Стихопортреты. Обзор Марка Шехтмана

Большая Стихирская Энциклопедия
Портрет № 1
 
Она поёт...

Не говори, чего не можешь знать,
Не измеряй других своим аршином, -
Пьянчужка эта – тоже чья-то мать,
Она поёт на рыночке блошином
Старушечьим дрожащим голоском,
Отчаянно мотив перевирая…
В замызганной кофтёнке, босиком, -
Она дошла практически до края,
До той черты, что отделяет нас
От бессловесной, безымянной твари.
…Но теплится на дне пьянющих глаз
Такая тяга к жизни! Лишь гербарий
Из старых писем тех, кого уж нет,
Из пожелтевшей кипы фотографий
Напоминает то, что много лет
Подпитывало старческие страхи -
Тот день, когда осталась вдруг одна,
Без мужа, без детей – в пустой квартире…
Она поёт… Насмешками пьяна.
Совсем одна в безумствующем мире.




Это хорошие стихи. Они написаны ясно, жёстко, с чётким понимаем цели и средств, нужных для её достижения. Но это не неожиданные стихи. Они в бессчётный уже раз повторяют призыв видеть в человеке итог его безжалостной судьбы, взывают к жалости. И ещё одно сербёзное замечание: этот портрет не привязан к конкретной социальной ситуации. Он мог быть написан и в 11-м, и в 16-м, и в 21-м веке. Я не берусь судить, достоинство это или недостаток, но слишком обобщённый портрет перестаёт быть портретом.
 
Техника – 13
Впечатление – 12
____________________
 
 
Портрет № 2

Он смотрел в глаза…

В городе, забывшем за сотни лет
Пять своих имён и пятнадцать битв,
Голоса богов и слова молитв,
Солнечные блики и лунный свет,
В доме, одряхлевшем, уставшем ждать,
Жил непримечательный господин,
Был он неопрятен и нелюдим,
Хоть и выходил каждый день гулять…
Только иногда, затворивши дверь,
В предвечерней медленной тишине
Он смотрел в глаза, где на самом дне
Прятался ручной, но опасный зверь.
Он смотрел, он видел, он чуял, как
Мечется в зрачках неручная боль,
Как солёно, вязко – потоп? прибой? -
Плещется чудовищная тоска…
Он смотрел, он спрашивал и искал,
Он тонул, горел, он хотел понять -
А потом боялся взглянуть опять.
Потому, видать, не любил зеркал…


Блестящее произведение!  Непредсказуемое в своём исходе и в своём итоге. Именно тот случай, когда обобщение узнаваемо и адресуется к современному обществу, обитатель которого – зверь по сути, а оттого жесток и несчастен.
Кстати, последние европейские погромы хорошо показали, что бывает, когда зверь вырывается наружу.
 
Техника – 14
Впечатление -15

____________________


Портрет № 3

Миледи

У нее бесстыжие глаза кошки
И копна роскошная волос рыжих,
Сердце - отшлифованный металл брошки, -
Как насмешка бога или сил высших.

Кто-то мог бы звать ее своей милой…
Как-то не сложилось… Ну и пусть. Поздно.
…Ветер гонит листья по земле стылой,
Гаснут в небе утром, как мечты звёзды…

Позабыты платья, веера, шляпки,
Стал мужской костюм ее второй кожей.
Сын – как кукушонок. Встречи с ним – кратки.
Стыд клеймом пылает… Ну за что, боже?!!

К чёрту сантименты, - не к лицу слабость,
Если не дрожит в руках флакон с ядом.
Глупенькая жертва… И почти жалость
К ней, что так доверчиво сидит рядом.

Жизнь – игра без правил. Проиграл – сдохни!
И сама попалась… Вот и всё, крошка.
Страх вонзает в сердце глубоко когти.
Ей бы девять жизней! - Ведь в душе – кошка.

Что ж вы, мушкетеры, палача звали?
Руки замарать боитесь вы, что ли?
…Меч коснется шеи… Только блеск стали
И короткий миг её немой боли…



Ну, что ж! Весьма неожиданно и мило как дополнение к великому роману Дюма-папы и как новый взгляд на судьбу леди Винтер! Интересно, сколько лет автору? 15? 16? Или больше? Но тогда, ручаюсь, автор – сентиментальная особа женского пола, готовая всё простить своему литературному, как она считает, двойнику! Интересно, а г-жи Бонасье и герцога Бэкингема ей не жалко?
С точки композиционной зрения стихи несколько растянуты, в них нет экономии образных средств, нет ярких, запоминающихся тропов.
 
