2011 - 6 конкурс. Итоги. Матвей Багров

Золотой Пегас
Итоги и «добрых дорог всем!» (с) от Матвея Багрова http://www.stihi.ru/avtor/bagrov


Сначала о лидирующей группе, стихотворения которой оччень для меня сложно распределить по местам, ибо все они в полной мере заслуживают первого места.
это стихотворения №№ 4, 5, 7 и, вплотную к ним, – 12.
Исстрадавшись и обкусав пальцы практически до локтевого сустава – решился:

№4 "По городу бродили черепахи" – первое место и 12 баллов. За черепашек, естественно. И за точность решения – не могу выделить что-то избыточное либо не там/не туда поставленное... Нет, немножко лукавлю. Мне показалось возможным заменить "куда-то" в концовке. Но это чисто моё имхо и вообще тут не при чём. Зато теперь – отныне и навечно (с) – со мной – город, полный потерявших ориентиры черепах.

№5  "* * * (не принимай близко к сердцу...) " – втрое место и 11 баллов. Хотя честно и определённо могу сказать – выбирать между двумя этими стихотворениями (и номером седьмым) – всё равно, что доставать младенца вопросом: кого он больше любит – маму, папу или бабушку, которая с ним всё время практически. Но поскольку у Матвея, как у того йожыка, другой альтернативы нет, – второе место. Стихотворение поразительное. И пробойное стопроцентно. Неравнодушен есмь к судьбе литгероев, особенно культовых, особенно моего культа. Но – нашёл к чему при... гм... придраца. Активно не понравилась красная ртуть. Как химику, видимо. Хотя, возможно, девственному (нетехнического образования) читателю вставит в моск однозначно. А мне так помстилось слишком уж явное... как бы сказать... слишком явное использование "вселенского жупела", прошу прощения за свой французский (с). Показалось, опять же упорно ищущему занозинки Матвею (сами понимаете - чем лучше стихотворение, тем зануднее ищщутся занозинки, да?), слишком много «каков» на одно стихо. Если это фишка такая, – прошу прощения заранее, не вник, значит. Да, ещё очень хотелось бы понять: отчего именно – "безземелье"? Вот гложет этот вопрос меня уже и гложет...
Особенный респект автору за: мокасины (замшевые чёрт возьми! камешки!!!!), синий палёный свет (оооохххм… этто же целых несколько слоёв нескольких опять же реальностей!), за  – "ураганов не бывает" (без комментариефф), и, конечно-конечно-конечно, за кормление летучими обезьянами!!! (зы - а фкусно ведь наверное...)

№7 "Облака". Помню это стихотворение и отличное оно, и задевает множество ассоциативных вибриссов моих... может – слишком много? Наверное, моск мой слишком малооперативен для полного осмысления – сбивается, сваливается в судорожное перечисление, вычленение ассоциаций… кроссворд – поймай все слои мироздания. Ещё раз повторю: всем трём упомянутым стихотворениям отдал бы первоместный пьедестал. Да и моё твёрдое убеждение, что стихи этого автора вообще состоят их афоризмов. Но вот...  количество ассоциаций – закрыло для меня высокое небо... – третье место, рыдаю реально.

Сразу следом за тройкой лидеров идёт стихотворение № 12 "В. Сирину". И это стихотворение я помню. Всё бы было просто классно, если бы в конце не вылезла из какого-то исторического места мироздания не менее историческая и абсолютно, на мой взгляд, неподходящая к данному стихотворению "парализованная эра". Она настолько "не из этой сказки", что резко становится обидно и...  четвёртое место в результате.
Да, ещё про "адью" и "королеву". Я так понимаю, что "адью" в русскоязычном, тем более советском и постсовецком сознании, несёт некоторую лёгкость, несознательность чувств, стрекозиность некую. А шёпот, при прощании особенно, наоборот, – боль, смысловую глубину – нет сил сказать громко... нестыковка эмоций, на мой взгляд, в этом словосочетании. В общем, по идее после третьего катрена хорошо бы сжать в один все невзгоды из двух последующих… или вообще изменить ход стихотворения – иначе как-то размазывается... и слишком уж предсказуемо (хотя, конечно, обыденные вещи самые страшные при депрессии). Особенно это королева… ну и фиг с ней, нашёл по чему горевать же. А первые три катрена и концовка – респектище однозначно.

