Чёрный Квадратизм

Владимир Подкидыш
                «Уважаемый Борис Натанович! Очень хочу
                узнать  Ваше  мнение о знаменитом «Чёрном
                Квадрате» К.Малевича. Заранее спасибо.
                Борис Файфель, Саратов, Россия.
                - Самое незамысловатое: «И я так мог бы.
                Чем люди восхищаются?»
                Ответ БНС в оффлайн интервью 10.08.06г.

Жил Глупый Богач в Богачевых палатах.
Чего только не было у Богача:
В подвалах – вино, сундуки, полны злата,
А шубы в шкафах – так «с царёва плеча».
Но этот успешный «добра наживатель»,
Любуясь на злато, о славе мечтал:
Ценителем тщился прослыть сей стяжатель
В искусстве, где он «по нулям» понимал.
Видать, не давала бедняге покоя
Та слава, какой Третьяков обладал:
Считал за почётное место такое
Художник, который к нему попадал.

Узнали про это Обманщиков двое.
И Первый Обманщик Второму сказал:
«Давай нарисую я нечто такое,
В котором никто б ничего не понял.
Ну вот, например, нарисую я «Чёрный
Квадрат», на котором – одна чернота.
А ты – покупателем будешь притворным
И громко хвали, какова красота.
И общие наши деньжата «потратив»,
Задорого «купишь» «Квадрат» у меня.
И громко хвались, что, мол, в «Чёрном Квадрате»
Картины чудесные видишь средь дня.
И сделаем мы потихоньку рекламу:
«Какую картину купил сей знаток!
Как дорого он оценил этот самый
«Квадрат», что есть символ святого «Ничто»!

Что ж, сказано – сделано. Всё так и стало.
Увидел покупку картины Богач –
И сон, и покой с того дня потерял он
И «жаба заела» беднягу, хоть плачь.
И он порешил: «Этот случай отменный
Для славы нельзя мне никак упустить.
Шедевр этот надобно мне непременно,
За цену любую, но перекупить.
И если ему за «Квадрат», без обману,
Я вдвое от суммы его заплачу,
То вдвое же выше ценителем стану
И славу тогда пропоют Богачу!»
Что ж, сказано – сделано. Правда, «ценитель»
Пустыми глазами глазел на «Квадрат»
И видел одну черноту. Как хотите,
Но он-то ведь в этом был не виноват.
Зато виноват был в другом: говорил он,
Что множество видит прекрасных вещей,
Что будит фантазию это мазило,
Что символ чего-то там, и ва-аще…
И кто приходил к нему полюбоваться
На этот на самый на «Чёрный Квадрат»,
Не переставали они восхищаться:
«Как дорого стоит шедевр этот, брат!
Да как же шедевром не быть той картине,
Когда отвалили такую деньгу?!
Великий ценитель Богач наш отныне,
Я в этом поклясться пред всеми могу!»
И мнение это по свету бежало,
Старался вовсю подпевала-клеврет.
Богач был доволен тем мненьем не мало
И званья присваивал: «Искусствовед».
(Такого ж эффекта добился однажды
Ходжа Насреддин, в Бухаре что «живёт»:
В палатку кота посадил он отважно
С рекламою: «Зверь, именуемый «Кот».»)

Но вот появился Большой Всепланетный
Здесь Информаторий, сиречь – Интернет.
И сайт в нём открыли с успехом заметным
И он существует уже много лет.
И «Маленький Мальчик», которого звали
Борисом Стругацким, сказал в интервью
О «Чёрном Квадрате», про что вопрошали,
И выдал «Квадрату» оценку свою
(Читайте эпиграф). Но был этот «Мальчик»
Писатель большой и известный вполне,
Что кроме романов, имел свой журнальчик
Про век XXI, известный в стране.
Медь труб он прошёл и блокадные беды,
И жизнь непростую успел повидать.
Поэтому рьяным тем «искусствоведам»
На эту оценку придётся смолчать.

А Глупый Богач глуп был лишь на забавы,
Но денежки милые делать умел
(На то и Богач!). И купив себе славу,
К картине он этой своей охладел.
И он порешил: «А чего ей пылиться?
Как ценность любая, картина – товар!
Продам её. Денежка мне пригодится
И я поимею с шедевра навар».
И только решил он «погреть свою руку»,
Как видит: коммерция терпит завал.
И рынок свободный преподал науку:
Никто за «Квадрат» той цены не давал.
И тут, хоть с трудом, но Богач постигает,
Что ловко надул тот Обманщик его,
Который картину продал. И не знает,
От «клада» избавиться как своего.
Поэтому видя, что тот же художник
Создал уже новый «шедевр» – «Чёрный Круг», –
Презрительно бросил ему: «Эй, сапожник!
Своим гуталином не пачкай нам рук!»

Я так же про «Чёрный Квадрат» этот думал,
Такое же мненье имел, как Борис
Стругацкий. Предмет не заслуживал шума,
Который в молве о предмете повис.
И видел его я один раз в журнале.
Зато аж два раза я лично видал
Картину другого Обманщика в зале,
Которую «Сталкером» он называл.
Конечно, Стругацких кто книг не читали,
Обманщик, быть может, и не обманул.
Но нас, кто писателей сих почитали,
Тарковский картиной своею надул,
Поскольку под чисто своим измышленьем
Заставил поставить их подпись свою –
И мы на афишу глядим с вожделеньем,
И в очередь я за билетом стою.
Но в недоумении мы покидали
Тот кинотеатр, где на «Киноквадрат»
Сей «Чёрный» с толпой любопытных взирали.
«Какая картина!» – вокруг говорят.
От «Сталкера» был я собой недоволен:
Разочарованье, не радость он нёс.
И «искусствоведам» внимал поневоле:
«Не понял» я данный в картине вопрос.
И долго сомнения душу терзали,
Пока не прочёл комментарий самих
Стругацких, как «Сталкер» «они» «создавали»,
Как мучил Тарковский «Не так!»-ами их.
И я с облегченьем вздохнул: значит, всё же
Я правильно понял сей «Чёрный Квадрат»!
И я отношенье своё подытожил
В оффлайн интервью, и был случаю рад.
Но «Маленьким Мальчиком» мне «не по чину»
В сраженье с «Квадратами» здесь выступать.
И «искусствоведы» немедля дубину
Мне стали в оффлайне усердно казать:
«Да кто вы такой? Покажите-ка справку,
Что право имеете так говорить!
Ах, нет у вас справки? Так брысь-ка под лавку
И молча сопите! Скромней надо быть!»
Да, «искусствоведы» – огромная сила!
А «Маленький Мальчик» затем не смолчал,
Что мысль «за державу обидой» точила,
Которую яростно он защищал:
Что экранизаторы произведений
В одном только могут талант проявить:
Чтоб МЫСЛИ писателя БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
С экрана до зрителей всех доносить.

10.10.06г.