Техника – 11
Впечатление – 10


____________________

 
Портрет № 4

Мой брат

Мой брат бородат, преисполнен огня
И радостной веры.
Возможно, мой брат осуждает меня,
Надеюсь, что в меру.
Он беден, и ноша его велика:
Всевышний да дети.
В его бороде утонули века,
В глазах его ветер.
Он там, где ракеты летят во дворы,
Он вместе со всеми.
Лежат между нами века и миры,
Пространство и время.
Молись же, молись, чтобы здесь, на звезде,
Огни не погасли...
Приехал ко мне на один только день –
Я плачу, я счастлив.
Его поджидают судьба и хамсин,
Пути и потери.
Что делать, так вышло, он Божий хасид,
И ноша по вере.

А я, стихотворец, вовеки неправ,
И верю не слишком...
Печаль моя, свет мой, возлюбленный рав,
Мой младший братишка.
 
 
Очень интересные по замыслу  и достаточно профессионально реализующие этот замысел стихи. Интересны некоторые рифмы, например: «хасид – хамсин». Но такие оброты, как «В его бороде утонули века…» или «Его поджидают судьба и хамсин…», звучат несколько смешно, отчего теряет свою напряжённость вся атмосфера стихотворения. Образы же «В глазах его ветер…» или «Он там, где ракеты летят во дворы…», как мне кажется, нуждаются в расшифровке: а что это за ветер?... откуда и чьи ракеты?
 
Техника – 12
Впечатление - 12
____________________


 
Портрет № 5

Вечная Женщина

Сдвинулся на день судьбы окоём,
утро встаёт - безмятежно, как будда...
Вечная Женщина моет посуду,
завтрак готовит, стирает бельё

что ей безумие мира сего?
что ей посулы его и обманы?
в жилах её - изумрудная прана,
вечных забот и любви торжество

может, ей даже назначено быть
гением чистым и чудным мгновеньем
...долгим, пожизненно долгим терпеньем
вспоена дел её буйная сныть

ныне, и присно, и вечно - взойдёт
может - на плаху, а может - на царство,
зная, что жизнь - это яд и лекарство,
счастья испробовав брагу и мёд

Господи, снежного дня серебром
выкуп ей дай за неверье, бессилье
...Вечная Женщина штопает крылья,
музыка в горле и ночь за окном
 
 
Очень бравурно и очень декларативно. Я так и не понял, почему эта женщина  «Вечная», до чего ей всё-таки есть дело и почему дела её называюся «буйной снытью» (при том, что сныть, как я прочел, – это какое-то лекарственное растение)? Изобилие инверсий вовсе не добавляет этим стихам ауры загадочности, а просто делают их трудночитаемыми: «Господи, снежного дня серебром / выкуп ей дай за неверье, бессилье…».
 
Техника – 10
Впечатление - 10
____________________


Портрет № 6


вокзальное
.
Он обожал велосипед
и запах старых шпал,
слова 'транзитный пассажир'
и городской вокзал,
прохладный кафель м и ж,
сушилку на стене,
зал парикмахерских услуг
на третьем этаже.
Любил ночной тариф такси,
подвыпивших людей,
дешевый замшевый шансон
вокзальных площадей.
Шум ожидающей толпы,
когда из точки А
в ночную точку СПб
приходят поезда.
Фруктовый запах спелых груш,
соломенных корзин,
которые тащил домой
курортный семьянин.
Еще любил речной вокзал.
Стоящий рядом с ним
плавучий ресторан 'Причал'
и привкус кислых вин.
Ну в общем был такой - вполне
хороший гражданин.
 
 
Ах, как хорошо начато! - и как ничем не закончено…
Что хотел сказать нам автор перечислением приоритетов «хорошего гражданина»? Что он мелочен? Или что умеет радоваться жизни? Или автор просто хотел хотел создать некую панораму и ауру среды обитания этого человека? Ну, создал… И что дальше?
 
Техника – 11
Впечатление – 10

___________________________


Портрет № 7

Мечтатель



Он «не вышел» ни лицом, ни телом,
Сёстры ржали: – Вот ведь, вырос лох!
Мать сыночка-лоха не хотела,
Всё шипела: – Чтоб ты, малый, сдох!