И снова – вплотную – № 10 "Смерть и музыка". Странно-зыбкое, дзын-дзэн – и этим в принципе всё сказано.
Начинается с напряжённости, нерва – и – растворяется...  в сером...
Мои мелкие имхи: 3-4 строки – по-моему, если поменьше "я" было бы – хуже бы не стало?
12 строка – чисто для самообразования: почему именно спиной? И кстати, столько рифм на -"ой" – это специальный стиль? Немного снижает, на мой взгляд, серьёзность повествования.
С последней строкой вот тоже, кажется мне, можно было бы поработать. Или вообще её убрать. Но, естественно, автор видит иначе)

Следующим идёт стихотворение № 3 "Поэтическая парадигма". Чувство глубокого уважения испытываю я к человеку, не только умеющему вполне адекватно оперировать такими понятиями как энигма и парадигма, но и испытывающему в этом внутреннюю потребность. Хотя идея стихотворения не нова (что вполне естественно  в виду конечности количества философских идей вообще), стихотворение радует отточенностью слога, прекрасными аллюзиями и ироничностью.
Правда, Матвей задумался над образом укутывающей травы. Скорее она того… питается... но может, это вид такой особый )))
Почему только знати память и покой  хранит ЛГ? Дискриминация!
Муар тьмы. Тьма представляется мне более плотной субстанцией всё же, муар – это скорее образ сумерек, наверное. Но это всё мелочи. Главное – вот оно – "И плыл, и плыл, и воды нёс Урал."
Наверное, где-то рядом – все воды Твои и волны Твои прошли надо мною... (с).


Оставшаяся группа стихотворений снова довольно ровная, грамотная, и посему снова приходится искать зацепочки и заусенички.

№9 "Жизнь - всего лишь эхо после крика". Моё глубокое убеждение, что произведения о потере близких, о катастрофах  и трагедиях хорошо бы выделять вообще в отдельную группу, ибо эмоциональное воздействие бывает преобладающим, и не совсем корректным кажется ещё и препарировать стихотворение. Однако приходится.
Написано грамотно, сдержанно (что большой плюс), горько.
Заусенцы с моей исключительно точки зрения:
– "Скорбно тикал" – Да обычно он тикал, что будильнику-то в жизни и смерти… (то есть немного смотрится нарочитым усиление).
– "Добрый сосед" – ? странноватое определение, на мой взгляд, слишком обезличенное какое-то. А может я просто мало добрых соседей видел?
– Если ласточка "горячо" прижмётся к стеклу, то, по правде говоря, не летать ей более...
сама рифма неплоха, но всё же такие стихи, по-моему, должны быть более тщательно отглажены.
Концовка хороша, у меня единственно в "тикает" всё время хочется слог потерять, ибо рифмовка получается точнее тогда. Мне бы хотелось прочесть так:
"В дом, где на столе будильник тихо
Отмеряет каждому свой час. "

Добрая и долгая память ушедшим. Здоровья живущим.
Спасибо.


№1 "ЧЁРНОЕ СОЛНЦЕ". Больше всего похоже на рок-песню – с этой точки зрения и рассматриваю. Понравилось лаконичностью, спрессованностью чувств и сюрреалистичностью некоторой. И – осязаемостью.
Немного царапнуло:
– "семь букв НИКОГДА чёрных дыр в поднебесье" – Во-первых, я реально сразу начал считать буквы - ещё бы, капс))) и чёрные дыры ни с чем не ассоциируются здесь. В картинке солнце чёрное, куда ещё там семь дыр?
Понравились "полные добрых намерений люди" органично вписавшиеся в картину мира, и "не звали не ждали ах даже вспотели"\
Особенно хорошо - "с ЭТИМ небом иного не будет".
Такую бы песню да в мои 16 лет. И чёлку-эмо. Йеххх...


