И потому
больше похоже на кукольный театр, а не на реальную жизнь, и попытка внести трагический накал в
концовке не вызывает у меня никакого отклика. Прошу прощения у автора, достучаться до меня он не смог.
Хотя я отнюдь не циник.

Оценка за технику 1
Оценка за художественное впечатление 1

______________


Портрет № 13

ДИСПОЗИЦИЯ ПО ШТЕРНУ

Рыдала ключница Гликерья, слезой закапав пирожок: «Вишь, барин плеткою ожёг,
суровенек опять с похмелья». Нахмурившись и подбоченясь, рукою щеку подперев,
пеняя на хозяйский гнев, внимала причитаньям челядь. В окошко билась нудно
муха, стучали ходики – тик-так. «Видать, навел нечистый враг за
невоздержанность проруху, - шептала кучеру кухарка. – Вечор у барина она все
хохотала, сатана. А утром, глянь, - с каким подарком…»
Гликерья, приспустив сторожко рубашку с белого плеча, от плети вспухшую печать
всем показала и ладошкой глаза отерла. Колокольчик в покоях барских зазвенел.
Гликерья стала, словно мел, бледна, и, причитать закончив, поправив локон медно-
русый, в покои барские ушла… Звенела за стеной пила, стучал топор, орали гуси…
К обеду небо потемнело, взметнуло ветром к небу пыль, кобель у кузницы завыл и
получил за это дело. Но не смогли ни вопль, ни громы уже мятущейся грозы унять
восторженную зыбь и сладость чувственной истомы лежащих в барской
почивальне.
Кухарка, очищая лук, прислушалась – затих ли стук и стон. «Закончил, вишь,
охальник. А то все драться. Вот ведь дело. Папаша тоже был мастак – баб портил,
так его растак…»
Лицо старушки потеплело…

За. Ах, какие вкусные стихи! Хочется перечитывать и наслаждаться – прекрасным языком, чувством юмора
автора, яркостью и сочностью картинки… Вот здесь действуют живые люди, а не манекены! Учиться всем!
И хотя автор изображает дела давно минувших дней, ему безоговорочно веришь: да, вот так всё и было.
Психологический термин, вынесенный в заглавие, многое объясняет в поведении героев. Да, забыл: портрет
ли это? Безусловно, и не один!

Против. А против ничего нет. Может быть, в тексте и есть какие-то недостатки, но только не для меня. У
меня – только благодарность автору за доставленное удовольствие.

Оценка за технику 15
Оценка за художественное впечатление 15

______________


Портрет № 14

ТОРМОЖЕНИЕ

"Я уже подробно объяснял, что торможение, запрещающее убийство или ранение
сородича, должно быть наиболее сильным и надежным у тех видов,
которые...социально объединены"
.....................................................Конрад Лоренц, "Агрессия"

Так нет же –
вместо того чтобы пить молоко из глиняной чашки,
отщипывая по кусочку хрустящий горячий хлеб,
ты молча натягиваешь фланелевую рубашку,
колючий свитер под горло и падаешь в тысячу неб,
хлопнув закрытой дверью, как будто ударив наотмашь
кого-то внутри себя – только бы снова не зарычать. –
Чтоб где-то в фонарном созвездьи, остановившись, вспомнить,
что вечер отлился в форму забытого дома ключа
и быстро тускнеет рядом с остывшей французской булкой.
Вернуться по следу так просто, но вряд ли придешь назад –
и ты тупо кружишь по клетке скверов и переулков,
боясь всепрощенья и боли в родных, ненавистных глазах.

За. Портрет человека в момент вспыхнувших эмоций. Мне понравилось, текст весьма плотный и цельный
при относительно небольшом объёме. Автор хорошо передаёт смену настроений. Мне кажется, что-то
юношеское здесь довлеет, о чём говорит острая восприимчивость и неустойчивое мироощущение героя. Да
кто из нас не хлопал дверью отчего дома! На время, а то и навсегда.

Против. Особо не к чему придраться, выполнено достаточно крепко. К тому же я доброжелательный
читатель, если в целом текст нравится, блох вылавливать не люблю. Думаю, автор сам видит, над чем нужно
работать.