Парень был, и впрямь, какой-то странный:
Целовал нательный медный крест,
Обещая: – Стану капитаном –
Навсегда сбегу из этих мест!

И сбежал, уже больным и старым,
Просто хлопнул дверью, был таков...
(Проплывал над городом недаром
Целый флот из белых облаков).

Жизнь неслась своим привычным галсом,
Дождь трусил по матушке-Руси,
Никого на свете не боялся,
Ни о чём у света не просил...
 
 Интересные стихи, хотя можно предъявить претензии к некой заданности образов «плохих» сестёр и матери. Не очень получилось у автора оправдать и название «Мечтатель», исходя из образа главного персонажа. А герой не мечтатель, он, скорее, как учили нас в школе, «лишний человек»… Но дело не в этом. Просто эти стихи никак не тянут на портрет. Но раз они допущены к конкурсу, я с натугой попытаюсь в них этот портрет углядеть…!
 
Техника – 11
Впечатление - 10

___________________________


Портрет № 8


Последняя в роду



Ни упругую кожу, ни бархат плеч
не сокрыть ни мехами ей, ни мантильями.
Может траур поможет ей уберечь
хоть одно трепыхание, жизнь субтильную ?

Снова черный примеривать ей чепец
на аллее с надгробными обелисками
и осколками веры, хоть легче - без,
имена и народы на них оттискивать.

Но окно завлекает шальным лучом
и блазнит переливами паутинными.
Не поймет ни викарий, ни Бог, ни черт,
как поют горделивые кены с тиньями *,

как толпа воздыхателей у ворот
источает смирение серенадами...
Больно горечь ухватит за вдовий рот
Орхидеей Сиреневой *. Статный, ладный ли,

он ни в полночь, ни утром не разберет,
что не юность - бессмертие томно тискает.
В саван жизни укутана, пенит брод,
но не вытянет сеть ее смерть эльфийскую.

_________________
* кена, тинья - инструменты перуанских индейцев (тростниковая флейта и малый барабан)
* Сиреневая Орхидея - перуанская порода собак.
 
Прошу прошения у организаторов конкурса, но это тот случай, когда я некомпетентен в попытках вникнуть в детали представленного портрета.
Она – «Последняя в роду» и хоронит, очевидно, родственников. Да? А ещё, кажется, она вдова и, вероятно, бездетная. Я прав? А может, ей снова выйти замуж и кого-нибудь родить, а не слушать все время «как поют горделивые кены с тиньями»?!
Финал же стихотворения менявообще ставит в тупик своей зашифрованностью. Увы…
 
Техника – 9
Впечатление – 9   


___________________________


Портрет № 9



Ты чей, Герой?

Ты чей, Герой? В сечёных латах.
Зазубрен меч. Твой шлем в пыли...
Лицо в рубцах, душа... в заплатах
Дум о друзьях. Тех, что ушли...

Ты чей, Герой? На постаментах
Окаменели лик и стать.
Ты - триумфатор в монументах.
Тебе уж нечего терять!

Терять... А что нашёл ты в жизни?
Отдав войне остатки сил
И помянув друзей на тризне
Ты ничего не получил.
 
 
Я так понимаю, что это Герой войны. Правда, за своими доспехами и мечом он следит плохо, ибо сказано: «Зазубрен меч. Твой шлем в пыли…». Наверное, пожилой уже, тяжело за всем уследить. Тем более, войны кончились, Герою поставили памятники при жизни: «…На постаментах / Окаменели лик и стать. / Ты - триумфатор в монументах…». Ну, значит, храбро воевал, заслужил у власти и народа! А что «душа в заплатах дум о друзьях» - так это правильно. Зачем же павших соратников забывать? Конечно, выражено это все дубовато и грубовато, но вполне зримо.
И вот теперь пусть автор объяснит мне, чем ему герой так насолил, что жизнь его объявлена пустой и зряшней?
 
… А что нашёл ты в жизни?
Отдав войне остатки сил
И, помянув друзей на тризне,
Ты ничего не получил.
 
Как это – ничего не получил? Страну защитил, граждан её! Или автор одержим мыслью, что любая война – это плохо? Но тогда я с ним категорически не согласен.
 
Техника – 9
Впечатление - 9
___________________________


Портрет № 10

Хранитель времени, мой часовщик...

                *  *  *

Хранитель времени, мой часовщик,
Как шестерёнок и пружин язык
Ворочается, щёлкает, дрожит –
И между дёсен времечко бежит...

