Что такое экспромт!?

Александр Рубэнс
Вы улыбнулись!? Ну конечно, ведь все пишущие и поэты, поэтессы и милые графоманы пишут экспромты, да и вы в том числе.
А удачные, или не удачные, это уже другой вопрос. А если говорить, как о жанре, то экспромт, а ведь это именно экспромт – то он пишется непосредственно, как живой отклик, взгляд в несколько иной плоскости и более того - оригинальное видение и это вовсе не перифраз с прочитанного. А вы как думали!? Как один мой знакомый!? Он порой крапает свои экспромты по три четыре дня, но на литературных вечерах, не смущаясь,  заявляет, что только что, прям таки,  сиюминутно написал свой блистательный труд. Или вот, как одна поэтесса целый час читавшая свой экспромт публике, а к слову сказать, это был просто наглый плагиат с оригинала, в бесконечно удлинённом перифразе. Где написанное в оригинале  – «от имени мужчины » поэта, просто поменялось на написанное « от имени женщины», то, есть от Оной поэтессы. И поскольку это перелицованное «блюдо» было принято на ура… она осмелилась прочитать и последующие переделки…  И очень, даже очень возгордилась , сорвав у неосведомленной публики аплодисменты, и предложения тут же публиковаться.  И наверное так бы и произошло, если бы кто то из библиофилов, из любителей и ценителей поэзии ( а дело было в избе читальне  краевой библиотеки), не стерпев оного плагиатского лицемерия,  тут же не урезонил даму зачитав стихи авторского оригинала. Надеюсь, вы не оные «Экспромтисты», и потому не обиделись на такое мое вступление….
Так о чем речь!?
Да собственно совсем не о том, о чем вы подумали…

Но вот вопрос,  как бы в тему, просто о личном опыте экспромта…  Вы пробовали, когда ни будь, именно сходу, экспромтом написать, что либо по чьей-либо просьбе!?   Или сиюминутно ответить именно вашим частушечным куплетом на частушечный куплет -вызов!?
На деревне это могут, только тему задай. Нет, конечно, в частушечной перепалке зачастую идет вход все «слышаное и наработанное», но есть таланты именно сходу и по «теме» выдающие экспромтом куплеты яркие и хлесткие и с изюминкой.  К слову сказать, есть и любители сходу импровизировать экспромтом под гитару, и иногда даже не плохо. И поскольку я и сам порой балуюсь, то могу сказать, что это все же, хотя и сложная, но неспешная «спевка», и в основном в узком кругу… и поэтому относительно экстремальная, пропел да и забыл…   
А вот однажды… Однажды мне, по неволе, пришлось именно сходу сыпать экспромтом спевку,  да еще и за двоих и не где ни будь, а на концерте, прямо со сцены… Словом обстановка, скажем так  была сверх экстремальная, и потому все что выдал, как то враз и запомнилось. И не просто запомнилась, но и вошло в репертуар последующих концертов художественной самодеятельности, но уже конечно, как чисто лирический жанр…

А дело было так…
Армейская служба закончилась…. И только – только я переоделся по гражданке, ну может с неделю не больше, как вызывают меня администрацию  совхоза. А совхоз был разно профильным и богатым, и работа была и зарплата,  и дома строились и свадьбы справлялись, будь здоров, как раз перед злополучной перестройкой.
Иду, значит и думаю с чего это я понадобился, не уж-то по бывшей армейской «жисти»… к слову сказать, начальство меня отпускать ну ни как не хотело, даже перспективу дальнейшей службы выстроило в мажорных красках. Но нет… отслужил и баста, домой, да и по нашему океанскому прибою жуть, как скучал.

