Вечные формулы Николая Крымова

Андрей Дятлов 15
С художником Николаем Крымовым друзья, подарившие мне его альбом, меня обманули.
Причем — жестоко обманули. Сказали, что он прекрасный художник.
А он оказался гениальным, неповторимым и стоящим совершенно особняком среди пейзажистов прошлого века.
Когда перебираешь глазами его, в общем-то немногочисленные полотна, ловишь себя на мысли, что... уже это видел, но, да простят меня другие мастера ХХ внека, которые, похоже, многое просто переняли у Крымова: светлая радость портретов Зинаида Серебрякова, прозрачные просторы Александра Дейнеки, немного детская наивность Марка Шагала, четкие линии перспективы Кузьмы Петрова-Водкина...
Но у каждого — что-то свое, а у Крымова — все вместе, неразделимо и великолепно.
Вообще, по большому счету, этот талантливый человек не был в прямом смысле художником.  Судьба его была иной: Крымов известен, как крупный теоретик живописи и педагог. То есть, свою живопись он рассматривал, как некий полигон, доску для формул составления максимально точного изображения.
Его самого учили такие замечательные русские живописцы, как Серов и Коровин. Начинал Крымов еще до революции, денег ни на что не хватало и ему приходилось рисовать красками, остатки которых счищали с палитр другие ученики. Возможно, именно тогда, ссыпая бережно эти «счистки» в ладонь, он задумался впервые о природе цвета и... света. Именно света, как Вермеер, пытавшийся найти формулу живого света в своих картинах.
Эта формула мучила Крымова больше двадцати лет! И он ее нашел: в 1926 году он формулирует свою теорию «общего тона». Он считает, что в живописи все решает не просто цвет, а тон: «сила света в цвете».
Знаете, это как выйти на улицу рано утром и вдруг по неуловимому сиянию неба, деревьев, теней и солнечных зайчиков разом ощутить, что вокруг июль, что будет гроза и что потом надвинется, заставляя жмуриться, невесомая свежеть промытых полей, проселков и улиц...
Он не очень фантазировал. Что называется — как подписано, так и написано: "Солнечный день", "После весеннего дождя", "Лунная ночь в лесу", "Розовая зима", "Деревня летом"... Все эти картины - очень тонкие работы, передающие именно ощущение, тайный свет и чистоту естественной природы. В них смотришь, будто в окно, а не на холст, все настоящее!
Крымов не скрывал, что его любимыми художниками были Илья Репин и Исаак Левитан.
Однако, у этих великих не осталось учеников, а у Крымова — остались. Потому что великие трудились для себя, а он — для живописи в целом.
И правильно. Гениальные люди не ищут частных решений. Они ищут формулы, которые объясняют строение миров, структуры надзвездных сфер, вечный ход светил!
Да Винчи, например.
Вермеер, например.
Например, Крымов.