Следующую тройку стихотворений ещё сложнее для меня распределить по местам. Поскольку в каждом есть "заусенцы" (преобладают смысловые), и все они примерно в равных количествах по стихам распределены.

№11 "*** (Взгляни  назад...) ". Странное впечатление. Несочетаемые определения образов, а картинка не распадается. Цепляешься за заусенцы, а становится только интереснее: что ещё придумает автор? Очень хочется узнать всё же, писалось это стихотворение с некоторой долей иронии, или на полном серьёзе?
Заинтриговало, в общем, и реально улучшило настроение.
И река, подмывающая берега (двойственный такой термин), и строители, высотный дом на опасном бережку возводящие, и кран, увлечённый грузом (это вообще-то он должен груз влечь, а то ведь того – перевесит!), и недышащее (вот ведь незадача!) солнце, и ломкие тени.
А особенно – неявно присутствующий метеорит (незрим он, но мы-то с вами с детства знаем, что "где-то в космосе летит голубой метеорит, ты растёшь, а он летит, ты идёшь, а он…" – бди, в общем, дорогой товарищ)
Сам удивляюсь – чем дольше читаю тем больше нравится.

№6 "ПИСЬМО". Так и хочется приписать в конце: «кончаю. страшно перечесть».
До того безрадостная картина бытия вырисовывается.
Я при чтении разбил формат А4 на сдвоенные строки. По-моему, так намного легче воспринимается. Ритм меняется всего один раз, образы богаты и разнообразны. Проблемы затронуты от глобальных до личных. Но... Страна задыхается отдельно явно, а ЛГ, добрый и прям весь такой светлый – ну совершенно отдельно. И хорошо, и правильно. И так сердце болит за отчизну…
Теперь немножко о нашем, о метафорно-образном:
– "бремя, разящее чужбиной за версту. "  – я правильно понял, что это бремя изгнания? разит чужбиной... гм… сильно образно.
– "распятого обугленного крова, "  – обугленный кров представляю. Распятый – не получается.
– "выкраиваю крестиком судьбу. " –  как мне тут сообщили на женской половине моего местопребывания, крестиком обычно вышивают. Хотя они меня и обмануть могли…
– "И в общем всё равно – награду или пулю, спускаться или падать с высоты. " –
явно лишняя пара слогов в первой части строки. "в общем" без ущерба для текста можно удалить.
– "Пусть в вашем доме плещется покой (не представляю росчерка иного),"  – росчерка? ну пускай покой плещется (*задумчиво – хотя какой он тогда покой... шлёп... плесь...плюх...), а росчерк? нет, я понимаю это божий наверное росчерк судьбы, но всё равно как-то у меня идёт ассоциация с "фортелем", по цепочке: "росчерк-вензель-выверт-фортель"
– "пусть зло чужое ходит стороной походкой обречённого больного." – эх, Вашими бы да устами... Как же, заболеет оно... (это я уже просто сожалею о малосбыточном)
И очень даже понравилось – "пространство, как наручники, сомкнётся. "
А также очень умело нагнетается мрак.

До всевозможных встреч нам в пространстве обжитого)))) Только - давайте всё же попробуем не трясти родную речь? Не перенесёт же...