Так вот зашел я совхозную контору, как есть со знаками отличия и все честь по чести, и тут меня, прямёхонько к парторгу направили.
Смотрит на меня парторг совхоза, как бы любуясь на выправку гвардейца  и говорит – вот что Александр батькович, кадр ты для нас в самый раз! И потому решили мы на партийном правлении определить тебя в директора дома культуры.
- Как это в директора!? – несколько стушевался я.
- А так. Бывший директор съехала в соседний район, так сказать по замужеству. Поставили временно худрука, а тот вот уже вторую неделю не просыхает, да и до этого нередко. Словом, никудышный в этом отношении спец, да и тоже увольняться задумал. А тут на носу праздники, стал быть, хочешь не хочешь, а концерт к праздникам необходим, сам понимаешь, торжественное собрание, то да се…А как без концерта после собрания!? Народ не поймет…      
- Так, а я то, что!?  Какой с меня директор, тем более еще и по художественной самодеятельности.
- Да как же … Вот стал быть, стихи…  Пишешь? Пишешь! Сам читал в газете не раз! Да и на гитаре поигрываешь, да и вроде, как и на гармошке…   али не так!? А главное боец хоть куда! Орел! Все девки сбегутся в самодеятельность, а то чей то наш сельский хор в последнее время дюже постарел… Словом принимай дела, а если что, то комсорга в помощь. Девка во! Боевая! Справитесь! 
- Так может ее и надо в директора! - предложил я, обрадовавшись возможности уйти от темы.
- Не… ни как нельзя… кто ребятками управлять будет!? А в «дэка»  хор приочень постарел и поредел… Девок привлечь - надо?! Надо! Так вот я и говорю, ты в по всем статьям - в самый раз!   
А баяниста, подыщем.  Я уже в районе справлялся по этой части, так что, через недельку другую будет тебе и специалист-баянист!
Так вот его и назначьте в директора!
Не… ни как не можно… Как говорит теория и практика подтверждает… совмещать эти должности не стоит …
 
…………………Ну, директором так директором, решил я, все равно на работу устраиваться надо…
И вот в канун праздника сляпали мы с комсоргом репертуар из различных номеров при непосредственном участии нашенских  доморощенных артистов  и артисток, а за два дня перед собранием прогнали основные номера с непосредственным уже участием, только что прибывшего из районного центра баяниста. Словом все было в порядке и в полной готовности для ведения обычного сельского концерта.
А народу в праздничный день, и это не смотря на что на улице уже во всю пуржило, набралось предостаточно, тем более, что собрание общее, совхозное, с торжественными речами, поздравлениями и награждениями. Что и произошло вскоре и вполне организованно, и настал черед для ведения концерта.
Роль конферансье естественно пришлось вести мне самому и как директору дома культуры и как организатору концерта и как новоиспечённому артисту.

И так, зрителей полный зал, народ ждет в некотором вынужденном антракте … Потому как время уже поджимало, а баяниста все нет и нет… И как вести оный концерт !?… Словом порядок номеров пришлось срочно менять и начинать конферансировать экспромтом. Что было и сделано… точнее начато.
………………..Первыми номерами пошли две песни без всякого аккомпанемента, так сказать народно хоровые, потом вышла Ивановна, а ей при ее голосе никакого аккомпанемента и не требовалось,  затем стихи, небольшая пьеска… Время идет, а баяниста все нет… А народу без музыки, вижу как то не очень, как бы некой мажорной окраски не хватает, да и понятно, праздник же…
Что делать!?  Дальше без баяниста уже ну ни как нельзя, а тут еще артистки-вокалистки молоденькие без аккомпанемента выходить на сцену на отрез отказываются… словом не та уже молодежь, раньше бы и под треканье на стиральной доске спели, а тут …
- Ладно - говорю комсоргу, - знать мой черед с номером, уж как ни будь частушки спиликаю на гармошке… А там глядишь и баянист объявится.  А кстати Татьяна – спрашиваю комсорга, - как там гонец за баянистом еще не вернулся!?
- Нет еще. И что с этим баянистом случилось… ума не приложу
- Ну, ладно, давай тащи Клавдию из гримерной… а то чтец уже заканчивает… ( А надо сказать, Клавдия была заядлой частушечницей, в рот палец не клади, такие экспромты выдавала! Вот с ней то я решился выйти гармонистом…  )  И тут на тебе, смотрит Татьяна на меня своими волоокими глазами, хлопает ресницами и  говорит…
- А я Клавку то и отправила за баянистом…
- Ну, даешь!… - сокрушенно огорчился я - А что другого кого не могла!?…
- Так не все знают, где баяниста определили, вон ведь, сколько новых улиц отстроили. Да и она сама вызвалась сбегать…
- Тогда вот, что… словом делаем - полный экспромт! скажем так - деревенские спевки.  А ты девка боевая, и комсорг к тому же….   Словом пойдешь на сцену вместе со мной, я сам попробую экспромтить, а ты, где сможешь, встревай куплетами, а если нет… то давай, как бы в тему, в виде синхронной пантомимы с приплясом…
- А это как так - пантомимой!?
- Да просто… словом имитируй, импровизируй достоверно узнаваемо, а не просто стучи каблуками… танцевать то, ты горазда… а тут надо как бы картинками  Идет!?