В фамильной лавке, сидя у окна,
Ему пуловер штопает жена,
Чтоб он согрелся, сидя у печи,
Где годы обжигали кирпичи...

Но снова ночь – и стрелочка сверчка
Отстукивает жизнь часовщика...
И спит жена, и тяжелеет мрак,
И время ищет свой ночной колпак...
 
 
Итак, имеем стихи о часовых дел мастере, чьи предки тоже были часовщиками, ибо сказано: «В фамильной лавке, сидя у окна…».
И снова вопрос: что автор хотел всем этим сообщить?
Что я должен испытать, прочитав некоторые подробности о жизни мастера часов? Как сказал бы театровед, в этой драме нет сверхзадачи. А что Время неостановимо, я уже где-то слышал.
Зато есть элементарные ошибки:
«Где годы обжигали кирпичи...» – кто кого, простите, обжигал?
 
«Как шестерёнок и пружин язык
Ворочается, щёлкает, дрожит –
И между дёсен времечко бежит...» – это, простите, часовщик часы во рту держит?
А зачем?
 
Техника – 9
Впечатление – 9


____________

Портрет № 11


Посвящение Крылатой Рыси
 
Ты стихи выпускаешь в шальной ветерок
На свободу – к катрену строка –
Как пускают батистовый тонкий платок
По сияющей грани клинка...

Те стихи пахнут ночью, романтикой трасс,
И костром под смолистой сосной,
И в ореховых лунах прищуренных глаз
Проступает распадок лесной.

Струны знают под сотню различнейших нот,
Тетива – лишь короткую трель,
Оттого, точно стрелы, аккорды в полет
Выпускает стрелок-менестрель.

Русый локон, отброшенный за спину вновь
Не скрывает кистей на ушах,
Как темны вертикали кошачьих зрачков,
Как светла в этих песнях душа!

Кошка – добрый и древний загадочный зверь,
Но ее привязать не берись -
Эта кошка летает сама по себе
И зовется Крылатая Рысь!
 
 
Очень, очень романтично! И автор явно под впечатлением то ли фильма «Аватар» с его остроухими синими красавицами с вертикальными зрачками, то ли вспоминает вооружённых девушек из «Хранителей Кольца». А «романтика трасс» - это, конечно,  от Визбора и прочих бардов 60-х… Но имею деловой вопрос: а зачем «…пускают батистовый тонкий платок / По сияющей грани клинка»?
Подведём итог: чей портрет – неизвестно; что обозначает вся эта воинственная детализация – непонятно; причём тут кошка – не выяснено.
 
Техника – 8
Впечатление – 8

______________


Портрет № 12

Венская лавка

Где глинка для нежности кожи
И мыло различных сортов,
Салфетки душистые  тоже –
В той лавочке тлела, похоже,
Торговая жизнь стариков.

Два-три покупателя в сутки –
Неважный улов для двоих!
Но долго тянулись минутки,
И было неловко и жутко
Без лепетных шиллингов их...

А ночью – больные перины,
Мензурки с лекарством, водой
И скрипы кроватной пружины,
И голос умершего сына
Сквозь маетных ходиков бой...
 
 
Претендующий на душераздираемость двойной портрет старых мужа и жены, потерявших единственного сына… Немного мистики – «И голос умершего сына / Сквозь маетных ходиков бой...», немного деталей, вышибающих из нас слезу – «А ночью – больные перины, / Мензурки с лекарством, водой / И скрипы кроватной пружины..»
Не очень понятен эпитет «лепетные» по отношению к австрийской валюте.
А в целом – стрела в пустоту, и хочется спросит – а дальше что?
 
Техника – 9
Впечатление – 9

______________




 
Портрет № 13

ДИСПОЗИЦИЯ ПО ШТЕРНУ

Рыдала ключница Гликерья, слезой закапав пирожок: «Вишь, барин плеткою ожёг, суровенек опять с похмелья». Нахмурившись и подбоченясь, рукою щеку подперев, пеняя на хозяйский гнев, внимала причитаньям челядь. В окошко билась нудно муха, стучали ходики – тик-так. «Видать, навел нечистый  враг за невоздержанность проруху, - шептала кучеру кухарка. – Вечор у барина она все хохотала, сатана. А утром, глянь, - с каким подарком…»

Гликерья, приспустив сторожко рубашку с белого плеча, от плети вспухшую печать всем показала и ладошкой глаза отерла. Колокольчик в покоях барских зазвенел. Гликерья стала, словно мел, бледна, и, причитать закончив, поправив локон медно-русый, в покои барские ушла… Звенела за стеной пила, стучал топор, орали гуси…

К обеду небо потемнело, взметнуло ветром к небу пыль, кобель  у кузницы  завыл и получил за это дело. Но не смогли ни вопль, ни громы уже мятущейся грозы унять восторженную зыбь и сладость чувственной истомы лежащих в барской почивальне.