Оценка за технику 12
Оценка за художественное впечатление _13

_____________


Портрет № 15

Уютный стих

Время - такая надёжная штука, -
маятник с тиканьем тихим качает
или выходит скрипеть в половицах,
ночь коротая до светлого часа
в старой квартире, где умные мыши
книг не грызут, - нет, они их читают;
а для еды там есть сыр в мышеловках,
сало и корочки, что экономка
мышкам кладёт как приманку, но, к счастью,
позабывает взвести механизмус.
Старый профессор с достойной бородкой,
сидя на старой, но крепкой стремянке
под потолком, где тома в переплётах
кожаных, грубо тиснёных, пахучих,
слушает шорох мышей под коврами,
слушает время, скрипящее мирно,
думает много о бренном и вечном,
только о вечном он думает больше:
вечное больше его привлекает
тем, что оно не кончается скоро.
Радуясь этому, мудрый профессор
дремлет, покоясь в привычном уюте,
и экономка с вязаньем пушистым
дремлет, пока аккуратное время
не позовёт её боем курантов
мышкам дать сыр, а профессору ужин,
и проводить его к мягкой постели;
и, засыпая, подумать покойно:
время - такая надёжная штука...

За. А вот действительно – уютный стих! Как мягкая постель с тёплым одеялом. Здесь не кипят страсти, не
вершатся трагедии. Здесь – книги, полки и мыши. Такой стандартный набор, но играет. Может быть, потому,
что мыши начитанные? Хочется быть таким профессором и думать только о вечном. Хочется… да жизнь не
даёт. Очень симпатичное стихотворение.

Против. Нет против, всё хорошо, уютно и аккуратно. Ах да, на портрет всё же не тянет. Интерьера здесь
больше.

Оценка за технику 14
Оценка за художественное впечатление 14

______________


Портрет № 16

Здесь обитает день позавчерашний

Хромая тень на стенах пьяно пляшет
И кувырком летит на половик.
Здесь обитает день позавчерашний -
В углу. Весь дом давно ему велик.
Столом здесь дверь на столбиках ледащих,
(Снята с петель дверного косяка)
А вместо стула - магазинный ящик
Из-под палёной: бьёт наверняка.
Из оцинковки старое корыто,
Немой кукушки кованая нить,
Здесь всё давным-давнёхонько пропито,
Что и не можно было бы пропить.
Обложка книги - жил в ней как-то Гамлет,
На ней - для птиц прогоркшее пшено
В распахе ставен…
Вот и весь регламент.
Быть иль не быть – давно предрешено.

За. Попытка дать портрет, не показывая самого героя. Интересно. Первая строфа хороша. Дальше, к
сожалению, хуже.

Против. Описание обстановки грешит непроработанностью. К примеру, эпитет “ледащий” можно применить
только к живому существу, но не к столбикам. Оборот “не можно” вместо “нельзя” вызывает улыбку,
напоминая о малороссийской мове. В третьей строфе идёт перечисление через запятую, и таким образом
получается, что из оцинковки – не только старое корыто, но и кованая нить. Думаю, автор понимает, что
оцинковку не куют, и поправит текст. Ну и концовка… Она не поднимает стихотворение на новую высоту, не
придаёт ему ценности философского обобщения. Просто констатирует факт. А для поэзии этого маловато,
прошу автора меня извинить.

Оценка за технику 8
Оценка за художественное впечатление 8
_____________


Портрет № 17

Козёл-перезвон

Расступись на небе ясном озон,
И закройте, бабы, рты на засов:
Жил да был в селе козёл-перезвон,
Самый звонкий был из местных козлов.
Кучерявые - до пола - вихры,
Позолоченных рогов круговерть,
По оврагам собирал репехи
И звенел, чем только можно звенеть.
Колокольчики на шее – хрусталь,
В бороде стрекозья песня без слов,
Ну а в прочих недоступных местах
Звонарями Кохинор и Орлов.
Ухмылялись на лугу косари,
Звон косьбы в алмазном звоне тонул:
И всего то два (не пять и не три!)
Но какой из них – Великий Могул?
Припевал за тем покосом ручей,
Стрекотали кузнецы вперебой,
Только вызвоны не спутать ни с чем,
Ай да леший, ну даёт, домовой!
А пылищи-то, пылищи вокруг...
Хватит, бабы, хватит пялить глаза!
Дружно тряпки взяли все – и на луг,
Да алмазы протереть у козла!
Так звенит он от зари до зари
..........................................................
Раздувает ночь пригасший костёр…
Кофейку покрепче, что ль, заварить?...
Ты очки себе бы, что ли, протёр...

За. Весёлый стих, озорной. Где-то даже хулиганский. Невозможно не вспомнить Высоцкого, хотя перед нами
не подражание. Портрет? Да… пикантный.

Против. Как шутка – вполне. На что-то большее не претендует. Впрочем, и ничего плохого в этом нет.