- А что делать, давай, может, что и получится…  вот только подожди, я в сарафан переоденусь, для достоверности. Ведь деревенские спевки то!? Да и тебе кепку с цветком не помешает…
Ладно… – согласился я и вскоре натянув лихо кепченку, вновь приготовился, но уже с гармонью выйти на сцену… 

И вот чтец закончил читать отрывок из поднятой целины с ремарками от деда Щукаря, стихли аплодисменты, и я, решительно, но несколько деревянно шагнул на сцену. А следом, чуть замешкавшись, в сарафане не по размеру вышла и наш комсорг Татьяна, с  дюже нарумяненными щеками и с золотой длиннющей косой. Как выяснилось потом с косой из реквизита по сказке к спектаклю «Варвара краса длинная коса».

- Деревенские спеки! – объявил я, стараясь припомнить,  для начала, что ни будь эдакое из своих стишат на сельскую тему, так как решил клеить из них (а как получится) стихотворное пупыри…
И надо сказать, стоило мне ухватить какой ни будь стих, он тут же улетучивался,  а тут еще и первый вступительный проигрыш по кнопкам как-то не заладился…  Но да ведь я боевой парень и потому вдруг ляпнул сам того не ожидая…

- А пропадать, так пропадать!  Не любовь – страдания! - и далее глядя на девицу Татьяну взмахнувшую платочком, повел выскочивший, каким-то образом куплет…

По тропинке шел я встречно
В первое свидание
Думал просто и беспечно
Будет встреч гуляние….

И Татьяна уловив тему тут же подбоченилась и боевой павой в легкий припляс обошла вокруг меня. А мои пальцы уже привычно забегали по кнопкам тальянки в лихой наигрыш … 

От колодца она шла
с коромыслом с ведрами!
словно счастье встреч несла
стройная и гордая!

  И тут Татьяна, так же исправно уловила тему, но имитируя походку с коромыслом вдруг скрылась за кулисами.
- Вот – думаю, - что это она сбежала, что ли!? И делаю выжидательный проигрыш, и Татьяна не подвела, вновь появилась и не просто, а с ведром, что стоял у бака с водой…  И ободренный ее  участием я и сам пошел в тему…

Чтоб помочь прибавил шаг
Обнял в губы милуясь!
С коромыслом ведра звяк
Пали опрокинулись! Ух!

Ух! –подхватила Татьяна и для пущей достоверности бросила ведро, да так, что оно звякнув об пол выплеснуло все  содержимое, то бишь воду, окатив меня с головы до ног… И хотя воды было немного, но достаточно, чтобы от неожиданной холодной купели, я как бы в свою очередь еще раз выдохнул это злополучное – Ух!..    
Зал был в восторге, зашумев оживленно аплодисментами!  И мне, достоверно облитому водой, ничего не оставалось, как продолжать далее…

За промашку мою эту
Вечер весь рубил дрова,
В эту первую примету
По  селу пошла молва…

…А какая же, молва то!? – делая проигрыш я очень даже выразительно смотрел на Татьяну как бы говоря в ожидании…- ну давай выручай, встревай куплетом… -  но Татьяна от чего то нахмурившись, только молча надвигалась в переплясе и было славно, что хоть без ведра… - так какая молва то…


Что лишь хмурила ты бровь
на мои старания  –  вынужденно пропел я, а дальше осенило 
Наломал с тобою дров
в первое свидание!
 