Кухарка, очищая лук, прислушалась – затих ли стук и стон. «Закончил, вишь, охальник. А то все драться. Вот ведь дело. Папаша тоже  был мастак – баб портил, так его растак…»
Лицо старушки потеплело…




Картинка, как говорил незабвенный Паниковский, «из  раньшего времени». Весьма детальная, с явным сочувствием бедной Гликерье и с глубоким пониманием специфики сексуальных ритмов у барина-крепостника. Раньше бы сказали: «как хорошо, что революция избавила нас от этих ужасов!»
Впрочем, довольно забавно и неплохо в избранном жанре написано. Не вполне понятно, где тут «патрет», если говорить в рамках лексики изображённого времени. Но – раз допущено к конкурсу – надобно найти, ибо должон быть!... И, сочтя эти стихи портретом вышеупомянутой Гликерьи, я ставлю оценки:

Техника – 11
Впечатление – 11
______________




 
Портрет № 14

ТОРМОЖЕНИЕ


"Я уже подробно объяснял, что торможение, запрещающее убийство или ранение сородича, должно быть наиболее сильным и надежным у тех видов, которые...социально объединены"
.....................................................Конрад Лоренц, "Агрессия"


Так нет же –
вместо того чтобы пить молоко из глиняной чашки, 
отщипывая  по кусочку хрустящий горячий хлеб,         
ты молча натягиваешь фланелевую рубашку,            
колючий свитер под горло и падаешь  в тысячу неб, 
хлопнув закрытой дверью, как будто ударив наотмашь
кого-то внутри себя – только бы снова не зарычать. –
Чтоб где-то в фонарном созвездьи, остановившись, вспомнить, 
что вечер отлился в форму забытого дома ключа 
и быстро тускнеет рядом с остывшей французской булкой. 
Вернуться по следу так просто, но вряд ли придешь назад – 
и ты тупо кружишь по клетке скверов и переулков,             
боясь всепрощенья и боли в родных, ненавистных глазах.
 
 
Хорошо и основательно, в духе экзистенциализма исполненный портрет «нашего современника» - существа несчастного, с изломанной, амбивалентной душой, живущего больше в своём выдуманном мире, где войны и страдания носят сугубо виртуальный характер, а мужчины забыли, как любить женщин и просить у них прощения.
Но если принять тезис, что поэзия – это не «что», а «как», то портрет следует признать интересным и хорошо сделанным.
 
Техника – 12
Впечатление – 13


______________


Портрет № 15 

Уютный стих



Время - такая надёжная штука, -
маятник с тиканьем тихим качает
или выходит скрипеть в половицах,
ночь коротая до светлого часа
в старой квартире, где умные мыши
книг не грызут, - нет, они их читают;
а для еды там есть сыр в мышеловках,
сало и корочки, что экономка
мышкам кладёт как приманку, но, к счастью,
позабывает взвести механизмус.
Старый профессор с достойной бородкой,
сидя на старой, но крепкой стремянке
под потолком, где тома в переплётах
кожаных, грубо тиснёных, пахучих,
слушает шорох мышей под коврами,
слушает время, скрипящее мирно,
думает много о бренном и вечном,
только о вечном он думает больше:
вечное больше его привлекает
тем, что оно не кончается скоро.
Радуясь этому, мудрый профессор
дремлет, покоясь в привычном уюте,
и экономка с вязаньем пушистым
дремлет, пока аккуратное время
не позовёт её боем курантов
мышкам дать сыр, а профессору ужин,
и проводить его к мягкой постели;
и, засыпая, подумать покойно:
время - такая надёжная штука...
 
Очень понравилось… Просто, умно, интересно, я бы даже сказал – прочувствованно.
Белый стих нисколько не мешает ощутить грустную поэзию жизни, клонящейся к ночи.
Если говорить о том, чего мне не хватило, чтобы сказать «отлично!», – так это попытки автора найти какую-то сумасшедшинку, странность, подводный риф в этой предсмертной благости… Например, что профессор когда-то давно лишил девственности молодую тогда экономку, но утром сделал некое открытие и забыл напрочь о минувшей ночи!
Почти шучу...
 