Техника: 13
Художественное впечатление: 8

______________


Портрет № 18

понедельник, полдень

Умер человек в метро: сел на лавочку -
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка -
взял из сумки телефон, выбрал номер:
вызов, пять гудков - алло, тут и помер.
Полетела, соскользнув по руке его,
палка на пол веткой мертвого дерева
чуть подпрыгнула на плитах исхоженных,
замерла, легла у ног, как положено.
Эхо съежилось воровкой распушенной,
заметалось саранчой над картушами,
бросив мраморной стене в отражение
одинокий силуэт без движения
и уткнулось в окна свода валериев
а за ними россыпь яблок с деревьев,
небо, трактор, физкультурники веером,
в общем - жизнь и все что ею навеяно.
Подошел дежурный с кожаной папочкой
тронул пульс, набросил серую тряпочку
составляет протокола считалочку:
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка,
телефон, очки, блокнот, книжка детская,
понедельник, полдень, новокузнецкая.

За. Большая достоверность, много зримых подробностей. Портрет? Вряд ли, о герое мы ничего не узнаём,
кроме факта его смерти. Просто бытовая зарисовка, репортаж с места происшествия. Хотя сделано неплохо.

Против. Мне кажется, подчёркнутая обыденность замысливалась как приём “от обратного” – чтобы сильнее
проняло. Не проняло, приём не сработал. Всё-таки протокол есть протокол, а поэзия – нечто большее. Жаль.

Техника 11
Художественное впечатление 9

______________

Портрет № 19

По следам Тихо Браге

Тихо Браге - датский астроном(1546-1601).
Наблюдал за Марсом в ярко-
красной мантии. На дуэли с
научным оппонентом лишился
носа и поставил серебряный
протез. Последние годы
прожил в Праге. Здесь же
умер и похоронен.

Туристы ли, паломники, бродяги,
Покорно семенящие за мной!
С утра нас ждет великий Тихо Браге:
Он жил здесь, в Праге,рядом, за стеной!
По улочке - крутой, как знак вопроса
(И без названья, кажется, вообще),
Веду людей к Серебряному Носу
И к радуге на огненном плаще.
Вот дом его. За капуцинским храмом,
Где бубенцов заученная трель...
Здесь нет интриги и любовной драмы -
Одна сплошная звездная дуэль!
Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас...
Ты мой алхимик, Время! Но не лекарь,
В сны превращавший годы столько раз!..
Прокружим до полуночи по Праге,
А, может быть, до завтрашнего дня,
Чтоб старый телескоп свой Тихо Браге
Направил и на вас, и на меня,
Чтоб он увидел сердце человека,
Повисшего над пропастью потерь...
Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь...

За. Интересная тема. Тихо Браге достоин стать героем стихотворения, безусловно. Есть в стихе и
философский посыл – взгляд в сегодняшний день из прошлого. Может быть, не совсем портрет? Ну, скажем
так: портрет-размышление. Исполнение по-хорошему классичное.

Против. Можно было бы поспорить с автором по поводу того, что в шестнадцатом веке небо казалось ближе,
чем теперь. Мне-то кажется, наоборот. Но не буду отказывать автору в праве собственного вИдения. А вот
насчёт души – соглашусь с ним. Не могу назвать стихотворение шедевром, но мне понравилось. Хорошо.

Техника 12
Художественное впечатление 13

______________


Портрет № 20

Настоянное

Уже оплачен бальзам крепленый
влюбленным мачо в кафе у клена,
и бармен, вспомнив визит вчерашний,
нальет три полных - заказ не ваш ли ?
Ты не заметишь ни складок жестких,
ни гладкой меди его прически,
тебя опустит провалом взгляда -
куда ? - да пусть хоть в глубины ада,
узнать бы только в каком наперстке
не быть настойке пощечин хлестких...
Пусть в мире пестром полно диковин,
такой наперсток еще не кован.
Настойки грубый привычен запах.
Ты смочишь губы. Ты выпьешь залпом.
Тебя погубит не ром, не граппа -
обычный кубик в руке арапа *.
******************************
арап - (здесь) плут, обманщик, аферист

За. Портрет влюблённого мачо. Со всеми особенностями, присущими этой породе людей, как известно,
циничных и жестоких. За что их только женщины любят? А я знаю за что – за подчёркнутую
мужественность и запах настойки.)

Против. Неплохое стихотворение. Но всё это уже было, было… Да, я знаю, неизбитый сюжет найти очень
трудно. Но если пишешь портрет – напиши кого-нибудь живого, а не куклу. Здесь всё же театральности
больше, чем жизни. Поэтому стихотворение, хоть и легко читается, не вызывая отторжения, за душу всё же
не берёт. Прошу прощения у автора.