- Ух ты! Ах, ты ! Все мы космонавты! – разразилась вдруг Татьяна несколько не в тему. И пока шла помахивая платочком вокруг меня, я успел спросить одного из артистов сунувшего нос из-за кулис – ну что Клавка с баянистом еще не появилась!?

- Не а … - мотнул головой от чего то очень довольный Игорек - Давай Сашок дальше! Здорово у вас получается…
Решив несколько изменить тему, я вспомнил первую строчку одного из своих стихов и повел переводя далее в как получится…

- Утро в росах, небо в синь
Воздух пьян дурманами
По раздолью луговин
Мы гуляли травами

Деревенскою страдой
В пору сенокосную!
Стежкой пали в звон косой
Травы в свежесть росную!

Татьяна игриво пожимая плечиками молчала, ну да и ладно…

Впереди я шел, ты вслед
В косарях до устали
Так что щеки твои в цвет
Полыхали чувствами …

 ….. – подмигнул я Татьяне, делая несколько шагов по сцене в ожидании, что наконец она выдаст хотя бы один куплет в тему для передышки. Но Татьяна с румянами во все щеки, вместо этого, только тут же  пристроилась позади меня, импровизируя лихого косаря в размахе рук …

Ах, любовь, моя любовь…- обреченно затянул я далее, подыскивая слова и  вынужденно прохаживаясь туда - сюда по сцене, с неотстающей косарихой …

Ах, любовь, моя любовь !
На лугах за рощами
Пали в травы мы без слов
Словно сами скошены!

Мне бы просто полежать – развернулся я к косарихе, чтобы та наконец отстала.
С милою хорошею
Потянуло приобнять!
Получил пощечину…

– и надо было мне такое, ляпнуть в рифму!? Татьяна словно только этого и ждала, произведя более чем натурально соответствующее действо,  и так что даже кепка слетела покатившись по сцене…
Зал грохотал, Татьяна победно отплясывала, а Игорек на мой очередной выразительный взгляд куда то за кулисы, только развел руками… мол ни баяниста, ни Клавдии  до сих пор еще нет… так что …   
И я вновь глянув на мою слишком боевую косариху, отважно повернулся к зрителям, усыхавшим от смеха…
****
Ах, любовь, моя любовь
Чувствами сметенная
А ведь было столько слов
В вечера весенние

Под тальянку, под гитару
Столько песен серенад
Мной пропето в ее чары
В озорной лукавый взгляд

 –  а взгляд у Татьяны и впрямь, аж так и засветился в артистической лукавости и по всей видимости в ожидании определенных куплетов для возможного нового действа.
Нет уж – подумал я - не дождешься! Тоже мне актриса, выискалась!  Да и пора эти спевки сворачивать…

Эх! Чем ближе на скамейке
К ней подсяду вечерком
Она брови хмурит змейкой
Отодвинувшись бочком

Нет в ответ желанных слов
Только наказания
Ах, любовь, моя любовь
Не любовь страдания!

Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты! – подхватила вновь Татьяна и с непонятно каким намерением двинулась ко мне в своем лихом переплясе, чем, однако я решил воспользоваться, дабы шепнуть, косарихе, что все, баста! Закругляемся! Но видимо Татьяна, вошла в охотку «по теме», и как бы, вызывая меня в перепляс, повернулась ко мне бочком с прискоком, от чего я был вынужден двинуться за ней, и, ненароком, наступил на ее длиннющею косу.
И Татьяна дернувшись в очередном бойком прискоке неожиданно повалилась на меня, и я соответственно с ней. И как бы в раздумье толи ее спасать, толи гармонь, я почему то оказался на полу поверх Татьяны… И тут Татьяна прямо из под меня, как есть в положении лежа, взмахнув платочком,  вдруг отчаянно выдала уже пропетое …

Пали в травы мы без слов
словно сами скошены!