Техника – 12
Впечатление – 11
 
 
 _____________

Портрет № 16

Здесь обитает день позавчерашний

Хромая  тень на стенах  пьяно  пляшет
И кувырком летит на половик.
Здесь обитает день позавчерашний -
В углу.  Весь дом давно ему велик.

Столом здесь дверь на столбиках ледащих,
(Снята с петель дверного косяка)
А вместо стула -  магазинный ящик
Из-под  палёной: бьёт наверняка.

Из оцинковки старое корыто,
Немой кукушки кованая нить,
Здесь всё давным-давнёхонько пропито,
Что и не можно было бы пропить.

Обложка книги  - жил в ней как-то  Гамлет,
На ней - для птиц прогоркшее пшено
В распахе ставен…
Вот и весь регламент.
Быть иль не быть – давно предрешено.

 
Я поздравляю автора с прекрасным портретом человека, которого в стихах нет.
Впрочем, прием этот не нов: так в пьесе Булгакова «Пушкин. Последние дни» именно Пушкин является главным героем, объектом разных мнений, целей, интересов, опасений и действий, но сам он нигде не появлется.
В этих стихах герой представляется так ясно – и визуально, и психологически, – что остаётся только угадать, какой творческой профессией он владел: был ли актёром, художником, писателем?...
Автор с завидной небрежностью сопрягает различные стилистические уровни, создает почти из ничего интересные метафоры, блистательно пользуется многозначными деталями.
Крохотная придирка – не «пошло» мне вдруг возникшее на фоне точных рифм отдалённое созвучие «Гамлет – регламент».
 
Техника - 14
Впечатление – 15

______________

Портрет № 17

Козёл-перезвон

Расступись на небе ясном озон,
И закройте, бабы, рты на засов:
Жил да был  в селе козёл-перезвон,
Самый звонкий был из местных козлов.

Кучерявые -  до пола  - вихры,
Позолоченных рогов круговерть,
По оврагам  собирал репехи
И звенел, чем только можно звенеть.

Колокольчики на шее – хрусталь,
В бороде стрекозья песня без слов,
Ну а в прочих недоступных местах
Звонарями  Кохинор и Орлов.

Ухмылялись на лугу косари,
Звон косьбы в алмазном звоне  тонул:
И всего то два (не пять и не три!)
Но какой из них – Великий Могул?

Припевал  за тем покосом ручей,
Стрекотали кузнецы вперебой,
Только  вызвоны не спутать ни с чем,
Ай да леший,  ну даёт, домовой!

А пылищи-то, пылищи вокруг...
Хватит, бабы, хватит пялить  глаза!
Дружно тряпки взяли все – и на луг,
Да  алмазы  протереть  у козла!

Так звенит он от  зари до зари
..........................................................
Раздувает ночь  пригасший костёр…
Кофейку покрепче, что ль, заварить?...
Ты очки себе бы, что ли,  протёр...




Да, ещё тот козлина… И портрет достоин натуры. И пейзане – ну, такие остроумные! Правда, малограмотные: не знают, что надо говорить не «Могул», а «Могол».
Но какое пиршество фантазии! Какие детали и краски! Какие перспективы у местной алмазодобывающей из козлов промышленности!
Все вполне приемлемо и поэтабельно.
 
Техника – 11
Впечатление – 11

_____________


Портрет № 18


понедельник, полдень

Умер человек в метро: сел на лавочку -
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка -
взял из сумки телефон, выбрал номер:
вызов, пять гудков - алло, тут и помер.

Полетела, соскользнув по руке его,
палка на пол веткой мертвого дерева
чуть подпрыгнула на плитах исхоженных,
замерла, легла у ног, как положено.

Эхо съежилось воровкой распушенной,
заметалось саранчой над картушами,
бросив мраморной стене в отражение
одинокий силуэт без движения
и уткнулось в окна свода валериев
а за ними россыпь яблок с деревьев,
небо, трактор, физкультурники веером,
в общем - жизнь и все что ею навеяно.

Подошел дежурный с кожаной папочкой
тронул пульс, набросил серую тряпочку
составляет протокола считалочку:
брюки, туфли и пальто, сумка, палочка,
телефон, очки, блокнот, книжка детская,
понедельник, полдень, новокузнецкая.

