Точность определений, или о математике в поэзии

Юлия Ви Комарова
   Древнегреческие философы "придумали"софизм "Куча". Одно зерно кучу не составляет. Если к тому, что кучу не составляет добавить ещё одно зерно,которое тоже кучу не составляет, то куча не получится. Следовательно, никакое количество зерен не составляет кучу. Между тем каждый согласится, что 100000 зерен - это довольно приличная куча.
 О чём этот  софизм? о том, что граница между понятиями "несколько зерен" и "куча" в мышлении людей(и в отражающем это мышление языке) является нечёткой. Даже один и тот же человек будет по-разному определять "куча - не куча" в промежуточных случаях,т.е. когда разница между "несколько зерен" и "куча" трудноуловима. И это типично, даже нормально для нашего мышления, настолько нормально, что вызвало к жизни такое определение: мнений столько же, сколько людей.
      Только как в таком случае определить, что есть поэзия, а что ею не является вовсе? Выходит, что для одного и того же стихотворного текста мы можем найти множество определений: высокая поэзия, хорошие стихи, рифмоплётство и даже - графомания. Тем более, что в одном и том же стихотворении можно найти и гениальные строки, и слабые с точки зрения науки версификации. Но даже эти слабые строки почему-то могут оказывать сильное воздействие в совокупности текста. А могут и не оказывать. Всё зависит даже не от качества стихотворения, а от внутреннего и внешнего состояния души человека, определяющего ценность текста.
      Внутреннее - это характер и настроение человека, его привычки и предпочтения. Внешнее - это его воспитание, уровень образованности, который тоже сказывается на привычках и предпочтениях. Опять граница размыта.
       Получается, что объективно определить, является ли стихотворение поэзией, не может никто. Как же рождается мнение о том, кто есть поэт?
       Снова из совокупности определений. Именно в тот момент, когда количество положительных определений поэтичности данного текста "перевешивает" количество отрицательных, народ начинает говорить о "своём" поэте, доселе неизвестный версификатор становится пророком...Рождается "куча"!
      Так бывает и с "читательским голосованием" на многих конкурсах. Читатель не может быть объективен. Он выбирает то, что ему ближе в данный момент, то, что укладывается в его представления соответствия темы конкурса - конкретному стиху. Часто замечала, что в процессе голосования каждый последующий повторяет список предыдущего "голосовальщика" хотя бы в нескольких именах. Срабатывает принцип "кучи", зёрна притягиваются друг к другу: если на творение уже кто-то обратил внимание, остальные присматриваются и находят что-то своё, заставляющее признать: "Это - поэзия!"
      Типичной особенностью постановки задач классической математики является концепция "точности",т.е. предположение, что исходные данные заданы точно, и вычисления точны - гипотетически. На самом деле эта концепция не является универсальной. Любое субъективное человеческое мнение тяготеет к нечёткости и размытости границ.Можно ли точно указать, при какой длине волны красный цвет переходит в оранжевый? Художник, наверное, найдёт определение и такому "неопределённому" цвету, который обычный человек назовёт либо красным, либо оранжевым.У одних эта промежуточная область окажется шире, у других - уже. Кто-то ответи: "Не тот, не другой". Нечёткость естественна для языка. Это его свойство. Как определить то самое "варить до готовности"? Каждая хозяйка чувствует эту "готовность" по-своему: одна любит овощи недоваренными, другая специально разваривает их, и считает, что так вкуснее. Часто вполне уважаемые и заслуженные поэты "выдают" откровенно слабые произведения. Даже у классиков мы находим что-то более созвучное себе, что-то менее. Откуда же берётся в человеке смелость наклеивать ярлыки, раскладывать стихотворца по полочкам, награждать своего собрата по перу нелестными определениями? нередко такая нетерпимость ещё и прикрывается "радением за русский язык". Мне становится обидно, когда хороший, вроде бы, поэт, ведёт себя недостойно по отношению к другим. Что это? Недостаток воспитания, излишняя самоуверенность или плохое знание естественных законов? Мы можем высказывать своё мнение, мы можем голосовать "за" или "против", но каждый из нас имеет определённый взгляд на готовность нашего супа, на поэтичность нашего творчества, и только совокупные мнения могут определить с приблизительной точностью, чего же всё-таки мы заслуживаем: хулы или похвалы.
     Итак, нужна совокупность мнений. Из чего же складывается наше представление о поэтичности текста? Почему многие признают великим Пушкина,не важно, любят ли его сейчас, или любили в детстве? Он максимально прост - метод интерпретации действительности его поэтическим языком максимально приближен к точности наблюдений, т.е. минимально сложен в своей символичности. Красота - это простота. Но не опрощённость.Здесь я скорее говорю о гениальной простоте, такой, которая рождается из внутреннего прозрения, из пророческого-провидческого дара поэта, который присущ и самым "сложным" поэтам. Именно он, этот дар, позволяет им говорить "нужными" словами, понятными на уровне подсознания.
      Как я уже говорила в предыдущей статье , в поэзии прежде всего привлекает гармония: красивое звучание, внутренняя музыка, точность рифмы, красивый, выдержанный ритм, богатство интонаций, глубина смысла. Когда все эти критерии оказываются собраны в одном произведении, оно неизбежно привлекает внимание многих. Это и есть "вещь", сделанная красиво от начала и до конца. В таком случае, желая процитировать наиболее удачные строки, мы вынуждены признать: надо цитировать весь стих - целиком. Если таких безупречных текстов много, это и есть поэзия.  Поэт состоялся как творец.
      Когда Ньютон сидел под яблоней, он не выдумал ничего нового - он решил "обратную задачу": связал абстрактный факт падения яблока с конкретным движением планет вокруг солнца , сопоставил причину притяжения яблока к земле с силами, определяющими движение небесных тел. Так и поэт: он постоянно решает обратную задачу в отношении языка - он переводит объективные факты в субъективную интерпретацию действительности. Зачастую область его описаний размыта и нечётка, границы не определены. Рождение стихотворения - это перевод с языка обыденности на  язык Поэзии, при котором все образы максимально сближаются, не оставляя расхождений с действительностью, и вместе с тем, задавая саму действительность, т.е. снимая неясность и размытость границ. Когда это всё "просто", мы и говорим об удавшемся произведении.Эта кажущаяся простота даётся только поэтическим гениям, и она вовсе не отменяет постоянной и напряжённой работы над совершенствованием текста. Амвросий Оптинский любил повторять: "Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного". хотя бы в нескольких именах. Срабатывает принцип