Техника 11
Художественное впечатление 11

______________

Портрет № 21

Портрет на эмали

В том аномально-тёплом декабре
На пне смеялись рыжие опёнки,
Был юмор Ваш изысканным и тонким,
А я Ваш взгляд ловила, присмирев.
Забрёл в тупик прерывистый рассказ
о Райволе*, о снах, о Ваших жёнах...
Я видела Ваш мир насторожённый
За створками татарских длинных глаз,
Где прятался застенчивый моллюск
Под глянцевым покровом перламутра...
Всё медлило догадливое утро,
И ночь мы заучили наизусть.
Она сложилась в откровенный шрифт
Травы,
Такой отчаянно-зелёной,
Что и зимой взрастает для влюблённых
В ногах надменно-равнодушных пихт.
И затвердел в прозрачную эмаль
Ваш силуэт у Финского залива,
Где стали мы нечаянно счастливей,
И обаятельней, для тех, кто понимал.
А муж был до обиды не ревнив,
И называл Вас другом и коллегой…
Стоял декабрь.
Без вьюги и без снега.
Зелёно – тёмно – каряя
финифть…

За. Портрет обаятельного соблазнителя. Ах, эти влюбчивые женщины! Пойду позвоню жене – чем она
занята, пока муж обзоры пишет?) Нет, на самом деле стихотворение глубже, конечно. Нравится деликатная
манера изложения. Несмотря на довольно откровенный подтекст, есть в этом рассказе то, что называется
несовременным словом “целомудрие”. И это дорогого стоит. И ещё одно слово вспоминается –
“классицизм”. Единство места, времени и действия налицо, как и гармонично – ясное исполнение.

Против. К сожалению, произведение несвободно от банальностей. “Всё медлило догадливое утро и ночь мы
заучили наизусть” - как будто прямиком из романса вековой давности. “Перламутра – утро” очень избитая
рифма, особенно на фоне “ревнив – финифть” или “моллюск – наизусть”. Впрочем, стихотворение мне
нравится, и много придираться я не хочу. Спасибо автору.

Техника 13
Художественное впечатление 13

______________

Портрет № 22

сказка о рыбаке и рыбке

Жили, были старик со старухой,
в развалюхе, покрытой соломой.
Дед рыбачил на сейнере где-то,
а старуха батрачила дома.
Было это году в 43,
или раньше, не помню, не знаю,
Дед поймал икряного тайменя
и подумал: " удача какая".
Никому не сказал он ни слова.
Рыбку спрятал в рюкзак и на скутер.
А старуха была балаболка,
проболталась о рыбке кому-то.
Только сели они за ушицу
- заявляются двое в шинелях.
И поехал старик не на сейнер.
Он поехал, болезный, на север.
Старика проводила старуха,
и осталась, считай что, вдовою.
Дети выросли, в городе пашут,
иногда вспоминают папашу.
И его злополучную рыбку,
что не стала для них золотою.

За. Очень грустная сказка. Но правдивая, что тут скажешь. Времена были суровые, и не за такое на север
отправляли.

Против. Не портрет. Если только портрет эпохи? Но на таком ограниченном пространстве это сделать
невозможно. Да и стилизация под Пушкина – слишком лёгкий путь. Ситуация трагическая, а текст
воспринимается отстранённо именно в силу этих с детства знакомых интонаций.

Техника 8
Художественное впечатление 7

_____________


Портрет № 23

Аквариум

В фойе кинотеатра у стены
Стоял аквариум. В нём жили рыбки
И рак отшельник с грустными глазами.
Им воду каждый день подогревали
И сыпали в лоток сушеных дафний.
В воде зелёной размножались рыбки,
И умирали, отмотав свой срок,
Оранжевыми длинными хвостами.
О реках, где пиратствуют пираньи,
И царствуют в болотах анаконды,
О родине - опасной, но прекрасной,
Никто из них не помнил и не ведал.
И только кот, живущий по соседству,
И уважавший, как никто, свободу,
Мечтал разбить хрустальную тюрьму,
И выпустить на волю бедных рыбок.
Однажды он мечту осуществил:
Аквариум разбился. Рак отшельник
Уполз куда-то, пятясь по привычке.
А рыбки задохнулись в одночасье.
Наевшись рыбы, кот - освободитель
Пошёл на крышу рассказать котятам
Что жизнь в тюрьме с водою подогретой
не может рыбкам заменить свободы...

За. Очень занимательная аллегория. Кому она посвящена – можно долго гадать. Но забавно. Как сказка для
детей и некоторых взрослых – хорошо.

Против. Не портрет совсем. И рыбок жалко.)

Техника 11
Художественное впечатление 11

________________