Сильные стихи с точки зрения владения техникой. Блестяще использованы дактилические рифмы, которые делают пространство стиха многомерным и свободно дышащим. «Лавочка», «палочка», «тряпочка», «считалочка» – уж такая умилительно-мирная, такая мило-обыкновенная картина смерти! – и оттого особенно страшная в своей обыденности.
Но – опять: если это портрет, то чей? Умершего? Станции метро? Обыкновенного дня? Или и правда – портрет Смерти?

Техника – 14
Впечатление – 13

______________


Портрет № 19


По следам Тихо Браге

        Тихо Браге - датский астроном(1546-1601).
        Наблюдал за Марсом в ярко-
        красной мантии. На дуэли с
        научным оппонентом лишился
        носа и поставил серебряный
        протез. Последние годы
        прожил в Праге. Здесь же
        умер и похоронен.


Туристы ли, паломники, бродяги,
Покорно семенящие за мной!
С утра нас ждет великий Тихо Браге:
Он жил здесь, в Праге,рядом, за стеной!
По улочке - крутой, как знак вопроса
(И без названья, кажется, вообще),
Веду людей к Серебряному Носу
И к радуге на огненном плаще.

Вот дом его. За капуцинским храмом,
Где бубенцов заученная трель...
Здесь нет интриги и любовной драмы -
Одна сплошная звездная дуэль!
Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас...

Ты мой алхимик, Время! Но не лекарь,
В сны превращавший годы столько раз!..

Прокружим до полуночи по Праге,
А, может быть, до завтрашнего дня,
Чтоб старый телескоп свой Тихо Браге
Направил и на вас, и на меня,
Чтоб он увидел сердце человека,
Повисшего над пропастью потерь...

Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь...
 
 
Превосходная работа – чёткая, продуманная, будто отлитая из одного куска серебра… Прошу простить за ассоциации! – Серебряный Нос навеял!
Великолепно сопрягаются история, современность, философия осмысление прошлого и настоящего – в пользу прошлого. Сюжет развивается по спирали, и каждый поворот всё безжалостнее к современнику:
 
…Ведь небо из шестнадцатого века
Казалось людям ближе, чем сейчас...
 
…Душа ведь из шестнадцатого века
Казалась людям ближе, чем теперь...
 
Словом, работа не мальчика, но мужа, – причём, умного и очень талантливого!

Техника – 14
Впечатление – 15

______________


Портрет № 20

Настоянное

Уже оплачен бальзам крепленый
влюбленным мачо в кафе у клена,
и бармен, вспомнив визит вчерашний,
нальет три полных - заказ не ваш ли ?

Ты не заметишь ни складок жестких,
ни гладкой меди его прически,
тебя опустит провалом взгляда -
куда ? - да пусть хоть в глубины ада,
узнать бы только в каком наперстке
не быть настойке пощечин хлестких...

Пусть в мире пестром полно диковин,
такой наперсток еще не кован.
Настойки грубый привычен запах.
Ты смочишь губы. Ты выпьешь залпом.
Тебя погубит не ром, не граппа -
обычный кубик в руке арапа *.

******************************
арап - (здесь) плут, обманщик, аферист



Очень странные стихи, но при всей симпатии к странностям – чей это портрет?!
Ну, допустим «влюбленного мачо». А в кого влюблённым? И зачем? И где та, в которую?...
Впрочем,  вопросы этим не исчерпываются. А как расшифровать эти строки:

Тебя опустит провалом взгляда -
куда ? - да пусть хоть в глубины ада,
узнать бы только в каком наперстке
не быть настойке пощечин хлестких...
 
Я понимаю – испанские страсти… то да сё – но всё-таки? И что это за таинственный напёрсток? Нет, не дано мне проникнуться этой поэтической метафизикой.
 