Зал взревел…

Да и все, кто были за кулисами покатились со смеху, а положение надо было как то спасать! И я запутанный ногами в широченный сарафан, кое как  неуклюже приподнявшись на коленях над Татьяной, не мешкая развернул гармонь :

Нам бы так вот и лежать
С милою хорошею
Да пора уже вставать
Не все травы скошены… 

Зал уже просто заходился в рыданиях, в то время, как я наигрывая, делал выразительные кивки в сторону кулис, где совсем не кстати, выставилась невозмутимо дородная Ивановна, перекрывшая собой стоявшего за ней Игорька, пока наконец тот вникнув в ситуацию  не принялся задергивать занавес… 

- Да слезь же, ты, наконец с меня со своей гармошкой – взмутилась между тем Татьяна…
- А ты чего распрыгалась как коза, да еще и руки распускаешь…
- Так сам же сказал в тему, да с достоверностью…   
- Вот именно в тему, а не на мне отрабатывать…
- Это кто на ком !? – спихнув меня поднялась грозно партнерша
- А кто меня водой вымочил из ведра!? – поднялся я следом - Да еще и пощечину … - невольно потрогал я еще горевшую жаром щеку.
- Сашок! - расхохоталась вдруг Татьяна, перейдя в восторженный мажор - Зато столько аплодисментов сорвали! Сашок, да ты просто классный… - недоговорила она и в восторге принялась меня обцеловывать на виду у всех нашенских артистов… Впрочем, против  этой ее неожиданной импровизации, я не возражал…


- Эй, эй! Не очень то – ревниво встрял Игорек, как бы высвобождая меня - Дальше то, что делать будем!?…
- А что – вновь посерьезнел я, соображая… - не знаю, как вы, а мне бы передохнуть, да и переодеться бы не мешало…  а впрочем…
- Сашок, ты что-то новенькое придумал!?- тут же оживилась Татьяна
- Да так … в тему песни… но только не с тобой! - ответил я и в следующий момент, как есть мокрый и помятый вышел из-за штор…
- Дорогие односельчане! – объявил я, дождавшись тишины…- следующим номером нашей программы…  давно вам известная и очень популярная … Одинокая гармонь!….
Занавес раздвинулся и на сцене, чуть с боку, как обычно все увидели стул, на котором стояла гармонь. И естественно и как обычно зрители замерли в ожидании голосистой Клавки не раз спивавшей  «Одинокую гармонь»  и конечно же аккомпаниатора …
Не задерживаясь я,  тут же ушел со сцены, дабы быстро переодеться…  В то время, как зрители,  выждав долгую паузу вновь настойчиво зааплодировали и кто-то в нетерпении выкрикнул…
- Эй, артисты!   
Но к этому моменту,  я уже как конферансье, вновь вышел на сцену, и, подхватив под мышку гармонь, к удивлению зрителей тут же направился за кулисы…
- А «Одинокую !?» – вновь выкрикнул тот же голос из зала…
- Вы еще… желаете … - обернулся я
- Давай Александр! Не томи народ – на этот раз отозвался парторг сидевший в переднем ряду
- Одинокая гармонь! -  вновь объявил я,  и торжественно  водрузив гармонь на прежнее место, удалился …
И только через минуту, другую, зал, наконец, зааплодировал в честь одиноко стоявшей гармони.
А затем и появившейся Клавке вытолкнувшей на сцену баяниста с его шикарным в горошек бантом под воротничком и не менее шикарным по тем временам баяном…

Так что же такое экспромт!? А наверное во всем бывает экспромт, ведь сие понятие не однозначно, но как экспромт это все же означает … сочинение импровизацию, создаваемое быстро и непосредственно и если «в тему», то все же это не в перифраз, а как определенный аспект оригинального авторского резюме в творческом воплощении…
А творческое воплощение, как оно может быть без личного жизненного опыта!? 
Так стоит ли брать чужое, далекое от личного опыта, и познаний, чтобы потом «скушно» размазывать в тему!?
Впрочем, это уже другая тема.