№8 "*** (Какие краски взять...) ". Красивое стихотворение. Ну ооочень красивое. Всё такое доброе, светлое и расписное. Ларчик с самоцветами. Гхм…
В середине захотелось в целях сохранения психического равновесия нарисовать где-нибудь в сааамом уголке витража бааальшие челюсти хотя бы. К концу облегчённо вздохнул – это просто занавесочка, страхи зимние отгораживать. Вот и славно. На любителя, в общем, стихотворение. Для меня – слишком затянуто и переливчато.
Совсем немного – что показалось слишком заковыристым:
- "Лампаду солнца абажуром притушу,/ Китайским фонарем повешу над волной." – лампаду – абажуром! (она ж и так мааахонький огонёчек-то!) – и китайским фонариком пусть болтается (как-то некомльфовен переход от символа веры к развлечению языческому?). Да и "притушу" так и хочется (простите Матвея!!!) прочитать как "придушу".
– "Я искры жарких самоцветов украду, -/Недолгий день закончат фарами машин. " – *задумчиво… ну да… недолго мучился… добрый автор)))
– «Пунктиром ввысь деревьев руки протяну,/ В морозной хрупкости рассыплю на ветрах,» – автор всё милее становится моему некромантскому сердцу. Это же ещё и придумать надо – вытянуть вверх руки-ветви, да на морозце – чттоб промерзли до хрупкости, а потом – хрясь!!!! и – вуаля… только осколочки мелкими блестинками по ветру... Сильно!..

И наконец,  заключительный – №2 "ПАЛАЧ".
Я прошу прощения у автора – возможно, попытка осознать внутренний мир работника плахи и верёвки необходима в нашем усиленно толкаемом к бертризации мире. Однако подозреваю, что в стихотворении отобразился именно внутренний гуманистический мир автора, а не некоего исторического индивидуума. Проще в те времена к смерти и казни относились.  Поскольку терзайся палач такими мучениями, не стал бы он палачом, ох не стал бы. А должность-то была денежная, даже очень. И мог палач (ежели был он интеллектуально не туп) даже почувствовать себя вершителем судеб... например, придушить абонента дабы не мучался... или опоить... или же – не сделать этого ни за какие деньги. Но это всё рассуждения, вследствие того, что эмоциональное неприятия развития темы у меня в этом случае довольно сильно.
Лучше о зауснецах.
 – "Беспомощно глядят глаза,/ Объятые предсмертным страхом. " – Глаза объятые страхом не бывают. Это тело, душа, естество пускай или члены. А глаза – выражают, в них прячется, плещется... и вообще они завязаны… или в пол, потому что на колоде уже абонент , вниз глазами.
– "взъерошенные лица. " – это как?!!!
– "Пусть честно исполняю долг,/ Но понимаю, я - убийца" – логическое противоречие. Считающий, что он честно исполняющий долг не определяет себя убийцей. Определяет орудием провидения. Хотя… в принципе может у палача немножко с психикой нелады…
– "Вот выпью водки и - плевать, (…)/ И я не должен промахнуться. " – именно что бы не промахнуться, ПЕРЕД работой пить было ни в коем случае нельзя. Только если специально уточнялось: несколько ударов… в жестких случаях казни.
– "И голова, как шар земной,/Летит сквозь время и пространство. " – образ хорош, спору нет. А то, что технически неверен (ну кто бы позволил головам летать с помоста?), ну пускай это будет абсолютная метафора.
Ещё раз хочу уточнить, что 12 место стихотворения не значит что оно самое слабое, нет. В условиях обязательного распределения по местам и в общем-то технической равности нескольких стихотворений последней группы судейство идёт уже в основном на уровне общего восприятия. Вот такое моё восприятие получилось.

Спасибо, если Вы прочитали всё это.
Доброго лета.
С уважением,
Матвей.


Набранные баллы:

 1. ЧЁРНОЕ СОЛНЦЕ – 5 баллов
 2. ПАЛАЧ – 1 балл
 3. Поэтическая парадигма – 7 баллов
 4. По городу бродили черепахи – 12 баллов
 5. * * * (не принимай близко к сердцу...) – 11 баллов
 6. ПИСЬМО – 3 балла
 7. Облака – 10 баллов
 8. *** (Какие краски взять...) – 2 балла
 9. Жизнь - всего лишь эхо после крика – 6 баллов
 10. Смерть и музыка – 8 баллов
 11. *** (Взгляни  назад...) – 4 балла
 12. В. Сирину – 9 баллов