Техника – 11
Впечатление – 11

______________


Портрет № 21


Портрет на эмали

В том аномально-тёплом декабре
На пне смеялись рыжие опёнки,
Был юмор Ваш изысканным и тонким,
А я Ваш взгляд ловила, присмирев.
Забрёл в тупик прерывистый рассказ
о Райволе*, о снах, о Ваших жёнах...
Я видела Ваш мир насторожённый
За створками татарских длинных глаз,
Где прятался застенчивый моллюск
Под глянцевым покровом перламутра...
Всё медлило догадливое утро,
И ночь мы заучили наизусть.
Она сложилась в откровенный шрифт
Травы,
Такой отчаянно-зелёной,
Что и зимой взрастает для влюблённых
В ногах надменно-равнодушных пихт.
И затвердел в прозрачную эмаль
Ваш силуэт у Финского залива,
Где стали мы нечаянно счастливей,
И обаятельней, для тех, кто понимал.
А муж был до обиды не ревнив,
И называл Вас другом и коллегой…
Стоял декабрь.
Без вьюги и без снега.
Зелёно – тёмно – каряя
финифть…
 
Очень интересный случай: да, портрет – но чей?
Если психологический – то лирической героини, если визуальный – то её, не побоимся этого слова, любовника. Но поскольку любое лирическое стихотворение есть портрет лирического героя, то я выбираю другой вариант. Итак, он – любовник…
Очень неплохо и любовно-внимательно выписаны его повадки и черты. Кажется, я начинаю понимать, что находят европеянки в восточных мужчинах – ах, тонки, загадочны, и взгляд… и экзотика… Да, никуда уже не деться… И все нарисовано такими чудными прикосновениями, такими влюблёнными пальцами, что даже прихотливые ассонансные рифмы кажутся точными! Вот только «опёнки» немного нарушают романтику смешноватым суффиксом. Надо бы – «опята».
 
Техника – 14
Впечатление - 14


______________



Портрет № 22

сказка о рыбаке и рыбке

Жили, были старик со старухой,
   в  развалюхе,   покрытой соломой.
Дед рыбачил на сейнере где-то,
   а старуха батрачила дома.
Было это году в 43,
   или раньше, не помню, не знаю,
Дед поймал икряного  тайменя
   и  подумал: " удача  какая".
Никому не сказал он ни слова.
   Рыбку спрятал в рюкзак и на  скутер.
А старуха была балаболка,
   проболталась о рыбке кому-то.
Только сели они за ушицу
- заявляются двое в  шинелях.
И поехал старик не на сейнер.
   Он поехал, болезный, на север.
Старика проводила старуха,
   и осталась, считай что, вдовою.
Дети выросли, в городе пашут,
   иногда вспоминают папашу.
И его злополучную рыбку,
  что не  стала  для  них  золотою.
 
Будем считать, что это семейный портрет в разрезе приснопамятного времени.
Ну, что ж, все при всём: немножко стилизации под фольклор, немного печальной истории, немного фантазии и вполне приличной техники. Вопрос, правда, возникает – поэзия ли это? Тут сложно сказать… Кому как покажется. Мне – так нет.
 
Техника – 11
Впечатление – 11


______________


Портрет № 23

Аквариум

В  фойе  кинотеатра  у  стены
Стоял  аквариум.  В  нём жили  рыбки
И  рак  отшельник   с  грустными  глазами.
Им  воду каждый  день  подогревали
И  сыпали  в  лоток сушеных  дафний.
В  воде  зелёной   размножались   рыбки,
И  умирали,  отмотав  свой  срок,
Оранжевыми длинными  хвостами.
О реках,  где  пиратствуют пираньи,
И царствуют  в  болотах  анаконды,
О  родине -  опасной,  но   прекрасной,
Никто  из  них  не помнил и  не  ведал.
И  только  кот,    живущий  по  соседству,
И  уважавший, как  никто,  свободу,
Мечтал  разбить  хрустальную  тюрьму,
И  выпустить на  волю  бедных  рыбок.
Однажды  он  мечту  осуществил:
Аквариум  разбился.  Рак  отшельник
Уполз куда-то,  пятясь  по  привычке.
А рыбки  задохнулись  в  одночасье.
Наевшись  рыбы,   кот - освободитель
  Пошёл  на  крышу рассказать  котятам
Что  жизнь  в  тюрьме с   водою  подогретой
не  может рыбкам заменить свободы...
 
 
Жуткая, разрывающая сердце история. Как  он мог? Кто позволил ему ломать аквариум? Как мы дошли до жизни такой, что четвороногий обжора и демагог изображает из себя освободителя, а на самом деле удовлетворяет свои хищные инстинкты?
Стоп… Я этого не говорил, а вы не слышали… Нет в России таких демагогов и мерзавцев и быть не может!
А стихи весьма банальны. И портрет общества в аквариуме, его будней и трагического конца отдаёт морализаторством и особых чувств не будит – по крайней мере, во мне.
 
Техника – 10
Впечатление – 10